Судебная власть

Решение от 20.05.2008 №А70-2231/2008. По делу А70-2231/2008. Тюменская область.

Решение

г. Тюмень

20 мая 2008 г.

Дело № А70-2231/20 -2008 Резолютивная часть решения объявлена “20“ мая 2008 г. Решение изготовлено в полном объеме “20“ мая 2008 г.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Свидерской И.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абелевой В.Р., рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению

индивидуального предпринимате Ф.И.О. br>
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 2 о возврате сумм страховых взносов

при участии:

от заявителя: Заворохина Ю.А., дан 02.09.2003 г., доверенность от 15.05.2008 г.

от ответчика: Давлетшин Э.И., доверенность № 16 от 28.03.2008 г.; Аушаркенов А.М., доверенность № 10 от 14.03.2008 г.;

Установил:

Предприниматель Чеботарь Р.Г. обратился в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 2 о признании незаконным решения № 1235 от 03.04.2008 г., просит обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 2 произвести возврат ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 64457 рублей.

Представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представителя ответчика против удовлетворения заявленных требований возражают по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, заявитель ошибочно уплатил страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии за работников за сентябрь 2007 г. в размере 64457 руб.

Заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о возврате страховых взносов в размере 64457 руб.



Письмом № 1235 от 03.04.2008 г. Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 2 отказала заявителю в зачете (возврате) излишне уплаченных страховых взносов, в связи с тем, что согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, следовательно у налогового органа отсутствуют правовые основания для проведения зачета (возврата).

Суд полагает, что выводы налогового органа являются незаконными и необоснованными.

В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Суд исходит из того, что статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность осуществлять возврат или зачет страхователям уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.

Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном размере страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Следовательно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей природе не являются налогами или сборами, понятие которых определено в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации.

Между тем из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона № 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В соответствии с приложением № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 № 115-ФЗ (в редакции изменений от 18.12.2006) “О бюджетной классификации Российской Федерации“ главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Приказом Минфина России от 16.12.2004 № 116н утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).

С учетом изложенного довод инспекции о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете (возврате) плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, является необоснованным.

Заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В силу ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Поскольку заявленные требования удовлетворены, государственная пошлина подлежит взысканию с налогового органа в пользу заявителя.



Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным Решение № 1235 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Тюменской области об отказе в проведении зачета (возврата) от 03.04.2008 г., вынесенное в отношении индивидуального предпринимате Ф.И.О.

Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 2 возвратить индивидуальному предпринимате Ф.И.О. сумму неверно перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 64457 (шестьдесят четыре тысячи четыреста пятьдесят семь) рублей.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 2 в пользу индивидуального предпринимате Ф.И.О. судебные расходы по уплате госпошлины в размере 2533 (две тысячи пятьсот тридцать три) рублей 71 копеек.

Выдать исполнительный лист на взыскание судебных расходов после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья И.Г. Свидерская

И.Г. Свидерская