Судебная власть

Решение от 20 мая 2008 года № А19-1215/2008. По делу А19-1215/2008. Иркутская область.

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 24-12-96, факс 24-15-99

Решение

г. Иркутск

Дело №А19-1215/08-36

«20» мая 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 мая 2008 года. Полный текст решения изготовлен 20 мая 2008 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Самойловой О.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Самойловой О.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Успех»

к Департаменту Агропромышленного комплекса Иркутской области

о признании незаконным решения государственного органа

при участии в заседании:

от заявителя – Голенков А.Д. – генеральный директор ООО «Успех»;

от органа, принявшего оспариваемый акт – Лиханская Э.Н. – представитель по доверенности от 23.04.2008 № 57-37-1114/8;



Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Успех» (далее – заявитель; общество) обратилось в арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Департаменту Агропромышленного комплекса Иркутской области (далее - орган, принявший оспариваемый акт; Департамент) о признании незаконным отказ от 10.01.2008 № 57-37-17/8 о продлении права пользования объектами животного мира в Нижнеудинском районе.

Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал, в качестве основания заявленных требований указал нарушение Департаментом установленного законом порядка выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.

Представитель органа, принявшего оспариваемый акт, в судебном заседании заявленное требование оспорил, указав на необоснованность доводов заявителя.

Дело, в соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается по имеющимся в нем материалам, исследовав которые и выслушав представителей лиц, участвующих в деле суд Установил следующее.

Основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением послужило письмо Департамента от 10.01.2008 № 57-37-17/8, которое заявитель расценил как отказ в выдаче долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, Решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает Решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Кодекса).

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ “О животном мире“ (далее - Закон) долгосрочная лицензия - специальное разРешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира;

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира относится установление порядка предоставления лицензий на пользование объектов животного мира (статья 5 Закона).

Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии (статья 33 Закона).

В соответствии с частью 5 статьи 35 Закона пользование животным миром осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории

В силу статей 33, 36 Закона объекты животного мира предоставляются юридическим лицам в пользование на основании долгосрочной лицензии, выдаваемой специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.



Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.1996 N 1574 “О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира“ установлено, что долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира в порядке, установленном Федеральным законом “О животном мире“ в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, выдает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.06.2000 № 569 (далее - Положение) органом, уполномоченным выдавать долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, за исключением охотничьих животных, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, является специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания.

В соответствии с Положением о Департаменте агропромышленного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением администрации области от 29 октября 2007 года № 225-па Департамент агропромышленного комплекса Иркутской области (далее - департамент) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по государственному управлению агропромышленным комплексом Иркутской области. К задачам Департамента отнесено реализация полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов (подпункт 6 пункта 6).

Таким образом, Департамент является специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, осуществляющим долгосрочное лицензирование деятельности на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.

В соответствии с пунктом 4 Положения для получения долгосрочной лицензии на пользование охотничьими животными соискатель лицензии подает в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации: заявку на получение охотничьих животных в пользование по форме, утвержденной Приказом Госкомэкологии России и Минсельхозпрода России от 22.06.98 N 378/400; опии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены в установленном порядке); справку налогового органа о постановке на учет; сведения о профессиональной или квалификационной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности; данные о нормативно - методическом обеспечении, организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения пользования охотничьими животными, информацию о предыдущей деятельности и опыте работы в данной сфере природопользования; экологическое обоснование (готовится соискателем лицензии и включает в себя краткую характеристику состояния среды обитания и объектов животного мира, перспективный план деятельности по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира на заявленной территории, акватории).

В соответствии с пунктами 6 - 7 Положения лицензирующий орган рассматривает поступившие заявки на получение охотничьих животных в пользование в течение 30 дней с даты поступления, готовит экспертное заключение о возможности выдачи долгосрочной лицензии, вносит в долгосрочную лицензию условия пользования охотничьими животными, разработанные на основе федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов, являющихся неотъемлемой частью лицензии. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает Решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного, водного фонда на указанной территории, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела видно, что заявка на получение лицензии с пакетом документов была передана заявителем в Департамент 04.07.2007.

Судом установлено, материалами дела подтверждено и не оспаривается сторонами, что заявителем в Департамент предоставлен пакет документов для получения долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты в соответствии с требованиями пункта 4 Положения.

В силу статьи 36 Закона и пункта 9 Положения долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает лицензирующий орган на основании решения Правительства Российской Федерации или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Лицензирующий орган в письменной форме уведомляет соискателя лицензии о принятии решения о выдаче долгосрочной лицензии в течение трех дней после принятия указанным органом соответствующего решения с указанием реквизитов его банковского счета и срока оплаты сбора или об отказе в выдаче долгосрочной лицензии.

Уведомление об отказе в выдаче долгосрочной лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

Вместе с тем, письмо Департамента от 10.01.2008 № 57-37-17/8 не содержит отказа заявителю в выдаче долгосрочной лицензии, а сообщает о приоритете в представлении долгосрочной лицензии.

Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории российским юридическим лицам и гражданам Российской Федерации, ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования на данной территории или акватории, а также собственникам земель, землевладельцам и владельцам лесного фонда, располагающим соответствующими средствами и специалистами закреплен в статье 36 Закона.

В письме Департамента заявителю сообщается, что приоритет на получение долгосрочной лицензии имеет ООО «Нижнеудинское», из чего можно сделать вывод, что заявителю будет отказано в предоставлении долгосрочной лицензии, однако, как таковой отказ в предоставлении лицензии в данном письме отсутствует, в связи с чем суд находит, что письмо Департамента от 10.01.2008 № 57-37-17/8 не порождает каких-либо правовых последствий для заявителя, и соответственно, не может привести к нарушению прав и законных интересов заявителя.

Учитывая изложенное, требование заявителя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 167-170; 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении заявленного требования о признании незаконным отказа Департамента Агропромышленного комплекса Иркутской области от 10 января 2008г. № 57-37-17/8 о предоставлении права пользования объектами животного мира в Нижнеудинском районе в отношении ООО «Успех» – отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья О.И. Самойлова