Судебная власть

Решение от 20 мая 2008 года № А11-1596/2008. По делу А11-1596/2008. Владимирская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ Именем Российской Федерации

Решение

г. Владимир Дело № А11-1596/2008-К2-20/75

“20” мая 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2008 года.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с согласия лиц, участвующие в деле, суд 14.05.2008 завершил предварительное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Арбитражный суд Владимирской области в составе:

Судья

Шеногина Н.Е.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Шеногиной Н.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя

Ф.И.О. о признании незаконными действий

межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Владимирской

области, выразившиеся в отказе произвести возврат излишне уплаченных страховых

взносов в сумме 3859 руб.,

при участии представителей:



от заявителя – Сокова В.К. – лично ( выдан ОВД Фрунзенского района г.Владимира, дата выдачи 15.07.2003, код подразделения 332-003);

от заинтересованного лица – Сокровой З.Ш.– по доверенности от 21.03.2008 № 06165;

Установил.

Индивидуальный предприниматель Соков Владимир Константинович обратился в арбитражный суд с требованием, изложенным в заявлении от 01.04.2008 и измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до принятия судебного акта по настоящему делу, о признании незаконным письма межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Владимирской области (далее – Инспекция) от 21.12.2007 № 770 и обязании Инспекции возвратить излишне уплаченную сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 3 859 руб. на расчетный счет № 42307810210043217344/48, открытый в филиале 8611/0088 Сберегательного банка России.

Инспекция не согласилась с требованием индивидуального предпринимателя Сокова В.К., указав, что в настоящее время действующим законодательством не определены как уполномоченный орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов, так и порядок проведения зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (отзыв от 23.04.2008 № 03-06/08668).

По существу заявления Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимире Владимирской области сообщило суду о том что, Соковым В.К. были уплачены взносы на обязательное пенсионное страхование по КБК (накопительная часть трудовой пенсии) тремя платежами 05.07.2007 в размере 308 руб., 02.08.2007 в размере 900 руб., 05.10.2007 в размере 2651 руб. (всего 3 859 руб.). Вследствие чего у заявителя образовалась переплата по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, арбитражный суд Установил, что Соков В.К., зарегистрированный Инспекцией в качестве индивидуального предпринимателя 27.03.2006 (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, серия 33 № 001304374), обратился в Инспекцию с заявлением от 20.12.2007 о возврате ошибочно перечисленных на КБК 18210202040061000160 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год в сумме 3 859 руб. на счет, открытый в филиале Сбербанка России на его имя.

По результатам рассмотрения данного заявления Инспекция приняла Решение об отказе в осуществлении зачета (возврата) (письмо от 21.12.2007 № 770), в котором указала на отсутствие правовых оснований для проведения возврата (зачета) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, поскольку не определены орган, который должен производить возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов, и порядок проведения такого возврата (зачета).

Индивидуальный предприниматель Соков В.К., не согласившись с данным Решением Инспекции, обратился в арбитражный суд с настоящими требованием.

Оценив представленные в дело доказательства и приведенные сторонами доводы, арбитражный суд признал требование индивидуального предпринимателя Сокова В.К., обоснованными исходя из следующего.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее – Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ) Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 13 данного Федерального закона страховщик (территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

Статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ установлено, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Поскольку статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе и из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а названным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к спорным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Порядок зачета и возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора определен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции которой, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что: сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика; возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом; правила о зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.



Суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, излишне уплаченные до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до указанной даты (пункт 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“).

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, выступают в качестве администраторов доходов бюджета.

В соответствии с Федеральным законом от 15.08.1996 № 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (в редакции, действовавшей в спорный период), Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 № 116н (в редакции, действовавшей в спорный период), налоговый орган как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязан по заявлению плательщика страховых взносов произвести в установленном порядке зачет (возврат) денежных средств, ошибочно зачисленных по неверному коду бюджетной классификации.

В связи с указанным следует признать, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа индивидуальному предпринимателю Сокову В.К. в осуществлении возврата излишне уплаченных страховых взносов.

Имеющиеся в деле документы (квитанции от 04.07.2007, 04.10.2007, б/н, реестр учета платежей за период с 01.01.2007 по 15.04.2008, справка Инспекции о состоянии расчетов на 18.04.2008 Сокова В.К., заключение и реестр учета платежей страхователей за период с 01.01.2007 по 15.04.2008, представленные Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Владимиру Владимирской области) свидетельствуют о наличии у индивидуального предпринимателя Сокова В.К. переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 385 9 руб. за 2007 год.

Данный факт Инспекцией не оспаривается.

При таких обстоятельствах письмо Инспекции от 21.12.2007 № 770 об отказе в осуществлении зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит признанию недействительным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушающее права и законные интересы индивидуального предпринимателя Сокова В.К.

На основании изложенного требование индивидуального предпринимателя Сокова В.К. подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению за счет Инспекции.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г.Владимир, ул.Березина, д.4) в течение месяца со дня его принятия.

Судья Н.Е. Шеногина