Судебная власть

Решение от 19.05.2008 №А04-2243/2008. По делу А04-2243/2008. Амурская область.

Решение

г. Благовещенск

Дело №

А04-2243/08-1/38



19



мая

2008 года

Дата объявления резолютивной части решения



19



мая

2008 года

Дата принятия (изготовления) решения



Арбитражный суд в составе судьи


(Фамилия И.О. судьи)

Арбитражных заседателей

---

При участии секретаря судебного заседания

О.А. Капитоновой

Рассмотрев в судебном заседании заявление

индивидуального предпринимател Ф.И.О. br>
(наименование заявителя)

к

Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области

(наименование ответчика)

о

признании недействительным ненормативного акта

Третье лицо: ГУ - УПФР РФ в городе Благовещенске Амурской области.

протокол вел: секретарь судебного заседания О.А. Капитонова

(Фамилия И.О., должность лица)



при участии в заседании:

От заявителя: не явился, извещен;

От ответчика: Фортенадзе П.Н. по доверенности от 25.04.2008 г. № 05-30/62;

От третьего лица: не явился, извещен.

Установил:

Индивидуальный предпринимате Ф.И.О. (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области (далее – ответчик, налоговый орган) об отказе в возврате переплаты № 51 от 23.01.2008 года, просит обязать налоговый орган возвратить из бюджета сумму в размере 1 977 рублей.

Заявленные требования обоснованы тем, что в связи с излишней уплатой в 2005-2007 годах страховых взносов в виде фиксированных платежей, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии, за предпринимателем на 24.12.2007 года образовалась переплата в указанном размере. При обращении в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне перечисленных взносов, предприниматель получил отказ, считает его незаконным.

В судебное заседание заявитель не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Ответчик в судебном заседании заявленные требования не признал, указал, что действующим законодательством не определен орган, который должен производить зачет (возврат) страховых взносов и порядок его проведения. Считает, что правовых оснований у налогового органа для проведения зачета (возврата) переплаты страховых взносов на обязательное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, не имеется. Считает, что вопросы, связанные с уплатой страховых взносов в виде фиксированных платежей, направляемых на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии относятся к компетенции органов пенсионного фонда, а на налоговые органы возложены лишь функции по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов дела, явку своего представителя не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В отзыве подтвердил наличие у заявителя переплаты по страховым взносам в виде фиксированных платежей, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии на 12.05.2008 год в сумме 1 977 рублей; указал, что у органов пенсионного фонда отсутствуют полномочия относительно процедур проведения зачета/возврата излишне уплаченных взносов, такими функциями наделены налоговые органы, представил Акт сверки по уплате страховых взносов на 12.05.2008 года и реестр поступления платежей.

Выслушав представителя ответчика и исследовав материалы дела, суд Установилследующие обстоятельства.
< Ф.И.О. зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304280127900071, ИНН 280128220800; зарегистрирована в качестве плательщика страховых взносов в пенсионный фонд в городе Благовещенске Амурской области.

Заявитель на 24.12.2007 год излишне уплатил страховые взносы в виде фиксированных платежей, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 1 977 рублей, из них: в 2005 году - 432 рубля; в 2006 году – 1 200 рублей, в 2007 году – 345 рублей.

29.12.2007 года предприниматель обратился в налоговый орган с заявлением о возврате переплаты по страховым взносам в виде фиксированных платежей сумме 1 977 рублей с КБК 18210202040061000160 ОКАТО 10401000000.

Ответчик письмом от 23.01.2008 года № 51 сообщил об отказе в осуществлении зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов, ссылаясь на то, что действующим законодательством не определен орган, который должен производить зачет (возврат) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Не согласившись с действиями налогового органа по данному отказу, заявитель обратился в арбитражный суд.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно абзацам 1 и 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ), законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу статьи 13 указанного Закона страховщик (Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям только в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Поскольку в нормах Федерального закона № 167-ФЗ не устанавливается порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к этим правоотношениям в соответствии со статьей 2 Федеральный закон № 167-ФЗ применяются положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в частности, статья 78 НК РФ «Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени».

Согласно указанной статье НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика

В соответствии со статьями 160.1, 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 01.12.2007)) уполномоченным на принятие решений о возврате, зачете (уточнении) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов является администратор доходов бюджета. Возврат (зачет, уточнение) платежа осуществляется органами Федерального казначейства на основании представленного администратором доходов бюджета поручения (уведомления).

Согласно статье 25 Федерального закона № 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложен на налоговый орган в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2007 года N 74Н (в редакции приказа Минфина РФ от 28 января 2008 г. N 17н) администратором доходов по коду поступления 182 1 02 02040 06 0000 160 является Федеральная налоговая служба.

Следовательно, заявление предпринимателя о возврате излишне уплаченных страховых взносов подлежит рассмотрению и исполнению ответчиком.

Все вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии оспариваемого отказа налогового органа требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Так же заявитель просит, в порядке статьи 201 АПК РФ, обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения путем совершения действий по возврату из бюджета суммы в размере 1 977 рублей.

Данное требование подлежит удовлетворению.

Расходы по госпошлине относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Признать недействительным, несоответствующим статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации Решение от 23.01.2008 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области об отказ Ф.И.О. в возврате 1 977 рублей излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о возврате указанной суммы переплат.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области в польз Ф.И.О. расходы по госпошлине в сумме 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд Дальневосточного судебного округа (город Хабаровск), и (или) в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (город Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья В.Д. Пожарская