Судебная власть

Решение от 15.05.2008 №А04-1287/2008. По делу А04-1287/2008. Амурская область.

Именем Российской Федерации

Решение

Арбитражный суд Амурской области

г. Благовещенск

Дело №

А04-1287/08-11/150

15

мая

2008 г.

дата объявления резолютивной части

15

мая

2008 г.

дата принятия решения

Арбитражный суд в составе судьи

Голубевой С.В.



При участии секретаря судебного заседания

Осадчей М.А.

Рассмотрев в судебном заседании исковое заявление

ООО «Перспектива»

к

МУЗ «Тындинская центральная районная больница»

Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области

о

взыскании 27 848, 03 руб.

Третьи лица:

Финансовое управление администрации Тындинского района

Протокол вела секретарь судебного заседания Осадчая М.А.

При участии в заседании:

от истца – Гурулева Т.Ю. дов. № 153 от 18.04.2008, нязькова Л.Ю. дов. № 228 от 14.05.2008, r>
Ответчики:

Минфин Амурской области – не явились, извещены (почтовое отправление № 25213).



МУЗ «Тындинская центральная районная больница» – не явились, извещены (почтовое отправление № 25212).

Третье лицо – не явились, извещены (почтовое отправление № 25214).

Установил:

В Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Перспектива» с исковым заявлением к муниципальному учреждению здравоохранения «Тындинская центральная районная больница» о взыскании задолженности по договору № 8 от 01.11.2006 об оказании социальной помощи отдельным категориям граждан в сумме 27 848, 03 руб.

В соответствии со ст. 46 АПК РФ с согласия истца к участию в деле в качестве другого ответчика судом привлечена Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области.

В соответствии со ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Финансовое управление администрации Тындинского района.

Исковые требования обоснованы тем, что между истцом и МУЗ «Тындинская центральная районная больница» заключен договор № 8 от 01.11.2006, в соответствии с которым истец обязался предоставлять медицинским работникам учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности (п. Восточный и п. Первомайский Тындинского района) услуги по техническому обслуживанию и ремонту жилья, найму жилья, коммунальным услугам (отопление) на основании нормативов, утвержденных Законом Амурской области от 05.12.2005 № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», Законом Амурской области от 03.04.2006 № 168-ОЗ «О внесении изменений в Закон Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий»», а МУЗ «Тындинская ЦРБ» обязалась своевременно оплачивать оказанные услуги. Как указывает истец, условия договора были выполнены им в полном объеме. МУЗ «Тындинская ЦРБ» в свою очередь принятые на себя обязательства исполнила ненадлежащим образом, задолженность по состоянию на 27.02.2008 составила 27 848, 03 руб.

В настоящем судебном заседании представители истца уточнили заявленные требования – просили взыскать сумму 27 848, 03 руб. с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет казны Амурской области в качестве убытков, возникших в результате предоставления льгот отдельным категориям граждан.

На основании ст. 49 АПК РФ уточнение исковых требований судом было принято.

Ответчик Министерство финансов Амурской области своих представителей в заседание не направил. Представил отзыв, в котором указал, что с требованиями истца не согласен. В обоснование возражений ссылается на то, что в соответствии с Законом Амурской области от 05.12.2005 № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению гражданам мер социальной поддержки на неопределенный срок. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций. Указывает, что в 2007 году Тындинскому району из областного бюджета была выделена субвенция в размере 14 200 тыс. руб., кредиторская задолженность на 01.01.2008 составляет 11 053, 7 тыс. руб.

Ответчик МУЗ «Тындинская центральная районная больница» своих представителей в заседание не направил. В представленном отзыве ссылается на то, что неисполнение обязательств по договору № 8 от 01.11.2006 связано с отсутствием финансирования со стороны Финансового управления администрации района.

Третье лицо Финансовое управление администрации Тындинского района своих представителей в заседание также не направил. К предварительному судебному заседанию представил отзыв, в котором указал, что задолженность МУЗ «Тындинская ЦРБ» перед ООО «Перспектива» составляет 27 848, 03 руб., данная задолженность сложилась в связи с недостатком средств, поступивших из областного бюджета. Считает, что поскольку органы государственной власти Амурской области не выполнили свои обязательства по финансовому обеспечению реализации Закона Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», указанная сумма подлежит взысканию с казны Амурской области.

В связи с тем, что о времени и месте рассмотрения дела ответчики и третье лицо были извещены надлежащим образом, в соответствии со ст. 156 АПК РФ судебное разбирательство было проведено в отсутствие их представителей.

Исследовав доводы истца, материалы дела, суд Установилследующие обстоятельства.

01 ноября 2006 года ООО «Перспектива» (поставщик) и МУЗ «Тындинская центральная районная больница» (потребитель) был заключен договор № 8 об оказании социальной поддержки отдельным категориям граждан, в соответствии с которым поставщик обязался предоставлять медицинским работникам учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности (п. Восточный и п. Первомайский Тындинского района) услуги по техническому обслуживанию и ремонту жилья, найму жилья и коммунальным услугам (отопление) на основании нормативов, утвержденных Законом Амурской области от 05.12.2005 № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» и Законом Амурской области от 03.04.2006 № 168-ОЗ «О внесении изменений в Закон Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий». Норма возмещения размера тарифов по отоплению, техническому обслуживанию, ремонту и найму жилья была определена сторонами в размере 100 % в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения. На возмещение расходов за оказанные услуги поставщик должен был ежемесячно до 25 числа расчетного месяца предъявлять потребителю соответствующую счет-фактуру. Согласно п.п. 2.3.1 договора потребитель обязался производить перечисление средств на возмещение затрат по оказанным льготам не позднее 15 дней со дня получения платежных документов.

Указанный договор был заключен сторонами на срок с 01.11.2006 по 31.12.2006. При этом в п. 5.1 сторонами было установлено, что договор считается продленным на следующий год, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит и его расторжении или изменении условий.

Как следует из материалов дела, в период с 01.11.2006 по 31.12.2006 общество «Перспектива» согласно договора № 8 от 01.11.2006 оказало медицинским работникам учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг на общую сумму 68 374, 49 руб.

МУЗ «Тындинская центральная районная больница» в счет исполнения своих обязательств перечислило истцу 40 526, 46 руб. (платежные поручения № 347 от 21.08.2007, № 346 и № 394 от 28.08.2007, № 428 от 29.08.2007 и № 484 от 31.08.2007).

На день рассмотрения дела сумма задолженности составила 27 848, 03 руб.

Наличие и размер задолженности подтверждены представленными в материалы дела счетами-фактурами № 00023 от 06.12.2006, № 00003 от 24.01.2007, № 00056 от 28.02.2007, № 00099 от 26.03.2007, № 00146 от 25.04.2007, № 00176 от 23.05.2007, № 00219 от 21.06.2007, № 00261 от 25.07.2007, № 00282 от 22.08.2007, № 00321 от 21.09.2007, № 00381 от 24.10.2007, № 00410 от 26.11.2007, № 00461 от 14.12.2007 с приложенными к ним заверенными списками граждан, которым были предоставлены льготы, а также актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 18.04.2008, подписанным со стороны МУЗ «Тындинская центральная районная больница» без возражений.

Указанные документы, а также сам факт наличия задолженности и ее размер ответчиками не оспорены.

Суд в соответствии со ст. 71 АПК РФ оценивает представленные документы как надлежащие доказательства предоставления истцом льгот указанной категории граждан.

Пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что Решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.

Закон Амурской области от 05.12.2005 № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.

В подпункте «а» п. 9 и п. 11 ч. 1 статьи 1 Закона № 99-ОЗ определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки. В числе указанных категорий граждан названы врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал медицинских и фармацевтических организаций, учреждений здравоохранения и социального обслуживания (далее-медицинские работники); а также пенсионеры, проработавшие не менее десяти лет в организациях и учреждениях, указанных в п. п. 9, 11 части 1 данной статьи, проживающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках). Согласно ст. 4 Закона и приложения № 1 к нему указанным гражданам предоставляется социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе путем 100-процентного снижения размера платы за наем, содержание и ремонт жилого помещения, а также оплаты коммунальных услуг.

Пунктом 4 ст. 9 Закона № 99-ОЗ предусмотрено, что обеспечение предусмотренных этим законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.

Пунктом 5 ст. 2 Закона Амурской области от 05.12.2005 № 99-03 установлено, что порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки устанавливается губернатором области.

Постановлением Губернатора Амурской области от 23.12.2005 № 702 утвержден Порядок предоставления и использования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий согласно п. 2 которого в части финансирования расходов на предоставление мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий, указанным в подпунктах 1-6,12-14,15 пункта 1 статьи 1 Закона № 99-ОЗ главным распорядителем бюджетных средств по перечислению субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов является Финансовый департамент Администрации области.

Судом установлено, что на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2007 году было предусмотрено и выделено из бюджета Амурской области Тындинскому району 14 200 тыс. руб., в том числе по врачам, провизорам среднего и фармацевтического персонала – 2 608, 6 тыс. руб., при этом сумма фактических затрат предприятий в 2007 году составила 21 214 тыс. руб., из них по медицинским работникам – 3 748, 6 тыс. руб. Полученные денежные средства частично были направлены на погашение кредиторской задолженности, сформировавшейся по состоянию на 01.01.2007 (в сумме 8 063, 3 тыс. руб., из них по медицинским работникам в сумме 1 019, 6 тыс. руб.). Указанные обстоятельства подтверждаются отчетом об использовании субвенций, выделенных из областного бюджета на оказание мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг по Тындинскому району. Таким образом, полученные из областного бюджета в 2007 году средства на реализацию Закона № 99-03 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» были полностью распределены.

Из вышеизложенного следует, что фактическая потребность Тындинского района в средствах, необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам, превышает размер средств, выделенных из бюджета Амурской области. В связи с этим задолженность МУЗ «Тындинская центральная районная больница» по оплате выпадающих доходов истца от предоставления гражданам в период с 01.11.2006 по 31.12.2007 мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг образовалась в результате недостаточного выделения денежных средств, предусмотренных на оказание указанных мер социальной поддержки.

Доказательств нецелевого использования полученных бюджетом Тындинского района денежных средств суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что МУЗ «Тындинская центральная районная больница» не имела возможности направлять средства на реализацию Закона Амурской области № 99-ОЗ от 05.12.2005 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», поскольку денежные средства из областного бюджета в необходимом количестве не передавались, а средств, выделенных в порядке субвенций, было недостаточно.

Федеральными законами «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

В соответствии с п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» установлено, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшие товары (выполнившего работы, оказавшие услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

Пунктом 17 названного Пленума установлено также, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.

При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.

Поскольку Финансовому отделу администрации Тындинского района в 2007 году не были выделены из областного бюджета в достаточном размере средства на реализацию полномочий в части предоставления мер социальной поддержки гражданам согласно Закона № 99-ОЗ от 05.12.2005 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», и МУЗ «Тындинская центральная районная больница» не имела возможности для исполнения обязательств по возмещению истцу выпадающих доходов по договору № 8 от 01.11.2006, в силу ст.ст. 16, 1069 ГК РФ и ст. 136 БК РФ убытки в сумме 27 848, 03 руб., связанные с предоставлением в 2007 году медицинским работникам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, подлежат возмещению за счет средств казны Амурской области.

В качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета (ст. 158 Бюджетного Кодекса).

Согласно Порядку предоставления и использования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельным категориям, утвержденным Постановлением Губернатора Амурской области № 702 от 23.12.2005 главным распорядителем бюджетных средств по перечислению субвенций на реализацию Закона № 99-ОЗ от 05.12.2005г. является Финансовый департамент администрации области (преобразованный в Министерство финансов Амурской области).

Таким образом, с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области следует взыскать в пользу истца убытки в сумме 27 848, 03 руб.

В иске к МУЗ «Тындинская центральная районная больница» отказать.

В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ государственная пошлина по настоящему делу составляет 1 113, 92 руб. При обращении в суд истцу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины. На основании ст. 110 АПК РФ государственная пошлина в указанной сумме подлежит взысканию с ответчика Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-171, 180 АПК РФ суд

Решил:

Взыскать с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» убытки, понесенные в результате предоставления гражданам мер социальной поддержки на основании Закона Амурской области от 05.12.2005 № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» за период с 01.11.2006 по 31.12.2007 в сумме 27 848, 03 руб., в доход федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 1 113, 92 руб.

В иске к МУЗ «Тындинская центральная районная больница» отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу – в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья Голубева С.В.