Судебная власть

Решение от 20.05.2008 №А45-2693/2008. По делу А45-2693/2008. Новосибирская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

630007, город Новосибирск, улица Кирова, 3

Именем Российской Федерации Решение

г. Новосибирск ДЕЛО № А45-26932008

46/43

«19» мая 2008 года

Резолютивная часть решения оглашена 19 мая 2008г.

В полном объеме Решение изготовлено 20 мая 2008г.

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи ЧЕРНОВОЙ О.В,

при ведении протокола судебного заседания судьёй Черновой О.В.,

рассмотрел в судебном заседании дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Новосибирска

к ответчику: ООО «Брокер-Альянс»

третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Красноярска

о признании недействительной государственной регистрации

при участии в судебном заседании представителей:

от истца: Чумаченко К.А. по доверенности № 25 от 07.02.2008г.



от ответчика: не явился (извещен)

от третьего лица: не явился (извещен)

Истец- Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Новосибирска обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в части местонахождения Общества, внесенных от 08.08.2005г. № 1022402647134.

В судебном заседании заявитель уточнил заявленные требования и просит признать недействительной государственную регистрацию изменений, внесенных в учредительные документы ООО «Брокер-Альян» от 04.08.2005г. № 2052466103985.

В соответствии со ст. 49 АПК РФ суд принял уточненные требования заявителя.

Ответчик и третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения спора по последнему известному суду адресу, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ответчик отзыва и возражений на иск не представил.

Третье лицо просит в иске отказать, в связи с отсутствием правового обоснования предъявления указанных требований к ООО «Брокер-Альянс» с учетом положений ст. 197-199 АПК РФ.

В соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие надлежаще уведомленных ответчика и третьего лица.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя,

суд

Установил:

Как видно из материалов дела, 04 августа 2005года осуществлена государственная регистрация, вносимых в учредительные документы ООО «Брокер-Альянс» в связи с изменением местонахождения юридического лица.

Согласно заявлению о государственной регистрации адрес места нахождения Общества и его исполнительного органа является: г.Новосибирск, ул. Фрунзе, 5, офис 930. После чего ООО «Брокер-Альянс» снято с налогового учета в Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Красноярска и поставлено на налоговый учет в Инспекцию ФНС по Центральному району г. Новосибирска. Инспекция ФНС по Центральному району г. Новосибирска просит признать недействительной регистрацию изменений Общества с ограниченной ответственностью «Брокер-Альянс», так как по указанному адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 5, офис 930 Общество фактически не находится. Как видно из материалов дела, по адресу, указанному в изменениях в учредительные документы, и заявлении о государственной регистрации изменений Общество с ограниченной ответственностью “Брокер-Альянс“ не располагается, по данному адресу находится ОАО «Сибгипрошахт». Инспекцией ФНС по Центральному району г. Новосибирска сделан запрос в указанную организацию о предоставлении информации о заключенных договорах аренды между ним и обществом. В ответ на запрос получено сообщение о том, что договоров аренды с ООО «Брокер-Альянс» не заключалось, и, соответственно, общество по указанному адресу отсутствует. Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Основанием иска налоговый орган указал на представление ООО «Брокер-Альянс» в регистрирующий орган недостоверной информации о его месте нахождения. Принимая во внимание заявленные материально-правовые требования, особенности правового регулирования вопросов, связанных с рассмотрением дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (пункт 1 статьи 198, пунктов 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в предмет судебного исследования арбитражный суд включил следующие вопросы: - наличие у истца права на обращение в суд с такими требованиями; - нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; - несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого решения и действия (бездействия). В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Положения указанной выше правовой нормы применяются в совокупности с положениями статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Таким образом, органы государственной власти и местного самоуправления, а также иные органы, в том числе и налоговые органы, могут обращаться в арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях установленных федеральным законом. Они вправе оспорить ненормативные акты, решения и действия (бездействие) властных органов и должностных лиц, нарушающие права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд, проанализировав положения статей 52, 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью“, статей 8, 12, 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, пришел к выводу, что отсутствие постоянно действующего исполнительного органа юридического лица по месту нахождения юридического лица, указанному в учредительных документах, после государственной регистрации изменений учредительных документов юридического лица не может свидетельствовать о недостоверности сведений о месте нахождения юридического лица, представленных учредителем (участником) общества при их регистрации и, как следствие, о незаконности такой регистрации. Место нахождения юридического лица в силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью“ устав общества должен содержать, в том числе, сведения о месте нахождения общества. Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Аналогичное положение содержится в статье 13 названного Закона, устанавливающей порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании. Статья 12 Закона содержит исчерпывающий перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, в числе которых подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного каптала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 4 статьи 9 Закона). Перечисленные положения законов относятся к порядку регистрации юридических лиц и не определяют ни основания, ни порядка признания недействительной регистрации зарегистрированного в едином государственном реестре юридического лица, а могут лишь являться основанием для отказа в регистрации при подаче заявления с неверно указанным регистрационным адресом юридического лица. Судом установлено, что адрес, являющийся местом нахождения общества, указанным учредителем общества, фактически существует и не является вымышленным, поэтому, то обстоятельство, что отсутствует заключенный договор аренды на помещение по данному адресу и в настоящее время отсутствует общество по месту нахождения, указанному в учредительных документах, не является доказательством того, что первоначально представленные сведения являлись недостоверными. В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Налоговый орган не представил доказательств недостоверности сведений, указанных в заявлении о регистрации, содержащихся в учредительных документах Общества на момент его регистрации.



Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и отказ в государственной регистрации регламентированы главами IV и VIII Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон N 129-ФЗ). Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; Решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины. В силу подпунктов “а“ и “б“ статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, не предусмотрено. В рассматриваемом случае для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, ООО представило в Инспекцию ФНС по Центральному району г. Красноярска все документы, предусмотренные в пункте 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ. В заявлении о государственной регистрации подтверждается, что сведения, вносимые в учредительные документы, достоверны. Налоговым органам не предоставлено права проведения проверок на предмет достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизы представленных документов. Таким образом, у регистрирующего органа не было правовых оснований для отказа ООО «Брокер-Альянс» в государственной регистрации изменений.

Судом принято во внимание, что, согласно закону о государственной регистрации, представление недостоверных сведений о юридическом лице не является основанием для признания государственной регистрации вносимых изменений недействительной. В силу положений пункта 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В частности, частями 3 и 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе за непредставление, или несвоевременное представление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях если такое предоставление предусмотрено законом, а также за предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния. Исходя из положений, содержащихся в пункте 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ, следует, что в случае допущенных при создании либо реорганизации юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, а не признания недействительной государственной регистрации изменений. Указанная норма Закона корреспондирует с положением пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой юридическое лицо может быть ликвидировано также по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Общество не лишено возможности внести в учредительные документы изменения относительно адреса его местонахождения, что свидетельствует о том, что допущенное им нарушение является устранимым. Если, налоговым органом установлено, что юридическое лицо прекратило свою деятельность, то одним из способов прекращения деятельности юридического лица наряду с реорганизацией и ликвидацией юридического лица является его исключение из госреестра юридических лиц (подпункт “и“ пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в редакции ФЗ от 2 июля 2005 года N 83-ФЗ - далее Закон о регистрации). Порядок исключения недействующих юридических лиц из единого государственного реестра юридических лиц, предусмотренный Законом о регистрации (в редакции Федерального закона от 2 июля 2005 года N 83-ФЗ), распространяется также на юридические лица, зарегистрированные до вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2005 года N 83-ФЗ или до вступления в силу вносимых указанным Федеральным законом изменений в настоящий Федеральный закон Исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.

Также судом учитывается, что в данном случае налоговым органом не представлено в материалы дела доказательств о том, что обжалуемая регистрация изменений учредительных документов ООО “Брокер-Альянс“, нарушает права и законные интересы каких-либо лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявитель не представил суду доказательств наличия неправомерных действий регистрирующего органа при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Аналогичная позиция изложена в постановлениях :

ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 6 марта 2007 года Дело N А79-3967/2006, ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА, от 26 февраля 2007 года Дело N А79-4794/2006, от 16 августа 2006 г. Дело N Ф09-6913/06-С5, ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 4 апреля 2006 года Дело N А12-22697/05-С44, от 29 сентября 2005 года Дело N А55-606/05-31, ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 15 марта 2007 г. Дело N А19-26093/06-42-Ф02-1317/07 ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА от 23 января 2007 года Дело N Ф03-А24/06-1/4947 ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА от 5 июня 2006 года Дело N Ф04-2492/2006(22001-А75-40), от 22 марта 2006 года Дело N Ф04-1526/2006(20845-А75-15), от 10 января 2007 года Дело N Ф04-8701/2006(29659-А75-40), от 16 января 2007 года Дело N Ф04-8001/2006(28934-А03-29), от 13 июня 2007 года Дело N Ф04-3786/2007(35128-А03-15), от 13 июня 2007 года Дело N Ф04-3792/2007(35109-А03-15),. от 13 июня 2007 года Дело N Ф04-3788/2007(35099-А03-15),

Отказывая налоговом органу в удовлетворении иска, суд исходит из того, что Федеральная налоговая служба является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Зарегистрированное лицо в такой ситуации ответчиком быть не может. В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае неоднократного или грубого нарушения законов и иных нормативных правовых актов.

Данная позиция изложен в определении Высшего Арбитражного суда РФ от 19.12.2007г. № 16181/07.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 167-170,180,201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

В иске отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья О.В.Чернова