Судебная власть

Решение от 20.05.2008 №А67-433/2008. По делу А67-433/2008. Томская область.

Решение

г. Томск Дело № А67-433/08

20 мая 2008 г.

Резолютивная часть решения объявлена 19.05.2008 года.

Полный текст решения изготовлен 20.05.2008 года.

Арбитражный суд Томской области в составе судьи И.Н. Сенниковой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Элит-строй»

к Администрации г. Томска

о признании недействительным постановления Мэра г. Томска от 14.12.2007 № 3133-з «Об отмене постановления Мэра г. Томска от 07.08.2007 № 2111-з»,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация Октябрьского района г. Томска,

при ведении протокола судебного заседания судьей И.Н. Сенниковой,

ПРИ УЧАСТИИ В ЗАСЕДАНИИ:

От заявите Ф.И.О. (доверенность от 28.01.2008, выдана сроком до 28.01.2010; удостоверение адвоката № 330); От ответчи Ф.И.О. (доверенность № 2155 от 29.06.2007, выдана сроком на 1 год, удостоверение № 81);

От третьего лиц Ф.И.О. (удостоверение № 102; доверенность № 02 от 09.01.2008, выдана сроком на 1 г Ф.И.О. (доверенность № 33 от 12.05.2008, выдана сроком до 31.12.2008;

Установил:



Общество с ограниченной ответственностью «Элит-строй» (далее - ООО «Элит-строй», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Администрации г. Томска (далее - Администрация г. Томска, ответчик) о признании недействительным постановления Мэра г. Томска от 14.12.2007 № 3133-з «Об отмене постановления Мэра г. Томска от 07.08.2007 № 2111-з»,

Определением от 19.03.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Октябрьского района г. Томска (далее - Администрация Октябрьского района).

На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 14.05.2008 был объявлен перерыв до 16 часов 19.05.2008 г.

Представитель ООО «Элит-строй» поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительных пояснениях, в частности, указал следующее:

Постановление Мэра г. Томска от 14.12.2007 № 3133-з «Об отмене постановления Мэра г. Томска от 07.08.2007 № 2111-з» нарушило права и законные интересы ООО «Элит-строй» в сфере предпринимательской деятельности, в частности, право на безусловное получение земельного участка для последующего строительства; ООО «Элит-строй» произвело существенные затраты на разработку проекта территориального землеустройства (15 000 руб.) и проектной документации (50 000 руб.);

для отмены постановления Мэра г. Томска от 07.08.2007 № 2111-з о предварительном согласовании места размещения объекта должны быть определенные основания, связанные с нарушением процедуры и порядка его принятия; обжалуемое Постановление не содержит ссылок на то, какие правовые нормы нарушало отменяемое им Постановление Мэра г. Томска от 07.08.2007 № 2111-з; отмена указанного постановления была произведена фактически произвольно, поскольку действующее законодательство не предусматривает таких оснований, как коллективное обращение граждан и письма государственных и муниципальных органов; в самом постановлении указано лишь одно основание для признания его утратившим силу - невыполнение условий данного постановления;

норма ч. 3 ст. 31 ЗК РФ говорит о необходимости информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта; если орган местного самоуправления исполнил данную обязанность должным образом, но население по каким-то причинам не успело среагировать в отведенное время, то восполнить это после принятия решения невозможно; указанная норма не имеет никакого обеспечительного механизма, являясь по сути декларативной, т.к. положений о том, как должно учитываться мнение населения, нет; следовательно, орган местного самоуправления может принять Решение о предварительном согласовании также и при отрицательном мнении населения, просто учтя его;

до вынесения решения о предварительном согласовании места размещения объекта представителями ООО «Элит-строй» был произведен опрос жителей домов по ул. Иркутский тракт, 128 и по ул. Лазарева, 2, которые находятся непосредственно рядом с согласованным земельным участком, по результатам которого было получено положительное заключение Администрации Октябрьского района;

ООО «Элит-строй», действительно, обратилось с первоначальным заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта 03.05.2006 до момента внесения записи о создании в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ, но после подачи документов в ИМНС г. Томска на государственную регистрацию в качестве юридического лица; кроме того, впоследствии в дополнение к данному заявлению в Администрацию г. Томска 10.05.2006 были переданы учредительные документы, свидетельства, подтверждающие ранее поданное заявление о выделении земельного участка и намерение ООО «Элит-строй» в его получении; при этом выдача акта выбора земельного участка произошла 16.06.2006, т.е. по истечении более месяца с момента создания ООО «Элит-строй»; т.е. акт выбора земельного участка составлялся в отношении зарегистрированного юридического лица, на основании поддерживаемого им заявления, а также с учетом представленных учредительных и иных документов;

действующее законодательство не содержит требований о необходимости представления соответствующих санитарно-эпидемиологических и экологических заключений к моменту составления акта выбора земельного участка;

планируемые для строительства гаражи будут подземными и сверху за счет застройщика должна быть оборудована спортивная площадка.

Представитель Администрации г. Томска в судебном заседании требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве, дополнительных пояснениях, в частности, пояснил следующее:

права заявителя на «безусловное получение земельного участка для последующего строительства» оспариваемым актом нарушены быть не могли, т.к. таковые права застройщика действующим законодательством не предусмотрены, также как и не установлена обязанность органа местного самоуправления по предоставлению земельного участка для строительства после его предварительного согласования и образования;

при принятии постановления от 07.08.2007 № 2111-з предварительном согласовании ООО «Элит-строй» места размещения комплекса подземных гаражей по ул. Иркутский тракт, 128 было допущено нарушение требований ст. 31 ЗК РФ, а именно, не было учтено мнение населения по вопросу возможного размещения объекта на спорном земельном участке, что нашло свое отражение в последующем массовом обращении жильцов в различные инстанции; кроме того, с учетом положений ч. ч. 1, 3, 5 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» при решении вопроса о предварительном согласовании и образовании земельного участка обязателен учет мнения населения муниципального образования «Город Томск», права которого будут непосредственно затронуты при возможном строительстве объекта ввиду предусмотренной законодательством возможности оформления спорного земельного участка в общедолевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме;

с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта ООО «Элит-строй» обратилось 03.05.2006, когда еще не обладало правоспособностью, т.к. запись в ЕГРЮЛ о создании общества была внесена лишь 06.05.2006; т.е. все действия Администрации, направленные на обеспечение выбора места размещения объекта для ООО «Элитстрой» были незаконны;



на момент оформления акта выбора земельного участка для ООО «Элит-строй» (16.06.2006) отсутствовали положительные санитарно-эпидемиологическое и экологическое заключения, соответственно, указанный акт был оформлен с нарушением действующего земельного законодательства, ввиду чего Постановление Мэра г. Томска от 07.08.2007 № 2111-з, которым был утвержден указанный незаконный акт выбора, также является незаконным;

заявление ООО «Элит-строй» в нарушение раздела 2 Регламента прохождения документов по вопросам предоставления земельных участков для строительства, утвержденного распоряжением Мэра г. Томска от 31.05.2005 № р351, в канцелярию Администрации г. Томска не подавалось, не регистрировалось и на Комиссии по вопросам землепользования и застройки не рассматривалось, что также является нарушением требований действующего законодательства, которое было устранено путем отмены незаконного постановления Мэра г. Томска о предварительном согласовании места размещения объекта для ООО «Элит-строй»;

в соответствии со ст. 48 Устава г. Томска муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

В связи с этим, по мнению представителя Администрации г. Томска, Постановление Мэра г. Томска от 14.12.2007 № 3133-з «Об отмене постановления Мэра г. Томска от 07.08.2007 № 2111-з» является законным, а требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

Представители Администрации Октябрьского района поддержали позицию представителя Администрации г. Томска, требования заявителя считают необоснованными по основаниям, указанным в отзыве, в частности, пояснили, что отмена постановления Мэра г. Томска о предварительном согласовании места размещения объекта для ООО «Элит-строй» в связи с коллективными жалобами граждан, проживающих на прилегающей территории, является законной и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.

ООО «Элит-строй» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией ФНС по г. Томску 06.05.2006 за основным государственным регистрационным номером 1067017152652 (л.д. 10).

03.05.2006 директор ООО «Элит-строй» Д.В. Седов обратился с заявлением на имя Мэра г. Томска Макарова А.С. с просьбой разрешить размещение подземных гаражей с организацией спортивной площадки на крыше, с полным благоустройством прилегающей территории по ул. Беринга, 1, согласно приложенной выкопировке (л.д. 73). Согласно штампу о регистрации входящей корреспонденции (вх. 550/8 от 03.05.2006) указанное заявление поступило в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска с визой Мэра «Подготовьте документы с условием сохранения спортивной площадки».

16.06.2006 ООО «Элит-строй» выдан для дальнейшего согласования акт выбора земельного участка № 550/8-06 под строительство комплекса подземных индивидуальных гаражей со спортивной площадкой на крыше и благоустройством прилегающей территории на земельном участке площадью 3 014,02 кв.м по Иркутскому тракту, 128 (л.д. 31, 109).

Согласно указанному акту застройщику - ООО «Элит-строй» - после подписания председателем комиссии настоящего акта необходимо выполнить предпроектное обоснование размещения комплекса подземных индивидуальных гаражей и представить на рассмотрение в Департамент архитектуры и градостроительства; Администрации Октябрьского района совместно с застройщиком провести информирование населения по поводу предстоящего строительства объекта.

В газете «Томский вестник» за 06.07.2006 опубликованы сообщения Администрации Октябрьского района: о приглашении к обсуждению места размещения комплекса подземных индивидуальных гаражей со спортивной площадкой на крыше и благоустройством прилегающей территории по Иркутскому тракту, 128; о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства комплекса подземных индивидуальных гаражей со спортивной площадкой на крыше и благоустройством прилегающей территории по Иркутскому тракту, 128 (предложения и замечания принимаются в течение 10 дней со дня выхода объявления); а также сообщение ООО «Элит-строй» об информировании общественности о намечаемом строительстве комплекса подземных индивидуальных гаражей со спортивной площадкой на крыше и благоустройством прилегающей территории по Иркутскому тракту, 128 (л.д. 33-34).

Согласно заключению Администрации Октябрьского района от 17.07.2006 № 128 за период информирования в Администрацию района обращений граждан не поступало (л.д. 112).

Постановлением Мэра г. Томска от 07.08.2007 № 2111з «О предварительном согласовании ООО «Элит-строй» места размещения комплекса подземных индивидуальных гаражей со спортивной площадкой на крыше и благоустройством прилегающей территории по Иркутскому тракту, 128» (л.д. 29-30):

утвержден акт выбора земельного участка № 550/8-06 от 16.06.2006 для строительства комплекса подземных индивидуальных гаражей со спортивной площадкой на крыше и благоустройством прилегающей территории по Иркутскому тракту, 128 (п.1);

образован из земель населенного пункта г. Томск земельный участок площадью 3 014,02 кв. м по указанному адресу и утвержден проект его границ согласно приложению (п.2);

на часть земельного участка площадью 299,63 кв.м в границах охранной зоны инженерных коммуникаций установлен ограниченный режим использования, в соответствии с которым заказчик обязан обеспечить беспрепятственный и безвозмездный доступ соответствующих служб для обслуживания и ремонта инженерных коммуникаций (п.3);

на весь земельный участок в границах особо охраняемой территории установлен ограниченный режим использования, в соответствии с которым землепользователю запрещается всякая хозяйственная и иная деятельность, угрожающая состоянию и сохранности охраняемых комплексов (п.4);

ООО «Элит-строй» предварительно согласовано место размещения комплекса подземных индивидуальных гаражей со спортивной площадкой на крыше и благоустройством прилегающей территории по Иркутскому тракту, 128, на земельном участке площадью 3 014,02 кв.м в соответствии с проектом границ на топографическом плане (п.5);

ООО «Элит-строй» обязано: выполнить проектную документацию в соответствии с градостроительным законодательством и согласовать ее в соответствии с действующим законодательством (п.6);

ООО «Элит-строй» рекомендовано: выполнить комплекс работ по межеванию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями земельного законодательства; согласованную проектную документацию в установленном законом порядке представить на рассмотрение в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска в течение срока действия предварительного согласования (п.7);

Пунктом 8 указанного постановления ООО «Элит-строй» предупреждено о том, что невыполнение условий настоящего постановления является основанием для признания его утратившим силу без возмещения понесенных затрат.

Постановлением первого заместителя Мэра г. Томска Николайчука Н.А. от 14.12.2007 № 3133з (л.д. 28) Постановление от 07.08.2007 № 2111-з «О предварительном согласовании ООО «Элит-строй» места размещения комплекса подземных индивидуальных гаражей со спортивной площадкой на крыше и благоустройством прилегающей территории по Иркутскому тракту, 128» отменено со ссылкой на коллективные обращения граждан, проживающих по Иркутскому тракту, 124, 126, 128, 128а, ул. Лазарева, 2, 2а, письмо Администрации Октябрьского района г. Томска от 19.09.2007 № 3293, а также на обращения Думы г. Томска от 18.09.2007 № 3277, Думы Томской области от 18.09.2007 № 3278.

Считая Постановление от 14.12.2007 № 3133з «Об отмене постановления Мэра г. Томска от 07.08.2007 № 2111з» не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя, ООО «Элит-строй» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое, по мнению арбитражного суда, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, Решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из положений ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным в том случае, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу положений статьи 13 ГК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, статей 198 - 201 АПК РФ основаниями для признания ненормативного правового акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.

Согласно статье 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.

Согласно п. 8 ст. 31 ЗК РФ Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Из статьи 48 указанного Федерального закона следует, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Аналогичные положения закреплены в статье 48 Устава города Томска, принятого Решением Томской городской Думы от 22.03.2005 № 841.

Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в принятом в обеспечение единообразия применения закона Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2004 № 1424/04.

Исследовав и оценив в совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что первым заместителем Мэра г. Томска Николайчуком Н.А. правомерно отменено Постановление от 07.08.2007 № 2111з «О предварительном согласовании ООО «Элит-строй» места размещения комплекса подземных индивидуальных гаражей со спортивной площадкой на крыше и благоустройством прилегающей территории по Иркутскому тракту, 128». При этом арбитражный суд исходит из следующего.

Установленные статьей 1 ЗК РФ принципы земельного законодательства - учет значения земли как основы жизни и деятельности человека; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат; участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком - развивают положение Конституции Российской Федерации о том, что земля - это достояние народов, проживающих на данной территории.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Части 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ указывают, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Из вышеизложенного следует, что в любом случае именно собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получить земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность.

В соответствии со ст. ст. 1, 3, 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность Решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций; граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления; глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

В соответствии с частью 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Обязанность органов местного самоуправления информировать население возникает до составления акта выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и обеспечивает реализацию основных принципов земельного законодательства, установленных подпунктами 3, 4 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ.

Из материалов дела следует, что предварительно согласованное ООО «Элит-строй» место размещения комплекса подземных индивидуальных гаражей по Иркутскому тракту, 128, расположено внутри сложившейся жилой застройки - жилого квартала, ограниченного улицами Беринга, Иркутский тракт, Лазарева, И. Черных.

Как указано в акте выбора земельного участка от 16.06.2006 № 550/8-06, участок расположен на дворовой территории жилых домов по Иркутскому тракту, 128 и ул. Беринга, 2а. В ходе судебного разбирательства установлено, что в заявлении ООО «Элит-строй» от 03.05.2006 был указан адрес: ул. Беринга, 1, в акте выбора земельного участка - ул. Беринга, 2а; фактически с учетом приложенной к указанному заявлению выкопировки (л.д. 130), пояснений представителя Администрации г. Томска, речь идет об адресе: Иркутский тракт, 128 - ул. Лазарева, 2а. Недалеко от места предполагаемого строительства также расположены жилые дома по ул. Лазарева, 2, Иркутский тракт, 128а, 124, 126, что следует из выписки из электронной карты-справочника ДубльГИС (л.д. 129), а также из пояснений представителя Администрации Октябрьского района, данных в судебном заседании.

С учетом вышеуказанного расположения места предполагаемого строительства (в зоне жилой застройки), предусмотренного жилищным законодательством права собственников помещений в многоквартирном доме получить земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность, характера объекта (гаражи), предполагающего движение автомобильного транспорта в пределах дворовой территории жилых домов, принятие решения об использовании земельного участка для строительства не может не затрагивать интересы населения, проживающего в близлежащих домах, а мнение населения, касающееся возможности застройки спорного участка, имеет существенное значение при рассмотрении вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта.

Из материалов дела следует, что информация о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства комплекса подземных индивидуальных гаражей со спортивной площадкой на крыше и благоустройством прилегающей территории по Иркутскому тракту, 128, была опубликована в газете «Томский вестник» за 06.07.2006; при этом акт выбора земельного участка был составлен 16.06.2006, т.е. информирование населения было произведено после составления акта выбора земельного участка, что противоречит ч. 3 ст. 31 ЗК РФ.

В указанный в объявлении 10-дневный срок обращений граждан в Администрацию Октябрьского района не поступило. В тоже время, после принятия отмененного постановления от 07.08.2007 № 2111з жильцы близлежащих к месту предполагаемого строительства домов стали обращаться с коллективными жалобами во все инстанции города и области с просьбой не допустить строительство гаражей во дворе жилых домов, ссылаясь при этом на необходимость сохранения территориального пространства, естественной среды двора, необходимых для жизни, роста, отдыха и развития человека. Кроме этого, представитель Администрации Октябрьского района пояснил, что в августе 2007 г. Администрацией совместно с ООО «УК «Жилфонд» было организовано информационное собрание с жителями домов №№ 124, 126, 128 по Иркутскому тракту и №№ 2, 2а по ул. Лазарева, по поводу предстоящего строительства комплекса подземных гаражей; при этом из присутствовавших более 200 человек все высказались категорически против предстоящего строительства.

На основании коллективных жалоб граждан (л.д. 50-54; 116-127) в Администрацию г. Томска поступили соответствующие обращения Администрации Октябрьского района (л.д. 47), а также депутата Думы г. Томска Гурьева Р.И. (л.д. 48) и депутата Государственной Думы Томской области Вяткина Н.А. (л.д. 49), с предложением учесть мнение жителей, обеспокоенных судьбой внутриквартальной территории перед домами, разобраться в правомерности выделения земельного участка под строительство гаражного комплекса на дворовой территории.

Заявителем не опровергнуто как наличие указанных жалоб граждан, так и высказанное в них утверждение о том, что при опросе жителей представителями ООО «Элит-строй» имело место введение жителей в заблуждение, т.к. представители строительной фирмы поясняли о желании построить детскую спортивную площадку, завуалировав намерение возвести гаражный комплекс на дворовой территории.

Довод заявителя о том, что действующее законодательство не предусматривает таких оснований для отмены постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, как коллективное обращение граждан и письма государственных и муниципальных органов, а также о том, что обжалуемое Постановление не содержит ссылок на то, какие правовые нормы нарушало отмененное им Постановление Мэра г. Томска от 07.08.2007 № 2111-з, арбитражным судом отклоняется, как формальный.

Информирование граждан о возможном или предстоящем предоставлении участка для строительства, целью которого является соблюдение их прав на благоприятную окружающую среду, не должно носить декларативный характер. Арбитражный суд считает необоснованным довод заявителя о том, что если орган местного самоуправления исполнил предусмотренную ч. 3 ст. 31 ЗК РФ обязанность по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, но население по каким-то причинам не успело среагировать в отведенное время, то восполнить это после принятия решения невозможно. Указанный вывод заявителя не следует из положений земельного законодательства, а также Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающего возможность отмены муниципальных правовых актов.

Несмотря на то, что из буквального смысла ч. 3 ст. 31 ЗК РФ не следует, что орган местного самоуправления должен получить согласие населения на предоставление земельного участка для строительства, исходя из вышеуказанных принципов земельного законодательства, а также задач и функций органов местного самоуправления, являющихся выразителем интересов населения, указанная формулировка ч. 3 ст. 31 ЗК РФ не дает оснований для ограничения прав граждан на обращение в органы местного самоуправления по вопросу предоставления земельных участков и выражения ими своего мнения по данному вопросу, и не препятствует органу местного самоуправления при осуществлении использования земли, затрагивающего интересы населения, в том числе при предоставлении земельных участков для строительства, учитывать мнение населения, касающееся возможности застройки конкретных участков, тем более, когда это мнение носит массовый отрицательный характер.

С учетом изложенного, формальное выполнение обязанности по информированию населения через средства массовой информации после составления акта выбора земельного участка, произведенный заявителем опрос жильцов, а также отсутствие обращений (возражений) граждан на момент принятия постановления 07.08.2007 № 2111з «О предварительном согласовании ООО «Элит-строй» места размещения комплекса подземных индивидуальных гаражей со спортивной площадкой на крыше и благоустройством прилегающей территории по Иркутскому тракту, 128», не лишало Администрацию г. Томска права в дальнейшем, после получения массовых жалоб граждан, возражающих против строительства гаражного комплекса в пределах дворовой территории, в целях сохранения здоровой среды проживания, исходя из приоритета охраны жизни и здоровья человека, учесть указанное отрицательное мнение населения и отменить ранее принятое Решение о предварительном согласовании места размещения объекта.

На основании изложенного, арбитражный суд приходит к выводу об обоснованности довода Администрации г. Томска о том, что при принятии отмененного постановления от 07.08.2007 № 2111з было допущено нарушение требований ст. 31 ЗК РФ, а именно: не было учтено мнение населения по вопросу возможного размещения объекта на спорном земельном участке, что нашло свое отражение в последующем массовом обращении граждан - жильцов жилых домов по Иркутскому тракту 124, 126, 128, 128а, ул. Лазарева, 2, 2а в различные инстанции, а также было установлено по результатам проведенной Администрацией Октябрьского района проверки.

Кроме того, арбитражным судом учитываются следующие обстоятельства.

Согласно ч. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка по заявлению гражданина или юридического лица. В ходе рассмотрения дела установлено, что в качестве юридического лица ООО «Элит-строй» было зарегистрировано 06.05.2006 (л.д. 10), в то время как заявление на имя Мэра г. Томска Макарова А.С. с просьбой разрешить размещение подземных гаражей с организацией спортивной площадки на крыше, с полным благоустройством прилегающей территории по ул. Беринга, 1, было подано 03.05.2006. Фактически виза Мэра на указанном заявлении «Подготовьте документы с условием сохранения спортивной площадки» принята в отношении несуществующего юридического лица.

В нарушение Регламента прохождения документов по вопросам предоставления земельных участков для строительства, утвержденного распоряжением Мэра г. Томска от 31.01.2005 № р351, заявление ООО «Элит-строй» не рассматривалось на Комиссии по вопросам землепользования и застройки.

Лицами, участвующими в деле, не представлены доказательства выполнения согласования с ЖСК, необходимость которого была указана на заявлении ООО «Элит-строй» от 03.05.2006 (л.д. 73), что возможно и привело в дальнейшем к массовым жалобам граждан.

Тот факт, что указанные нарушения не были отражены в оспариваемом постановлении, не может служить основанием для их непринятия во внимание при рассмотрении настоящего дела.

Поскольку предварительное согласование места размещения объекта было произведено с нарушением действующего законодательства, соответствующее Решение органа местного самоуправления не могло служить предпосылкой для принятия им решения о предоставлении земельного участка ООО «Элит-строй» в порядке статьи 32 ЗК РФ. Поэтому оспариваемый ненормативный акт, которым отменено Постановление Мэра г. Томска от 07.08.2007 № 2111-з не может нарушать право ООО «Элит-строй» на получение в последующем земельного участка для строительства.

Доводы заявителя о причинении ему убытков в виде затрат, связанных с разработкой проекта территориального землеустройства (15 000 руб.) и проектной документации (50 000 руб.), арбитражным судом не принимаются, как не относящиеся к предмету настоящего спора. В случае возникновения у ООО «Элит-строй» убытков по вине Администрации г. Томска вопрос о их возмещении подлежит разрешению в порядке, установленном ГК РФ.

На основании изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что Постановление Мэра г. Томска от 14.12.2007 № 3133з «Об отмене постановления Мэра г. Томска от 07.08.2007 № 2111-з» соответствует закону и не нарушает прав заявителя, что в силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ является основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении требования.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 200 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Элит-строй» о признании недействительным постановления Мэра г. Томска от 14.12.2007 № 3133з «Об отмене постановления Мэра г. Томска от 07.08.2007 № 2111-з», отказать.

На Решение суда может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья И.Н. Сенникова