Судебная власть

Решение от 21.06.2006 №А49-439/2006. По делу А49-439/2006. Пензенская область.

Арбитражный суд Пензенской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Решение

г. Пенза Дело № А49-439/2006-22/12

«21 » июня 2006г.

Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2006 г.

Решение в полном объеме подготовлено 21 июня 2006 г.

Арбитражный суд Пензенской области в составе:

судьи Н.М. Захаровой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гуляевой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства государственного имущества Пензенской области (440000, г.Пенза, ул.Московская, 75)

к первому ответчику Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области (440000, г.Пенза, ул.Урицкого, 127),

ко второму ответчику Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Пензенской области (440008, г.Пенза, ул.Дзержинского,5),

третьи лица на стороне истца:

Управление по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Пензенской области (440000, г.Пенза, ул.Плеханова, 26),

Управление финансов Пензенской области (440000, г.Пенза, ул.Московская,75) о признании недействительным зарегистрированного права собственности, права оперативного управления, признании права собственности

с участием в судебном заседании:



от истца: Орлова Г.Ю. – представитель по доверенности от 07.07.2005 г.,

от первого ответчика: Догужиева Л.А. - представитель по доверенности от 6.02.06г.,

от второго ответчика: Кривоносова О.Г. – представитель по доверенности от 25.12.2005 г.,

от первого третьего лица: не явился, извещен,

от второго третьего лица: не явился, извещен,

Установил:

Истцом- Министерством государственного имущества Пензенской области заявлено требование к ответчикам- Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области и Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пензенской области о признании недействительными зарегистрированного права собственности Российской Федерации на нежилое здание лит.А, общей площадью 2395,1 кв.м., нежилое здание лит. А1, общей площадью 694,9 кв.м., расположенные по адресу: гПенза. ул.Дзержинского, 5.

Истец просит признать недействительным зарегистрированное право оперативного управления Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пензенской области на нежилое здание лит.А, общей площадью 2395,1 кв.м., нежилое здание лит. А1, общей площадью 694,9 кв.м., расположенные по адресу: гПенза. ул.Дзержинского, 5.

Истец просит также признать право собственности Пензенской области на административные здания лит. А, А1.

Свои требования истец обосновывает тем, что имущество ему принадлежит на праве собственности, оно включено в реестр собственности Пензенской области, кроме того, Пензенской области как субъекту Российской Федерации переданы полномочия по организации тушения пожаров, для выполнения этой функции Пензенская область должна быть наделена соответствующим имуществом. При разделении полномочий и при оформлении Соглашения от. 09.08.2004 г. в Перечень передаваемого имущества в собственность Пензенской области не вошло спорное имущество, так как предполагалось, что оно является собственностью Пензенской области.

Арбитражным судом предлагалось истцу уточнить материально-правовые требования. Они уточнены не были.

Ответчики иск не признали, ссылаясь на то, что здания построены за счет средств федерального бюджета, находились в ведении федерального органа власти МВД РФ, включены в реестр федеральной собственности, решений Правительства Российской Федерации о передаче имущества Пензенской области в установленном порядке не принималось, при разграничении полномочий и оформлении Соглашения от 09.08.2004 г., здания по ул. Дзержинского,5 не были переданы в собственность Пензенской области, зданиями фактически пользовался и пользуется второй ответчик, в настоящее время Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении принят закон о возврате полномочий по организации тушения пожаров вновь федеральным структурам.

Третьи лица просили иск удовлетворить, ссылаясь на то, что имущество Пензенской области передано Российской Федерации при реорганизациях, здание введенное в эксплуатацию в 2001 году построено за счет средств Пензенской области, управление финансов Пензенской области доказательств представить не может, так как строительство велось за счет внебюджетных средств.

В судебное заседание третьи лица не явились, о дне заседания извещены.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд признает возможным рассмотреть дело без участия третьих лиц.



Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд Установил.

Как следует из материалов дела, административные здание лит.А,А1, расположенные по адресу: г. Пенза, ул.Дзержинского,5 включены в реестр федерального имущества.

В Едином государственном реестре внесены записи о регистрации права собственности Российской Федерации и право оперативного управления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пензенской области на административное здание лит.А1, площадью 694,9 кв.м., а также право оперативного управления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пензенской области на здание лит.А, площадью 2395,1 кв.м. Эти обстоятельства подтверждены выписками из Единого государственного реестра по состоянию на 30.01.2006 г.

Как следует из материалов дела, данные административные здания внесены также в реестр государственного имущества Пензенской области.

По данным технической инвентаризации, отраженной в технических паспортах, административное здание лит.А, построено было в 1981 году и учитывалось за отделом пожарной охраны УВД Пензенской области, административное здание лит.А1 построено было в 2001 году.

В представленных инвентарных карточках по бухгалтерскому учету имущества отражено, что имущество учитывалось на балансе ОППО МВД г.Пенза и УГПС УВД Пензенской области. Данные структуры являлись структурами МВД Российской Федерации.

В связи с тем, что административные здания одновременно внесены в реестр федерального имущества и Пензенской области, в соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №8 от 25.02.1998 г. арбитражным судам при определении принадлежности объектов соответствующим субъектам на праве собственности, следует руководствоваться приложениями №1,2,3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. №3020-1.

В соответствии с приложением №1 имущество органов внутренних дел Российской Федерации отнесено исключительно к федеральной собственности. Принимая во внимание, что административное здание лит.А, по состоянию на 1992 год находилось в ведении МВД РФ, это здание является федеральной собственностью.

Административное здание лит. А1, как следует из инвентарной карточки,также находилось в ведении УВД Пензенской области. Данное обстоятельство дополнительно подтверждено Постановлением главы администрации города Пензы №1249 от 17.07.2002 г. «Об утверждении акта приемочной комиссии о приемки в эксплуатацию здания центра управления силами и средствами пожарной охраны и пожаротушения и переходной галереи по ул.Дзержинского,5», в котором отражено, что здание построено для УГПС УВД Пензенской области и сообщением №01/11 от 11 мая 2005 г. ООО «Росгосстрах-Поволжье» о том, что финансирование строительства здания производилось за счет средств, выделяемых АО « Росгосстрах-Пенза», учредителем которой был Росгоссстрах г.Москва.

Принимая во внимание, что строительство здания произведено за счет средств Россгостраха и для нужд структуры МВД РФ, имущество находилось в ведении федеральной структуры власти, арбитражный суд признает в соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, что данное административное здание также является федеральной собственностью.

Министерством государственного имущества Пензенской области и Управлением финансов Пензенской области не представлено доказательств, подтверждающих строительство здания за счет средств Пензенской области.

Ссылка представителя истца на то, что имущество передано по акту от 01.11.2004 г. в собственность Пензенской области при реорганизации УГПС УВД Пензенской области на основании указа Президента Российской Федерации от 09.11.2001 года, не может быть принята во внимание судом по следующим основаниям.

В соответствии с указом Президента РФ от 09.11.2001 г. государственная противопожарная служба МВД РФ передана в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Собственник имущества не изменился. При последующих перераспределениях функций и изменениях наименований соответствующих структур, смена собственника имущества также не произошла.

От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Положением «О государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.1997 г. Госкомимущество России по состоянию на 2001 год распоряжалось федеральной собственностью.

В последующем в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации 27.11.2004 г.№691 « О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» установлено, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника.

Данными компетентными органами не принималось решения о передаче административных зданий в собственность Пензенской области.

Правительством Российской Федерации Постановлением №781 от 15 декабря 2004 года утверждено Соглашение между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и правительством Пензенской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров и предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий. В статьей 4 утвержденного Соглашения отражено, что передача имущества друг другу в целях выполнения статьей 2 и3 настоящего Соглашения, находящегося в федеральной собственности и собственности Пензенской области, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Истцом не представлено доказательств, подтверждающих соблюдение порядка передачи имущества в собственность Пензенской области компетентным органом.

В последующем Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом письмом №СС-08/8394 от 14.04.2005 г. предписано территориальным органам в целях сохранности федерального имущества внести его в реестр федерального имущества и закрепить на праве оперативного управления за созданными территориальными органами МЧС России в субъектах Российской Федерации.

Первым ответчиком данное предписание компетентного органа по распоряжению федеральной собственности было исполнено, имущество внесено в реестр и закреплено на праве оперативного управления за вторым ответчиком как федеральной структурой.

В соответствии со статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов.

Установив, что административные здания на праве собственности принадлежат Российской Федерации, принимая во внимание то, что истец в установленном порядке не наделен правами на данное имущество, арбитражный суд приходит к выводу о том, что реализацией собственником имущества свои правомочий через компетентный орган по включению имущества в реестр, регистрации права, передаче и закреплении имущества на праве оперативного управления не нарушаются права истца.

Требование истца о признании за ним права собственности на административные здания арбитражный суд признает не подлежащими удовлетворению, так как собственником имущества может быть только одно лицо, доказательств перехода права собственности в установленном законодательстве порядке к истцу не представлено.

Так как, иск заявлен в защиту государственных интересов, в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от оплаты госпошлины. Основания для возложения расходов по госпошлине на ответчиков отсутствуют.

Руководствуясь статьями 110, 127-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Судья Н. М. Захарова