Судебная власть

Решение от 29.12.2008 №А05-11148/2008. По делу А05-11148/2008. Архангельская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации Решение

г. Архангельск

Дело №

А05-11148/2008

29 декабря 2008 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Полуяновой Н.М.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим по делу,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Коряжме Архангельской области

к муниципальному учреждению «Коряжемский культурно-досуговый центр»

о взыскании 133918 рублей 50 копеек

при участии в заседании представителей:

от заявителя Сюмкин В.Г.

от ответчика - не явился (извещен).



Установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Коряжме Архангельской области (далее – заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с муниципального учреждения «Коряжемский культурно-досуговый центр» (далее – ответчик, учреждение) в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 133918 рублей 50 копеек, штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 год.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии с частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие сторон надлежащим образом извещенных о дате и месте рассмотрения дела.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, изучив представленные доказательства, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 03 марта 2008 года ответчик представил в пенсионный фонд индивидуальные сведения на застрахованных лиц – работников 2007 года, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по установленным формам.

В Ведомости уплаты страховых взносов (форма АДВ-11) из графы «начислено страховых взносов за расчетный период» следует, что за 2007 год взносов начислено: на страховую часть пенсии 824345 рублей, на накопительную часть пенсии - 120156 рублей.

Учреждение представило согласно п. 6 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» в межрайонную инспекцию ФНС № 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 2007 год. Согласно Декларации начислено страховых взносов на страховую часть пенсии - 1106522 рубля, на накопительную часть пенсии - 232663 рубля.

Заявителем была проведена проверка достоверности представленных ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в ходе которой Установилрасхождение между ведомостью уплаты страховых взносов и декларацией в части начисленных страховых взносов. По факту представления ответчиком недостоверных сведений орган Пенсионный фонд составил акт № 40 от 06.08.2008 (направлен 07.08.2008.), в котором указал на выявленное нарушение и на возможность привлечения к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, а также предложил представить письменные возражения по акту проверки. Ответчик возражений не представил.

Рассмотрев материалы проверки, 27.08.2008 Пенсионный фонд принял Решение № 40 о привлечении ответчика к ответственности на основании ст.17 Закона № 27-ФЗ, в виде взыскания 133918 рублей 50 копеек штрафа за представление недостоверных сведений индивидуального персонифицированного учета. Решение получено ответчиком 28 августа 2008 года, что подтверждается представленной в материалы дела копией почтового уведомления.

Во исполнение данного решения Пенсионный фонд выставил ответчику требование №40 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по состоянию на 16 сентября 2008 года, в котором предложил уплатить штраф в добровольном порядке в срок до 04.10.2008. Требование получено ответчиком 17 сентября 2008 года, что подтверждается представленной в материалы дела копией уведомления о вручении.

Ответчик штраф не уплатил, Решение о привлечении к ответственности не обжаловал, в связи с этим, орган Пенсионного фонда РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в судебном порядке.

Судом установлено, что ответчик - лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и производящее выплаты физическим лицам, следовательно, в силу ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» является страхователем.

В соответствии со ст. 14, 24 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее 1 марта в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице. Также страхователи предоставляют один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у них застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, и которые заняты на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, при условии уплаты за них страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.



В соответствии со ст.17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Расчет штрафа произведен заявителем, на основе декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 2007 год, представленной ответчиком в налоговый орган. Согласно Декларации начислено страховых взносов 1339185 рублей. Таким образом, размер штрафа составил 133918 рублей 50 копеек. (1339185 руб.* 10%).

Судом установлено, что 18.12.2008 ответчиком была представлена уточненная налоговая декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 2007 год. Согласно Декларации начислено страховых взносов на страховую часть пенсии - 825875 рублей, на накопительную часть пенсии - 120405 рублей.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства суд пришел к выводу, что сведения представленные ответчиком в Пенсионный фонд являются недостоверными, так как суммы начисленных страховых взносов согласно уточненной налоговой декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2007 год не соответствуют сумме исчисленных страховых взносов согласно Ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год.

Проанализировав представленные в дело доказательства, суд пришёл к выводу, что имеются достаточные основания для взыскания штрафа с ответчика, так как сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта застрахованных лиц ответчиком в Пенсионный фонд за 2007 год были представлены недостоверные, проверкой установлен и ответчиком не опровергнут факт наличия у ответчика как у работодателя-страхователя обязанности страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год.

При этом суд отмечает, что с учетом представленной ответчиком уточненной налоговой декларации сумма штрафа, должна быть исчислена с сумм фактически подлежащих уплате в бюджет Пенсионного фонда. Размер штрафа, таким образом, составит 94682 рубля (946820 руб.* 10%).

На основании изложенного, суд находит привлечение ответчика к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ правомерным.

Однако, несмотря на установленный факт правонарушения, суд считает, что размер штрафа, нарушает принцип соразмерности ответственности, с последствиями правонарушения. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно п.п.3 п.1 ст.112 и п.3 ст.114 НК РФ суд в качестве смягчающих ответственность правонарушителя может признать любые обстоятельства, при наличии которых размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с установленным размером.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», следует, что если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 НК РФ, при определении размера подлежащего взысканию штрафа суд обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, по результатам оценки соответствующих обстоятельств суд вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

При вынесении решения суд учитывает в качестве смягчающих ответственность обстоятельств непреднамеренный характер правонарушения, так как оно совершено в результате неправильной классификации выплат денежных средств, поощрений к праздникам, стоимости подарков как компенсационных выплат. Выявленное нарушение совершено ответчиком впервые и не повлекло негативных последствий для страховщика и застрахованных лиц.

Учитывая вышеизложенное, а также несоразмерность штрафа тяжести допущенного правонарушения, суд считает возможным в соответствии с п.3ч.1ст.112, ст.114 НК РФ уменьшить размер штрафа, подлежащего взысканию, до 10000 рублей. Указанная сумма штрафа подлежит взысканию с ответчика. В остальной части заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат взысканию с ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Арбитражный суд, руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

Взыскать с муниципального учреждения «Коряжемский культурно-досуговый центр», зарегистрированного межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 01.02.2006 за основным государственным регистрационным номером 1062905001169, расположенного по адресу: Архангельская область, г.Коряжма, ул.Ленина в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 10000 рублей штрафа.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с муниципального учреждения «Коряжемский культурно-досуговый центр», зарегистрированного межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 01.02.2006 за основным государственным регистрационным номером 1062905001169, расположенного по адресу: Архангельская область, г.Коряжма, ул.Ленина в доход федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины.

Настоящее Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М. Полуянова