Судебная власть

Решение от 26.12.2008 №А82-13214/2007. По делу А82-13214/2007. Ярославская область.

Арбитражный суд Ярославской области ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение

г. Ярославль Дело № А82-13214/2007-7

26 декабря 2008 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Попкова В.Н.

при ведении протокола судебного заседания судьей Попковым В.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества “Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра“

к Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля, Министерству финансов Российской Федерации, Департаменту финансов мэрии г. Ярославля, Департаменту финансов Ярославской области

о взыскании 34 979 425 руб.43 коп.

при участии

от истца – Мурина – адвокат, по доверенности от 30.05.08г., Саттарова – представитель, по доверенности от 07.04.08г.

от ответчика – Березина – представитель, по доверенности от 16.01.08г., Томашевская- представитель, по доверенности от 16.01.08г.

от ответчика – Хватова - юрисконсульт, по доверенности от 04.12.07г., Мазаева – вед. специалист, по доверенности 11.01.08г.

от ответчика – не явились

от ответчика – Троицкая – ст. юрисконсульт, по доверенности от 22.12.08г.

Установил:



Открытое акционерное общество “Ярэнерго“, правопреемником которого является Открытое акционерное общество “Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра“, обратилось в суд с иском о взыскании 34 979 425 руб.43 коп.- невозмещённых расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, проживающим в г. Ярославле по оплате коммунальных услуг, в т.ч. стоимости полученной тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде, за период с 01.07.2003г. по 31.12.2004г.

На основании ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец изменил основания иска и размер исковых требований до 34 947 691 руб.94 коп.

Ответчики иск не признали, ссылаясь на необоснованность заявленного требования, в т.ч. в связи с пропуском истцом срока исковой давности.

Заслушав представителей сторон и рассмотрев материалы дела,

суд Установил:

Из материалов дела следует, что Открытое акционерное общество “Ярэнерго“, правопреемником которого является Открытое акционерное общество “Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра“, в период с 01.07.2003г. по 31.12.2004г. предоставляло льготы, связанные с оплатой стоимости полученной тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде, гражданам, на основании требований, предусмотренных федеральными законами:

№ 5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах»;

№ 181 – ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ»;

№ 1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

№ 1761-1 от 18.10.1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий»;

№ 4301-1 от 15.01.2002г. «О статусе героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»;

№5-ФЗ от 09.01.1997г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»;

№ 1026-1 от 18.04.1991г. «О милиции»;

№76-ФЗ от 27.05.1998г. «О статусе военнослужащего»;

№ 5238-1 от 24.06.1993г. «О федеральных органах налоговой полиции»;



№ 114-ФЗ от 21.07.1997г. «О службе в таможенных органах»;

№ 3132-1 от 26.06.1992г. « О статусе судей в РФ»;

№ 2202-1 от 17.01.1992г. «О прокуратуре РФ»;

№ 5142-1 от 09.06.1993г. «О донорстве крови и ее компонентов;

Указа Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» № 431 от 05.05.1992г.

Имеющиеся в материалах дела доказательства, в т.ч. акты сверки, составленные с участием представителей Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля, по состоянию на 01.01.2008г., свидетельствуют, что задолженность бюджета по возмещению расходов, связанных с предоставлением указанных льгот за спорный период, составила в сумме 34 947 691 руб. 94 коп., в т.ч. за 2004г. в сумме 29 467 319 руб.05 коп.

Из п.18 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. № 23 следует, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект РФ или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или его муниципального образования.

Суд считает, что убытки, возникшие в результате недополучения денежных средств от граждан в связи с предоставлением им предусмотренных федеральным законом льгот должны быть возмещены истцу за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. ст.16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

В случаях, когда в соответствии с настоящим кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 ГК РФ).

На основании ст.ст.16, 1069, 1071 ГК РФ предъявленные убытки подлежат удовлетворению за счет казны РФ частично в сумме 29 467 319 руб.05 коп. согласно предоставленного контррасчета. Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля за 2004г. за период с 01.01.2004г. по 31.12.2004г.

В остальной части требования истца удовлетворению не подлежат, так как истец обратился в суд 12.11.2007г., т.е. с пропуском трехгодичного срока исковой давности, предусмотренного ст.196 ГК РФ.

Согласно ст.12 Бюджетного кодекса РФ годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. В соответствии со ст. 264 БК РФ исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря.

Из материалов дела следует, что денежные средства на компенсацию указанных льгот перечислялись истцу из бюджета в течение календарного года без указания конкретного периода, за который производилась компенсация льгот.

При изложенных обстоятельствах истец мог и должен был узнать о нарушении права на возмещение компенсации за предоставление льгот только по окончании финансового года, т.е. в 2003г. – не ранее 01.01.2004г., в 2004г. – не ранее 01.01.2005г. (ст.200 ГК РФ).

Руководствуясь статьями 110, 167, 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

Решил:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества “Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра“ 29 467 319 руб.05 коп. убытков, 84 240 рублей в возмещение расходов по уплате госпошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

В остальной части иска отказать.

В иске к Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля, Департаменту финансов мэрии г. Ярославля, Департаменту финансов Ярославской области отказать.

Решение может быть обжаловано.

Судья Попков В.Н.