Судебная власть

Решение от 11.01.2009 №А32-11784/2008. По делу А32-11784/2008. Краснодарский край.

__________________________________________________ Арбитражный суд Краснодарского края Именем Российской Федерации Решение

г. Краснодар Дело № А-32-11784/2008-70/67

30 декабря 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 23.12.2008. Полный текст решения изготовлен 30.12.2008.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гречка Е.А., при ведении протокола судебного разбирательства судьей,

рассмотрев в судебном разбирательстве дело по заявлению ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» г.Новороссийск,

к МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю, г.Краснодар,

о признании недействительным п.2 решения от 13.03.2008 № 06-22/230,

при участии в заседании

от заявителя - Санталов А.Б. – доверенность от 16.06.2008,

от заинтересованного лица – Вилко И.В. – доверенность от 22.09.2008

Установил:

ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» (далее – общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (далее – налоговый орган) о признании недействительным п.2 решения от 13.03.2008 № 06-22/230. Требования мотивированы правомерностью применения обществом налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) при реализации услуг по хранению и сопутствующим услугам в связи с доказанностью их взаимосвязи с перевозкой экспортируемого товара.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица выразила несогласие с заявленными требованиями по основаниям, указанным в отзыве на заявление и просит отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах дело рассматривается в порядке ст.ст.156, 200 АПК РФ.



Суд, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации от 04.11.2002 серия 23 № 002012562.

Налоговым органом в соответствии со ст.88 НК РФ с 17.10.2007 по 17.01.2008 проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом декларации по НДС за сентябрь 2007.

Обществом представлены следующие документы: контракты с иностранными и российскими покупателями работ, поручения на погрузку, коносаменты, счета-фактуры, документы, подтверждающие зачисление выручки на счет налогоплательщика, книги покупок и продаж за сентябрь 2007, счета-фактуры, акты приема-передачи товаров (работ, услуг), формы КС-2, КС-3, документы бухгалтерской отчетности, документы, подтверждающее налоговые льготы, предусмотренные ст.149 НК РФ.

По результатам проведенной проверки оформлен акт от 31.01.2008 № 06-22/188 и принято Решение от 13.03.2008 № 06-22/230 о возмещении налогоплательщику НДС в сумме 2 371 699 руб. (п.1 решения) и об отказе налогоплательщику в возмещении НДС в сумме 1 045 222 руб. (п.2 решения).

На основании представленных налогоплательщиком документов на проверку налоговый орган пришел к выводу о том, что услуги по хранению, маркировке, перемещению груза с открытого склада на закрытый, доработке упаковки, сортировке, переупаковке, перетарке грузов, отправляемых на экспорт, подлежат обложению НДС по ставке 18%.

В сентябре 2007 обществом было реализовано данных работ на сумму 4 937 545,16 руб., в августе 2007 – на сумме 869 247 руб. В связи с неподтверждением ставки 0% налоговым органом исчислен НДС по реализации за сентябрь 2007 в сумме 888 758 руб. (4 937 545 х 18%). По мнению налогового органа, в связи с неподтверждением ставки 0% по реализации за август 2007, по которой ранее начислена сумма НДС по декларации за август 2007 обществом неправомерно предъявлено к вычету сумма НДС в размере 156 464,46 руб. (869 247 х 18%).

Таким образом, налоговым органом по результатам проверки налоговой декларации за сентябрь 2007 признано правомерным применение налоговой ставки 0% по НДС по операциям по реализации товаров (работ, услуг) в сумме 39 675 475 руб., неправомерным признано применение указанной ставки 0% по НДС в сумме 5 765 004 руб. Следовательно, налоговым органом признано необоснованным применение налоговых вычетов по НДС в сумме 156 464 руб. и занижению налоговой базы за сентябрь 2007 в размере 4 937 545 руб., в результате доначислен НДС в сумме 888 758 руб.

Общество не согласилось с Решением налогового органа в части отказа в возмещении НДС в сумме 1 045 222 руб. и обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.

Принимая Решение по делу, суд руководствуется следующим.

Согласно п.1 ст.164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст.165 НК РФ;

работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в пп.1 данного пункта.

Положение пп.2 п.1 ст.164 НК РФ распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) Российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением Российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.

При этом перечень работ (услуги), облагаемых по ставке 0%, приведенный в пп.2 п.1 ст.164 НК РФ не является исчерпывающим, то есть по ставке 0% должны облагаться и любые иные работы (услуги) непосредственно связанные с производством и реализацией экспортируемых грузов.



Так, согласно п.4 ст.20 ФЗ РФ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 08.11.2007 № 261-ФЗ, по договору перевалки груза оператором морского терминала могут осуществляться погрузка, выгрузка, перемещение в границах морского порта, технологическое накопление груза. Технологическое накопление грузов - формирование партий грузов в ожидании подачи транспортных средств, осуществляемое при перевалке грузов (п.10 ст.4 ФЗ).

Общество согласно нормам указанного Федерального закона является оператором морского терминала, осуществляющим перевалку грузов в соответствии с п.8 ст.4 ФЗ и их технологическое накопление (хранение), согласно схеме утвержденной Положением ФСТ. Под перевалкой грузов понимается, в том числе, перемеще­ние грузов в границах морского порта и их технологическое накопление (п.9. ст. 8 ФЗ).

Следовательно, услуги по хранению грузов в морских портах, как составляющая часть перевалки груза, закреплены в специальных нормах действующего федерального законода­тельства, регулирующего оказание услуг, связанных с перевалкой грузов портах.

Договоры, заключаемые налогоплательщиком на оказание услуг по погрузке и перегрузке экспортных грузов, а также хранению, маркировке, перемещению груза с открытого склада на закрытый, доработке упаковки, сортировке, переупаковке, перетарке грузов являются договорами транспортной экспедиции, то есть данные услуги юридически однородны и направлены на транспортировку грузов на экспорт.

Статьей 801 ГК РФ предусматривается то, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиторских услуг, связанных с перевозкой груза. Согласно нормам ст.810 ГК РФ, связанными с перевозкой грузов являются, в том числе, хранение и иные услуги, предусмотренные договором транспортной экспедиции.

Из Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утв.Постановлением Правительства от 08.092006 № 554 следует, что под транспортно-экспедиционными услугами понимаются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозке груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза. В вышеуказанном документе определен порядок документального оформления складского хранения грузов.

Таким образом, из анализа норм Гражданского кодекса, Правил транспортно-экспедиционной деятельности и ст.164 НК РФ следует, что под иными работами (услугами), при применении налоговой ставки 0% по НДС, должны пониматься работы (услуги), связанные с перевозкой экспортного груза, указанные в договоре транспортной экспедиции, перечень которых законодательством не ограничен.

Приказом ФСТ утверждены тарифы на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги общества (3412-т/6 от 06.09.2005.). К связанным с погрузочно-разгрузочными работами на основании данного приказа и Положения «О порядке применения тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в обществе от 06.09.2005 относятся:

хранение (п. 1.7.2., п.п. 2.4.5. Положения, таблица № 2 Приказа),

перемещение грузов внутри порта (п.п. 2.4.8., 2.4.10. Положения).

Вышеназванными положениями также подтверждается связь оказываемых услуг с

перевозкой экспортных грузов, при переработке грузов с внутрипортовым перемещением: транспортное средство - склад - транспортное средство, оказание данных услуг вызвано надобностью накопления судовых партий для перевозки груза за короткий временной период.

Министерством морского флота были утверждены «Правила приема, краткосрочного хранения и отпуска грузов складами морских портов ММФ СССР» от 04.04.1977, а также «Правила маркировки грузов», которые регулируют порядок хранения грузов в портах и помещение на склад, и перемещение внутри порта, а также маркировку.

Также п.2 ст.139 Кодекса торгового мореплавания РФ, предусмотрена обязанность отравителя при морских перевозках грузов надлежащим образом проводить маркировку груза.

В соответствии со ст.ст.74, 76 Таможенного Кодекса РФ при осуществлении международной перевозки товаров морским или железнодорожным анспортом, перевозчик предоставляет таможенному органу сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковки.

Статьей 359 ТК РФ предусматривается право таможенного органа на продление срока проверки товаров, в случае если, предъявленные для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары.

В соответствии со ст.366 ТК РФ при отсутствии на товарах специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на таможенную территорию РФ без производства таможенного оформления и выпуска товаров.

Следовательно, маркировка является обязательным мероприятием, проводимым при перевозке товаров морским и железнодорожным транспортом на экспорт. Без проведения маркировки грузов не будет выполнено таможенное оформление и товары не будут вывезены на экспорт.

Аналогичные требования таможенного законодательства предъявляются к упаковке таре) в которой находиться груз, предъявляемый к декларированию (ст. 124, 359, 389 ТК РФ) и упаковка товаров, а также переупаковка (при повреждении) - сопутствующая услуга, оказываемая налогоплательщикам и обязательна для начала транспортировки грузов.

При таких обстоятельствах, исходя из смысла перечисленных норм гражданского, таможенного и налогового законодательства услуги, оказанные обществом, подлежат налогообложению НДС по ставке 0 процентов.

Довод налогового органа о то, что ставка 0% налогоплательщиком документально не подтверждена, судом не принимается.

Перечень документов, подтверждающих право на применение ставки налога 0 % предусмотрен ст.165 НК РФ. Обществом приложен полный комплект достоверных документов к налоговой декларации. Налоговый орган не представил доказательств подтверждающие недобросовестность общества как участника налоговых правоотношений.

Данное обстоятельство подтверждено выводами, вступившего в законную силу решения арбитражного суда Краснодарского края по делу № А-32-22513/2007-33/538 о признании недействительным решения МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю от 30.08.2007 № 06-22/83 в части отказа в возмещении 410 074 руб. НДС., которым заявленные требования удовлетворены, в связи с тем, что общество является добросовестным налогоплательщиком и отказ налоговой инспекции в возмещении НДС противоречит действующему законодательству.

Постановлением кассационной инстанции от 09.06.2008 Решение по делу № А-32-22513/2007-33/538 оставлено без изменения. Данный судебный акт вступил в законную силу.

Фактические обстоятель Ф.И.О. фактическим обстоятельствам дела № А-32-22513/2007-33/538, при рассмотрении которого суд дал правовую оценку спорным правоотношениям между теми же сторонами принял Решение, которое вступило в законную силу.

Согласно ч.2 ст.69 АПК РФ названный судебный акт по вышеуказанному делу имеет преюдициальную силу, поскольку факты, которые входили в предмет доказывания по настоящему делу были исследованы судом и его результаты отражены в этом судебном акте, тем самым приобрели достоверность и незыблемость.

Отнесение фактов к разряду преюдициально установленных порождает последствие, в виде запрета их оспаривания и опровержения в данном процессе с целью замены ранее сделанных выводов на противоположные, следовательно, требования налогоплательщика о признании недействительными п.2 решения от 13.03.2008 № 06-22/230 об отказе в возмещении НДС в сумме 1 045 222 руб. являются правомерными и подтверждены материалами дела и вступившими в законную силу судебными актами.

Суд, решая вопрос о взыскании государственной пошлины, считает, что согласно требованиям ст.ст.102, 110 АПК РФ ст.ст.333.16, 333.17, .333.21 НК РФ АПК РФ расходы по государственной пошлине следует возложить на заинтересованное лицо.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 198, 200-201 АПК РФ, суд

Решил:

Признать недействительным п.2 решения от 13.03.2008 № 06-22/230 МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю, г.Краснодар, о привлечении ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», г.Новороссийск, в части отказа ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», г.Новороссийск, в возмещении НДС в сумме 1 045 222 руб., как несоответствующее ст.ст.161, 167, 171, 172 НК РФ.

Взыскать с МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю, г.Краснодар, в пользу ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», г.Новороссийск, в возмещение расходов на уплату государственной пошлины в размере 2000 руб., по платежному поручению от 21.05.2008 № 1 149.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в течение месяца в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Ростов-на-Дону.

Судья Е.А.Гречка