Судебная власть

Постановление апелляции от 12.01.2009 №А72-7208/2008. По делу А72-7208/2008. Российская Федерация.

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45 www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

Постановление апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

12 января 2009 года Дело № А72-7208/2008

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 12 января 2009 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,

судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В.,

с участием:

от заявителя – Власенко В.Б., доверенность от 01.12.2008 г. № 10,

от ответчика – не явился, извещен,



рассмотрев в открытом судебном заседании 12 января 2009 г., в зале № 6, апелляционную жалобу ООО «СК-Универсал» на Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 ноября 2008 года по делу № А72-7208/2008 (судья Лубянова О.А.)

по заявлению ООО «СК-Универсал»

к ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска

о признании незаконным и об отмене постановления № 16-04-24/701,

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «СК-Универсал» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска (далее – ответчик, Инспекция) о признании незаконным и об отмене постановления № 16-04-24/701.

Решением суда первой инстанции от 24 ноября 2008 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит Решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. По мнению Общества, суд принял Решение без учета внесенных 12.11.2008 г. изменений в Постановление Главы администрации Ульяновской области от 18.02.2002 г. № 12, влекущих отсутствие в действиях заявителя состава административного правонарушения. Указывает, что Общество не могло быть привлечено к административной ответственности, поскольку, исходя из положений ст. 346.27 НК РФ, Общество розничную продажу не осуществляло. Кроме того, Закон Ульяновской области от 03.08.200 Ф.И.О. продажи алкогольной продукции», не подлежащий применению.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился.

В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 266 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает Решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в результате проведенной 26.08.2008 г. должностными лицами Инспекции проверки Общества в закусочной «На Можайке 777», расположенной по адресу г. Ульяновск, ул. Можайского, 4/2, выявлен факт реализации алкогольной продукции: водки «Зеленая Марка кедровая» 0,5 л 40 %, дата розлива 22.05.2008 г. ЗАО «ЛВЗ «Топаз», в количестве 20-ти бутылок по цене 180 руб. и водки «Высота Люкс» 0,5 л 40 %, дата розлива 26.05.2008 г. ООО «Кристалл», в количестве 9-ти бутылок по цене 230 руб., на расстоянии менее 100 м от негосударственного среднего профессионального училища «Техникум Экономики и Права», расположенного по адресу г. Ульяновск, ул. Марата, 2/5 (протяжённость пешеходного потока от центрального входа объекта до входа в закусочную составила 61,6 м), в нарушение ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», п. 136 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 (с изменениями и дополнениями), п. 6 Порядка определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденного Постановлением Главы администрации Ульяновской области от 18.02.2002 г. № 12 (с изменениями от 13.02.2008 г. № 60-П).

На основании акта проверки от 26.08.2008 г. № 000109 и протокола об административном правонарушении от 27.08.2008 г. № 719 Общество оспариваемым Постановлением от 08.10.2008 г. № 16-04-24/701 привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Частью 3 ст. 14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за Ф.И.О. продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.



Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, является Ф.И.О. продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не указанных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.

Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.

Согласно п. 2 Порядка определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденного Постановлением Главы администрации Ульяновской области от 18.02.2002 г. № 12, не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на территориях, прилегающих к местам массового скопления граждан и к местам нахождения источников повышенной опасности (в том числе на территориях, прилегающих к вокзалам, аэропортам, оптовым продовольственным рынкам, объектам военного значения).

В силу п. 6 указанного Порядка (с изменениями, внесенными Постановлением Правительство Ульяновской области от 13.02.2008 г. № 60-П, действовавшими на момент проведения проверки и назначения административного наказания) при установлении размеров прилегающих территорий органу местного самоуправления следует исходить из того, что протяженность пешеходного потока от центрального входа объекта, указанного в пункте 2 настоящего Порядка, до центрального входа объекта, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции, должна составлять не менее 100 метров.

Материалами дела подтверждается, что расстояние от центрального входа закусочной «На Можайке 777» до центрального входа в негосударственное среднее профессиональное училище «Техникум Экономики и Права» составляет 61,6 метров.

На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, поскольку закусочная «На Можайке 777», расположенная по адресу ул. Можайского, 4/2, подпадае Ф.И.О. продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15%.

Вместе с тем Постановлением Правительства Ульяновской области от 12.11.2008 г. № 468-П внесены изменения в Порядок определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденного Постановлением Главы администрации Ульяновской области от 18.02.2002 г. № 12, и п. 6 изложен в следующей редакции:

«6. При установлении размеров прилегающих территорий органу местного самоуправления следует исходить из того, что:

протяженность пешеходного потока от центрального входа заводов с численностью работающих более пяти тысяч человек до центрального входа объекта, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции, должна составлять не менее 200 метров;

протяженность пешеходного потока от центрального входа детских организаций до центрального входа объекта, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции, должна составлять не менее 100 метров;

протяженность пешеходного потока от центрального входа образовательных и медицинских организаций до центрального входа объекта, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции, должна составлять не менее 50 метров;

протяженность пешеходного потока от центрального входа иных объектов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, до центрального входа объекта, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции, должна составлять не менее 25 метров».

Указанное Постановление Правительства опубликовано в газете «Ульяновская правда» 14.11.2008 г. и в соответствии со ст. 7 Закона Ульяновской области от 29.11.2005 г. № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» вступило в законную силу 15.11.2008 г.

Согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого Постановление о назначении административного наказания не исполнено (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ).

Постановление о назначении административного наказания в отношении Общества не исполнено.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16, являются необоснованным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, оспариваемый судебный акт в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ подлежит отмене как принятый при неправильном применении норм материального права, а требования Общества о признании незаконным и об отмене постановления Инспекции от 08.10.2008 г. № 16-04-24/701 о назначении административного наказания удовлетворению.

Излишне уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 1 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы на основании ст. 333.40 НК РФ подлежит возврату Предпринимателю.

Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 ноября 2008 года по делу № А72-7208/2008 отменить.

Постановление ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска от 08.10.2008 г. № 16-04-24/701 признать незаконным и отменить.

Возвратить ООО «СК-Универсал» излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 000 руб. по платежному поручению от 04.12.2008 г. № 62.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий Н.Ю. Марчик

Судьи В.В. Кузнецов

С.Т. Холодная