Судебная власть

Решение от 14.01.2009 №А32-21195/2008. По делу А32-21195/2008. Краснодарский край.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение

г. Краснодар Дело № А-32-21195/2008-5/281

14 января 2009г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи И.Н. Бондаренко,

при ведении протокола судебного заседания судьей И.Н. Бондаренко,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Тандем плюс», г.Москва,

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Курганинскому району Краснодарского края, г.Курганинск,

о признании незаконным бездействия,

при участии:

от заявителя: Бойков Е.В., доверенность от 08.04.2008 г.,

от заинтересованного лица: не явился, уведомлен

Установил:

ООО «Тандем плюс» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Курганинскому району Краснодарского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче свидетельства о регистрации 50 игровых автоматов, расположенных по адресу: г.Курганинск, ул.Матросова, 203.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.



Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, возражения против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложены в отзыве на заявление, направило ходатайство о рассмотрении дела без его участия

Ходатайство рассмотрено и удовлетворено судом.

Дело рассматривается по правилам ст.ст. 156, 200 АПК РФ.

Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, Установилследующее.

ООО «Тандем плюс» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИМНС России №46 по г.Москве 03.08.2004г., свидетельство серия 77 №006961268, ИНН 7727517066.

ООО «Тандем плюс» осуществляет деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений на основании лицензии №005938, выданной Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму 05.11.2004г. сроком действия с 05.11.2004г. до 05.11.2009г.

Приказом №33/2411 от 24.11.06г. с 27.11.06г. создан зал игровых автоматов по фактическому месту расположения точек игровых автоматов ООО «Тандем плюс» по адресу: г.Курганинск, ул.Матросова, 203.

Согласно уведомлению налогового органа от 11.07.08г. №407979 ООО «Тандем плюс» поставлено на учет 04.07.08г. в ИФНС России по Курганинскому району по месту нахождения обособленного подразделения по адресу: г.Курганинск, ул.Матросова, 203.

Согласно выписке из протокола №24 от 23.07.08г. заседания Межведомственной комиссии Муниципального образования Курганинский район по размещению производительных сил на территории района ООО «Тандем Плюс» согласована возможность размещения объектов игорного бизнеса в арендуемом помещении площадью 102, кв.м, расположенном по адресу: г.Курганинск, ул.Матросова, 203 с учетом того, что ранее выдавалось разРешение на установку игровых автоматов в указанном помещении.

Налоговым органом выдано ООО «Тандем плюс» свидетельство от 01.08.08г. №238 о регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес – 50 игровых автоматов по адресу: г.Курганинск, ул.Матросова, 203.

31.08.08г. ООО «Тандем плюс» обратилось в налоговый орган с заявлением о снятии 50 игровых автоматов, находящихся по адресу: г.Курганинск, ул. Матросова, 203 с учета, в связи с необходимостью выполнения предписания №227 от 26.08.08г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности в зале игровых автоматов по указанному адресу (оборудование помещения зала автоматической пожарной сигнализацией, замена неисправных участков электропроводки в помещениях игрового зала и др.).

07.10.2008г. в адрес ИФНС России по Курганинскому району Краснодарского края ООО «Тандем плюс» было направлено заявление вх. №12000 о регистрации 50 игровых автоматов по месту нахождения обособленного подразделения, по адресу: г.Курганинск, ул. Матросова, 203.

Письмом от 10.10.08г. №03-15/05261 налоговым органом было отказано в регистрации 50 игровых автоматов по указанному месту нахождения обособленного подразделения, так как, по мнению налогового органа игорное заведение по указанному адресу не соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2006г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр».

Заявитель считает невыдачу налоговым органом заявления о регистрации игровых автоматов незаконной, что и послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

Принимая Решение, суд исходит из следующего.



Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, Решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ст.1 Закона от 21.03.1991г. №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ.

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками в соответствии с положениями НК РФ, то есть лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги (ст.ст.9, 19 НК РФ).

Положениями главы 29 НК РФ конкретизируется, что налогоплательщиком налога на игорный бизнес признается организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст.365 НК РФ).

Согласно п.п.1, 2 ст.366 НК объектами налогообложения признаются: 1) игровой стол; 2) игровой автомат; 3) касса тотализатора; 4) касса букмекерской конторы.

В целях настоящей главы каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее, чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления и форма указанного свидетельства утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ст.366 НК РФ объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

Согласно п.5 ст.366 НК РФ заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения.

В свою очередь, налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство (п.6 ст.366 НК РФ).

Иных действий налогового органа при получении названного заявления указанная норма НК РФ не предусматривает.

При этом законодатель не связывает исполнение налогоплательщиком требований иных законодательных актов с обязанностью направить заявление о регистрации объектов налогообложения в налоговый орган, и, соответственно, не наделяет налоговый орган правом отказать в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения.

Исходя из изложенных положений НК РФ, обязанность уплачивать налог на игорный бизнес возникает с момента представления соответствующего заявления и с этого же момента организация приобретает статус налогоплательщика.

Таким образом, нормами главы 29 НК РФ установлен заявительный (уведомительный) порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, предусматривающий, с одной стороны, обязанность налогоплательщика подать в налоговый заявление о регистрации объектов не позднее, чем за два рабочих дня до даты их установки, а с другой стороны, императивную обязанность налоговых органов в пятидневный срок выдать соответствующее свидетельство.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что порядок подачи заявления для регистрации объектов налогообложения, предусмотренный пунктами 2-6 статьи 366 НК РФ, в том числе и форма названного заявления, с которым обществом обратилось в инспекцию, полностью соблюдены обществом.

Кроме того, налоговым органом уже выдавалось ООО «Тандем плюс» свидетельство от 01.01.08г. №245 о регистрации тех же объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по месту нахождения обособленного подразделения по адресу: г.Курганинск, ул.Матросова, 203.

В своих возражениях налоговая инспекция ссылается на Федеральный закон от 29.12.06г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. При этом статьей 2 Кодекса предусмотрено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Законом №244-ФЗ определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан (ч.1 ст.1 Закона №244-ФЗ).

В силу ст.2 Закона №244-ФЗ правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, данным федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с указанным федеральным законом иными нормативными правовыми актами.

Из приведенных положений следует, что Закон №244-ФЗ в силу ст.1 Налогового кодекса Российской Федерации не является актом законодательства о налогах и сборах и, соответственно, в силу статьи 2 Кодекса не может распространять свое действие на налоговые правоотношения. Закон №244-ФЗ не регулирует порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, который относится к сфере налоговых правоотношений и регулируется нормами ст.366 Кодекса.

При соблюдении владельцами таких игорных заведений норм ст.366 Налогового кодекса Российской Федерации у налоговых органов отсутствуют правовые основания для отказа им после 01.01.2007г. в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и (или) в регистрации изменений (уменьшения с учетом соответствующих требований Федерального закона) количества имеющихся в игорных заведениях объектов налогообложения.

Согласно ст.366 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан зарегистрировать каждый объект налогообложения налогом на игорный бизнес, указанный в пункте 1 данной статьи Кодекса, в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения, не позднее, чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее, чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.

Общество, осуществляя деятельность по организации и проведению азартных игр, обязано было обратиться в налоговый орган с заявлением о регистрации объектов налогообложения. Налогоплательщик данную обязанность выполнил, направив 07.10.2008г. заявление о регистрации 50 игровых автоматов.

Оснований для освобождения от выполнения указанных обязанностей (в частности, условий при которых налогоплательщику может быть отказано в выдаче свидетельства) НК РФ не содержит.

Данный порядок регистрации установлен в целях налогообложения и не может быть произвольно изменен налогоплательщиком или налоговым органом.

В соответствии со статьёй 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, арбитражный суд принимает Решение об удовлетворении заявленного требования (ст.201 АПК РФ).

С учетом выше изложенного, суд пришел к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.ст.101, 102, 104, 110 АПК РФ при удовлетворении заявленных требований, расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заинтересованное лицо.

В силу п.4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007г. №117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» указанная глава кодекса не содержит нормы об освобождении государственных и муниципальных учреждений от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами.

Согласно п.47 ст.2 Федерального закона от 27.07.2006г. №137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» 01.01.2007г. признан утратившим силу п.5 ст.333.40 НК РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производится из бюджета.

На основании вышеизложенного, руководствуясь вышеперечисленными нормативными актами, а также ст.ст.65, 66, 110, 167-170, 197-201 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

Признать незаконным бездействие ИФНС России по Курганинскому району, выразившееся в невыдаче свидетельства о регистрации 50 игровых автоматов.

Обязать ИФНС России по Курганинскому району Краснодарского края устранить допущенные нарушения прав налогоплательщика - выдать ООО «Тандем плюс», г.Москва свидетельство о регистрации 50 игровых автоматов, находящихся по месту нахождения обособленного подразделения по адресу: г.Курганинск, ул.Матросова, 203.

Взыскать с ИФНС России по Курганинскому району, г.Курганинск в пользу ООО «Тандем плюс», г.Москва 2000 руб. в возмещение расходов заявителя по уплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья И.Н. Бондаренко