Судебная власть

Решение от 16.01.2009 №А29-8918/2008. По делу А29-8918/2008. Республика Коми.

Решение г. Сыктывкар

«12» января 2009 г. Дело № А29-8918/2008

(дата оглашения резолютивной части решения)

«16» января 2009 г.

(дата изготовления решения в полном объеме)

Судья Арбитражного суда Республики Коми Борлакова Р. А.,

при ведении протокола судебного заседания ею же,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Республике Коми

к Муниципальному учреждению культуры «Сельский дом культуры пст. Митрофан- Дикост»

о взыскании 100 руб. налоговой санкции

при участии в заседании:

от заявителя:

от ответчика:

Установила:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Республике Коми обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с Муниципального учреждения культуры «Сельский дом культуры пст. Митрофан- Дикост» 100 руб. налоговой санкции, примененной по результатам камеральной налоговой проверки по вопросу своевременности представления декларации по земельному налогу за 2007 г.

Муниципальное учреждение культуры «Сельский дом культуры пст. Митрофан- Дикост» (далее учреждение) не представило отзыв на требования налоговой инспекции и другие документы и материалы, указанные судом в определении от 12 ноября 2008 г. и от 10 декабря 2008 г.



Последние получены учреждением, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении.

Рассмотрев имеющиеся в деле и представленные заявителем документы и материалы, суд отказывает налоговому органу в удовлетворении его требований, при этом исходит из следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, учреждение несвоевременно представило налоговую декларацию по земельному налогу за 2007 г.

Проведя налоговую проверку по вопросу своевременности представления указанной налоговой декларации, налоговая инспекция вынесла Решение № 750 от 06.05.2008 г., в соответствии с которым Установила совершение ответчиком налогового правонарушения в виде несвоевременного представления налоговой декларации, применила к налогоплательщику налоговую ответственность, установленную ч.1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 100 руб.

При этом, как указано в решении, в нарушение п.3 ст. 398 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение не представило налоговую декларацию по земельному налогу в срок не позднее 01 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Соответственно, налоговая декларация по земельному налогу за 2007 г. подлежала представлению в срок не позднее 01.02.2008 г., а фактически была представлена 07.03.2008 г.

Факт нарушения срока представления налоговой декларации по земельному налогу подтверждается входящей отметкой налогового органа на декларации, учреждением не оспаривается.

В соответствии со статьей 104 Налогового кодекса РФ требование № 821 от 06.05.2008г. об уплате штрафа в срок до 16.05.2008г. было направлено учреждению заказным письмом с уведомлением.

Так как требование не было исполнено, расчетные счета, с которых может быть произведено взыскание штрафа, у учреждения отсутствуют, а возможность списания денежных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств по постановлению налогового органа статьей 46 Налогового кодекса РФ, статьей 239 Бюджетного кодекса РФ не предусмотрена, Межрайонная Инспекция ФНС России №4 по Республике Коми обратилась в суд с заявлением о взыскании указанной налоговой санкции.

Заявление подано в пределах срока давности взыскания налоговых санкций, предусмотренного статьей 115 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

За непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации налогоплательщик привлекается к ответственности, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п.1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного владения.

При отложении рассмотрения дела (определение от 10 декабря 2008 г.) сторонам было предложено представить правоустанавливающие документы на земельный участок, а налоговому органу также было предложено представить доказательства наличия статуса налогоплательщика у учреждения.

В ответ на определение суда налоговым органом была представлена информация в виде постановления Администрации муниципального образования «Троицко- Печорский район» от 16 сентября 2003 г. №9/579, из которого явствует, что земельный участок предоставлен МУК «Сельский дом культуры пст. Митрофан- Дикост» в постоянное (бессрочное) пользование из земель поселений (площадью 1271, 0 кв.м. для обслуживания здания муниципального учреждения культуры «Сельский дом культуры пст. Митрофан- Дикост»).

Другие документы не представлены.



Как отмечено выше, в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

При этом собственностью юридических лиц являются земельные участки, приобретенные этими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Это положение следует из пункта 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Вышеуказанные права на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации, которая осуществляется с 31 января 1998 в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В рассматриваемом правоотношении сторон, заявителем не представлены документы, подтверждающие наличие у учреждения в собственности или ином праве земельного участка.

Согласно положения пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

Такие документы тоже не представлены.

Ранее налоговым органом была представлена выписка из списка правообладателей объектов (земля), из которой явствует, что земельный участок предоставлен Муниципальному учреждению культуры «Сельский дом культуры пст. Митрофан- - Дикост, однако, данная выписка является документом налогового органа, и при отсутствии правоустанавливающих документов не принимается судом в качестве доказательства наличия статуса налогоплательщика у учреждения.

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Отсутствие документов, подтверждающих наличие права на пользование земельным участком, непредставление таких документов налоговым органом, не позволяет сделать однозначный вывод о наличии статуса налогоплательщика земельного налога у учреждения.

В такой ситуации представление им налоговой декларации с нарушением сроков, не может являться основанием к привлечению к налоговой ответственности за ее несвоевременное представление.

Руководствуясь ст. ст. 167-171, 212- 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Судья Арбитражного суда Республики Коми Р.А.Борлакова