Судебная власть

Решение от 15.01.2009 №А29-10794/2008. По делу А29-10794/2008. Республика Коми.

Арбитражный суд Республики Коми

167983 Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 49а

http://komi.arbitr.ru, тел(факс) 30-08-10

Именем Российской Федерации Решение

г. Сыктывкар Дело № А29-10794/2008

«15» января 2009г.

(дата оглашения резолютивной части решения)

«15» января 2009г.

(дата изготовления решения в полном объеме)

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Князевой А.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тороповым В.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора

к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-эксплуатационное управление»

о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от прокурора – Астарханов И.М. (удостоверение),



от лица, привлекаемого к административной ответственности – Коровина Г.В. (директор);

Установил:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационное управление» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» признал вину Общества в полном объеме, подтвердив факт совершения административного правонарушения. При этом просил суд освободить общество от административной ответственности в силу малозначительности правонарушения.

Как следует из материалов дела, в результате проведения проверочных мероприятий 17.12.2008 года прокурором было выявлено, что ответчик в процессе своей хозяйственной деятельности по обслуживанию жилого фонда в с. Корткерос, п Аджером, п. Визябож, п. Усть-Лекчим на основании заключаемых хозяйственных договоров с жильцами муниципального жилья осуществляет прием и размещение твердых и жидких бытовых отходов 4 класса опасности, в том числе осуществляет их вывоз на полигон и обработку, без лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

По данному факту 17 декабря 2008 года прокурором в отношении Общества вынесено Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

На основании статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Постановление и материалы административного производства направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» к административной ответственности.

В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 “О лицензировании отдельных видов деятельности“.

Согласно подпункту 74 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями подлежит лицензированию.

В статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон №89-ФЗ) также установлено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2006 года № 524.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ опасными отходами являются «отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами». Согласно указанной норме обращение с отходами – это «деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов».

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 №786, содержит перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду.



В соответствии с указанным каталогом отходам присваивается тринадцатизначный код, определяющий вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки, где тринадцатая цифра кода отходов используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - I класс опасности, 2 - II класс опасности, 3 - III класс опасности, 4 - IV класс опасности, 5 - V класс опасности).

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договоров, заключаемых со сторонними организациями, МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» осуществляет на платной основе сбор и транспортировку твердых и жидких бытовых отходов (отходы 4, 5 классов опасности). Твердые бытовые отходы вывозятся на полигон ТБО в с. Корткерос, а жидкие – размещаются на свалке ЖБО в с. Корткерос.

В частности, согласно Договорам на вывоз и обработку бытовых отходов № 25 от 01.10.2007г. и № 42 от 15.01.2008 г. МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» обязуется за плату оказать услуги по вывозу и обработке ТБО и ЖБО; согласно Договорам на вывоз и обработку бытовых отходов № 32 от 10.01.2008г. и № 26 от 15.01.2008 г., МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» обязуется за плату оказать услуги по вывозу ТБО.

Ответчик не оспаривает того факта, что осуществлял подлежащую лицензированию деятельность без соответствующей лицензии, однако, ссылается на то обстоятельство, что им предпринимались меры по получению лицензии, деятельность им осуществляется только в отношении отходов 4 и 5 классов опасности, в силу чего полагает, что его деятельность не представляла существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Факт совершения административного правонарушения также подтверждается материалами дела, в том числе Постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 17.12.2008, копиями договоров на вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

Таким образом, в действиях МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» имеется состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но исходя из конкретных обстоятельств дела, установленных судом, считает возможным освободить Общество от административной ответственности за малозначительностью совершенного правонарушения.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст.2.9 КоАП РФ).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 указал, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации Постановлением № 60 от 20.11.2008г. дополнил Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ пунктом 18.1, согласно которому при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Таким образом, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд считает возможным освободить Общество от административной ответственности за малозначительностью совершенного правонарушения, в связи с тем, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям в сфере лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, в данном случае отсутствовала, а совершенное Обществом правонарушение является малозначительным.

Кроме того, при оценке деяния как малозначительного судом принято во внимание, что Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ были внесены изменения в подпункт 74 пункта 1 статьи 17 Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“, согласно которому не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности.

Указанная редакция Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ вступает в силу 30.06.2009 года.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 АПК РФ суд,

Решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Объявить МУП «Жилищно-эксплуатационное управление» (МУП «ЖЭУ») устное замечание.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в 10-тидневный срок со дня принятия.

Судья Арбитражного суда

Республики Коми А.А. Князева