Судебная власть

Решение от 08 августа 2008 года № А17-2728/2008. По делу А17-2728/2008. Ивановская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ 153002, г.Иваново, ул.Б.Хмельницкого, 59 «б» http://ivanovo.arbitr.ru ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Решение

г. Иваново Дело №А-17-2728/2008

05 августа 2008 года

(дата оглашения резолютивной части решения)

12 августа 2008 года

(дата изготовления решения в полном объеме)

Судья Арбитражного суда Ивановской области Чеботарева И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Пирожковой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 42 об оспаривании Постановления № 547 от 03.07.2008 г. по делу об административном правонарушении, вынесенного Главным государственным инспектором по пожарному надзору г.Иваново Родиным М.В.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Моревой В.А., директора школы по приказу № 211-О от 27.07.2008 года, паспорту;

от заинтересованного лица: Киселева С.А., представителя по доверенности от04.08..2008 года;

Установил:

В Арбитражный суд Ивановской области обратилось Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 42 (Далее по тексту – МОУ СОШ № 42, заявитель, школа, учреждение) с заявлением об оспаривании Постановления № 547 от 03.07.2008 г. по делу об административном правонарушении, вынесенного главным государственным инспектором по пожарному надзору г. Иваново Родиным М.В.

В обоснование своих требований заявителем было указано, что школа является муниципальным учреждением и финансируется из бюджета г. Иваново. Устранить некоторые замечания, указанные в акте проверки, МОУ СОШ № 42 сможет, когда будет выделено финансирование, соответствующая заявка в Управление образования подана. В 2008 году Учреждением проведен большой объем работ по повышению пожарной безопасности: установлена АПС; заменены на огнестойкие двери в электрощитовой, подвальном и чердачном помещениях; установлены заградительные перегородки и противодымные двери; горючая отделка стен на лестничных переходах по центральному входу заменена на негорючую. Многие нарушения, отраженные в обжалуемом постановлении, уже устранены, в подтверждение чего представлены документы в материалы дела.

ОГПН г. Иваново в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления МОУ СОШ № 42 по изложенным в отзыве основаниям. Представитель ОГПН пояснил, что нарушения, отраженные в обжалуемом постановлении, подтверждены материалами дела. В ходе мероприятия по контролю осуществлялась проверка противопожарного режима. При назначении наказания, ОГПН учитывались смягчающие и отягчающие административную ответственность учреждения обстоятельства, штраф наложен в минимально предусмотренном частью первой статьи 20.4 КоАП РФ размере.



Заслушав пояснения заявителя, заинтересованного лица, рассмотрев документы, приобщенные к материалам дела, суд считает требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению по нижеследующим основаниям.

На основании распоряжения Главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Иваново № 466 от 23.06.2008 года государственным инспектором по пожарному надзору Отдела ГПН г. Иваново 26.06.2008 года проведена внеплановая проверка с целью надзора за соблюдением Муниципальным образовательным учреждением СОШ № 42, расположенным по адресу: г. Иваново, ул. Окуловой, д. 1, требований пожарной безопасности.

По результатам проверки 26.06.2008 года составлен Акт № 521, в котором отражены следующие нарушения:

дв Ф.И.Оклетки, соединяющие лестничную клетку с общими коридорами на 1-ом, 3-ем и 4-ом этажах здания, сняты, что способствует быстрому распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации, чем нарушены п. 40 ППБ 01-03, п. 2.1.21 ППБ 101-89;

на путях эвакуации на 2-ом, 3-ем и 4-ом этажах в коридоре отделка стен и пола выполнена материалом с неустановленной степенью пожарной опасности (не предоставлены сертификаты ПБ), чем нарушен п. 53 ППБ 01-03;

в помещениях элеваторной в местах пересечения противопожарных стен инженерными коммуникациями, образовавшееся отверстие не заделано строительным раствором или другим негорючим материалом, обеспечивающим требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости, чем нарушен п. 37 ППБ 01-03;

в помещении подвала допущено нарушение огнезащитных покрытий (штукатурки) потолка и стены, чем нарушен п. Ф.И.Оклетке размещаются регистры отопления, которые выступают из плоскости стен на высоте до 2,2 м. от поверхности площадки лестницы, чем нарушены п. 3 ППБ 01-03 и п. 6.32* СНиП 21-01-97*;

в тамбуре основного выхода из здания на электросветильнике отсутствует защитный плафон, предусмотренный конструкцией светильника, чем нарушен п. 60 ППБ 01-03;

на окнах кабинета учительской и кабинета информатики установлены глухие металлические решетки, чем нарушен п. 40 ППБ 01-03;

на 4-ом этаже здания отсутствует поэтажный план эвакуации людей при пожаре, чем нарушен п. 16 ППБ 01-03;

не производится перекатка пожарных рукавов на новую скатку (не реже одного раза в год), чем нарушены п.п. 91 и 2.4.3 ППБ 01-03; Ф.И.О. клетки с 1-го Ф.И.О. кладкой, чем нарушен п. 2.1.21 ППБ 101-89;

слуховые окна чердачного помещения не остеклены, чем нарушен п. 2.1.17 ППБ 101-89;

наружная пожарная лестница не подвергалась эксплуатационным испытаниям, чем нарушен п. 41 ППБ 01-03.

26.06.2008 года в отношении МОУ СОШ № 42 составлен протокол № 601 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

03.07.2008 года на основании протокола об административном правонарушении № 601 и других материалов административного дела Главным государственным инспектором по пожарному надзору г. Иваново Родиным М.В. вынесено Постановление № 547 о привлечении МОУ СОШ № 42 к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.



Считая, что данное Постановление вынесено с нарушением действующего законодательства, МОУ СОШ № 42 обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Согласно ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года №313.

В силу пункта 10 Правил пожарной безопасности собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно п. 3.1 Устава Учреждения, имущество МОУ СОШ № 42 является муниципальной собственностью и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления городским комитетом по управлению имуществом.

Пунктом 40 ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, установлен запрет на снятие предусмотренные проектом дверей эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, других дверей, препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации, в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов).

В соответствии с п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Государственным комитетом образования СССР 10 мая 1989 года утверждены Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89*, в соответствии с подпунктом «г» пункта 2.1.21 которых, в зданиях детских учреждений запрещается снимать дверные полотна в проемах, соединяющих коридоры с лестничными клетками.

В соответствии с п. 53 ППБ 01-03 «При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости)»;

В соответствии с п.6.25 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:

Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;

Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;

Пунктом 37 ППБ 01-03 установлено, что в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций различными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия и зазоры должны быть заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость.

В соответствии с п. 36 нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться.

Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно.

Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.

Из пункта 6.32* СНиП 21-01-97* следует, что В лестничных клетках не допускается размещать трубопроводы с горючими газами и жидкостями, встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов, открыто проложенные электрические кабели и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток, предусматривать выходы из грузовых лифтов и грузовых подъемников, а также размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц.

В зданиях высотой до 28 м включительно в обычных лестничных клетках допускается предусматривать мусоропроводы и электропроводку для освещения помещений.

В объеме обычных лестничных клеток не допускается встраивать помещения любого назначения, кроме помещения охраны.

Под маршами первого, цокольного или подвального этажа допускается размещение узлов управления отоплением, водомерных узлов и электрических вводно-распределительных устройств.

В незадымляемых лестничных клетках допускается предусматривать только приборы отопления.

В соответствии с п. 60 ППБ 01-03 при эксплуатации действующих электроустановок запрещается обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.

Пунктом 40 ППБ 01-03 установлено, что в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.

В соответствии с п. 16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

Из пункта 91 ППБ 01-03 следует, что пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.

В соответствии с п.п. «в» п. 2.1.21 ППБ-101-89 в зданиях детских учреждений запрещается: устанавливать решетки, жалюзи и подобные им несъемные солнцезащитные, декоративные и архитектурные устройства на окнах помещений, связанных с пребыванием людей, лестничных клеток, коридоров, холлов и вестибюлей.

Пунктом 2.1.17 ППБ 101-89 установлено, что слуховые окна чердачных помещений должны быть остеклены и находиться в закрытом состоянии.

В соответствии с п. 41 ППБ 01-03 наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям.

Нарушение указанных выше требований пожарной безопасности формирует объективную сторону состава предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ правонарушения.

Представитель ОГПН в судебном заседании 04.08.2008 года в порядке ст. 70 АПК РФ подтвердил, что нарушение, указанное в п.12 постановления, указано ошибочно. Пожарные лестницы подвергались эксплуатационным испытаниям.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела следует, что Учреждением не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности и, следовательно, Учреждение, согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, является виновным в совершении административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса.

Статьей 4.3 КоАП РФ также предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

При вынесении оспариваемого постановления должностным лицом ОГПН не было выявлено отягчающих обстоятельств. Судом также учитывается, что не смотря на наличие в материалах дела сведений о вынесении в отношении МОУ СОШ №42 Постановления ОГПН г. Иваново № 74 от 14.02.2008 года, которым Учреждение привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, суд не признает его в качестве отягчающего вину Учреждения обстоятельства, так как Учреждением в кратчайшие сроки устранены все нарушения, выявленные проверкой в феврале 2008 года: установлена автоматическая пожарная сигнализация, на лестницах горючая отделка стен заменена на соответствующую требованиям закона, установлено 4 противопожарные двери (электрощитовая, подвал, 2 двери вход на чердак), глухие решетки на медицинском кабинете сняты, установлены самосветящиеся эвакуационные знаки пожарной безопасности, проведен ремонт в медицинском кабинете приема, мед. кабинеты оборудованы автономными нагревательными приборами, обеспечен нормируемый уровень освещенности в мед. кабинете, приобретены 8 регулируемых по высоте стульев в кабинете информатики, огнетушители перезаряжены, глухие металлические решетки на первом этаже здания заменены на распашные. На устранение перечисленных нарушений Учреждением была израсходована значительная сумма – 446 000 рублей, что, учитывая специфику финансирования Муниципальных образовательных учреждений, говорит о добросовестном отношении школы к приведению здания Учреждения в соответствующее пожарным нормам и правилам состояние.

В то же время, суд считает, что при назначении административного наказания ОГПН г. Иваново были учтены не все имеющие место обстоятельства, смягчающие административную ответственность лица.

В соответствии с п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое Постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Кроме указанного в оспариваемом постановлении в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность лица, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ - раскаяния лица, совершившего административное правонарушение, суд в силу ч.2 ст. 4.2 КоАП РФ признаёт также смягчающим административную ответственность обстоятельством тот факт, что Учреждение принимает активные действия по устранению нарушений, выявляемых ОГПН. Так, Учреждением устранены следующие нарушения, выявленные 26.06.2008 года: стекла в слуховых окнах чердачного помещения школы восстановлены (акт от 28.07.2008г.), двери на трех этажах восстановлены, снабжены уплотнителями, ручками (акт от 29.07.2008г., счет-фактура от 07.04.2008г.), в тамбур основного входа приобретен и установлен защитный плафон (счет от 11.07.2008г.), глухие решетки с окон учительской сняты, произведена перекатка пожарных рукавов (акт от 29.07.2008г. с приложениями), покрытие стен на путях эвакуации осуществлено негорючими материалами (сертификат соответствия ), ведутся работы по ремонту коридоров, восстановление огнезащитного покрытия потолка в помещении подвала (муниципальный контракт от 01.06.2008г.). Также заявителем представлено письмо, адресованные начальнику управления образования г. Иванова, которым запрошены средства на полное устранение нарушений.

Санкция части 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает возможность наложения взыскания за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, с учетом смягчающих вину Учреждения обстоятельств, отсутствием отягчающих обстоятельств, суд считает требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению, а Постановление № 547 от 03.06.2008 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ подлежащим отмене в части наложения взыскания в виде штрафа.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 208, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Судья Чеботарева И.А.