Судебная власть

Решение от 12 августа 2008 года № А73-6350/2008. По делу А73-6350/2008. Хабаровский край.

Решение г. Хабаровск № дела А73 -6350/2008-22

резолютивная часть оглашена 07 августа 2008 года

«12» августа 2008

Арбитражный суд в составе:

председательствующего судьи Малиновской Л.В.

при ведении протокола судебного заседания судьёй

рассмотрев в заседании суда дело по иску ОАО «Восточный порт»

к ОАО «Российские железные дороги»

о взыскании 39 583,80 руб.

при участии:

от истца: Эгамбердиева Л.С. по дов. № 107 от 30.05.2008

от ответчика: Кузина А.Е. по дов. № 682 от 11.12.2007

Установил:

Открытое акционерное общество «Восточный порт» обратилось к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» с иском о взыскании пени за просрочку доставки груза в сумме 39 583,80 руб.

Истец на иске настаивает, в обоснование исковых требований ссылается на нарушение ответчиком сроков доставки, установленных Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Ответчик с иском не согласен, так как вагон был отцеплен на станции Хабаровск-2 по уменьшению веса поезда, далее простаивал на станциях Прохаско, Артем-Приморский, Находка по причине неприема груза станцией назначения ввиду занятости фронтов выгрузки грузополучателя. Просит применить ст.333 Гражданского кодекса Российской Федерации.



Суд, проанализировав позиции сторон в совокупности с материалами дела и нормами права, подлежащими применению при рассмотрении настоящего иска, считает его обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ответчик по договору с грузоотправителем – ОАО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания» осуществлял перевозку угля каменного прямым отправительским маршрутом по накладной № ЭГ 473576 со станции Ленинск-Кузнецкий-1 Западно-Сибирской ЖД до станции Находка-Восточная ДВЖД грузополучатель - ОАО «Восточный порт» для «Гленкор Интернешнл АГ».

Вагон № 61642419 по указанной накладной прибыл на станцию назначения с просрочкой 10 суток. Предъявленная грузополучателем претензия № СОЖД-753/И/07 от 02.07.2007 отклонена, истец обратился с настоящим иском.

Удовлетворяя требования, суд исходил из следующего.

В соответствии со ст. 784, 793 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, и в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке, стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, вышеуказанными уставами, кодексами, правилами, а так же соглашением сторон.

Как указано в ст. 33, 97 Устава железнодорожного транспорта РФ (далее УЖТ), за просрочку доставки груза или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, перевозчик уплачивает пеню в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данного груза, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ст. 29 УЖТ обстоятельств.

Судом установлено, что по железнодорожной накладной № ЭГ 473576 вагон доставлен с просрочкой 10 суток, размер пеней, рассчитанный истцом, составляет 39 583,80 руб., исходя из определенной провозной платы (43982,00 руб.).

Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации № 27 от 18.06.2003, зарегистрированными в Минюсте РФ 23.06.2003 за № 4816 (далее – Правила), предусмотрено, что срок доставки исчисляется с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе «Календарные штемпеля», в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе «Календарный штемпель перевозчика на станции отправления» в зависимости от расстояния перевозки.

По пункту 6.6. Правил, сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.

О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчик составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.

В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ и Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС РФ № 45 от 18.03.2003г., зарегистрированными в Минюсте РФ за номером 4856 от 30.06.2003 обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами, предусмотренными законом.

Как следует из представленной накладной, актов общей формы вагон 61642419 отцеплен на станции Хабаровск-2 по уменьшению веса поезда.

Однако отцепка вагонов по уменьшению веса поезда не влияет на сроки доставки, так как не предусмотрена Правилами и произошла не по вине грузополучателя.

Далее вагон простаивали на ст. Прохаско, Артем-Приморский, Находка, в связи с неприемом груза грузополучателя из-за занятости фронта выгрузки порта, но ссылка ответчика на занятость фронта выгрузки порта бездоказательна. Так по станции Прохаско одним актом общей формы № 600007 зафиксировано как бросание, так и поднятие поезда (14.06.2007 и 16.06.2007).

По станции Артем-Приморский в дорожной ведомости отсутствует информация о поднятии поезда (календарный штемпель станции, подпись ответственного лица, акт на поднятие поезда), по станции Находка отсутствует календарный штемпель станции и отметка, подтверждающая период простоя, при этом акты общей формы до сведения грузополучателя не доводились.



Поскольку не представлено надлежащих доказательств вины грузополучателя и отсутствие технических возможностей накопления вагонов на станции назначения, суд считает, доводы ответчика о занятости фронтов выгрузки на промежуточных станциях в силу ст. ст. 65, 68 АПК РФ бездоказательными.

Порядок предъявления претензии к перевозчику, установленный ст. 120 УЖТ и Правилами предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом, суд считает соблюденным.

Вместе с тем, при отсутствии каких либо убытков от просрочки доставки грузов, понесенных истцом, суд считает возможным применить положения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизить размер пени до 25 000,00 руб.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решилисковые требования удовлетворить.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу Открытого акционерного общества «Восточный порт» пеню в размере 25 000,00 руб. и расходы по государственной пошлине в сумме 1 583,35 руб., а всего 26 583,35 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Малиновская Л.В.