Судебная власть

Решение от 2008-08-18 №А27-6217/2008. По делу А27-6217/2008. Кемеровская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 8

www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации Решение

г. Кемерово Дело № А27-6217/2008-5

«18» августа 2008 г.

Резолютивная часть решения объявлена 11.08.2008 г. Полный текст решения изготовлен 18.08.2008 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи Н.К. Маховой,

при ведении протокола судебного заседания судьёй Н.К. Маховой,

рассмотрев в судебном заседании дело по Ф.И.О. – ликвидатора закрытого акционерного общества «Информинвест», г. Ленинск-Кузнецкий

к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Кемеровской области, г. Ленинск-Кузнецкий

о признании незаконным решения и обязании устранить допущенные нарушения

при участии:

от заявителя – Репин И.Ю. – ликвидатор дан 22.10.02 Беловским УВД КО,

от налогового органа – Воронинская С.Ю. – гл. госналогинспектор по дов. от 09.01.08 №27, Багрий Е.М. – гл. госналогинспектор по дов. от 07.07.08, Титков А.Б. – специалист по дов. от 09.01.08, Ногина Н.В. – зам. нач. отдела по дов. от 08.08.08,

Установил:

Ликвидатор закрытого акционерного общества «Информинвест» (далее ликвидатор, заявитель, общество, ЗАО) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Кемеровской области о признании незаконным решения б/н и б/д об отказе в государственной регистрации при ликвидации юридического лица полностью и обязать устранить допущенные нарушения права путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о регистрации ликвидации ЗАО «Информинвест»» (требование в редакции от 05.08.2008).



В обоснование требования заявитель указывает, что порядок ликвидации юридического лица обществом соблюден. 28.11.2007 в Вестнике государственной регистрации №47 опубликовано сообщение о ликвидации юридического лица. В установленный срок, то есть до 28.01.2008 ликвидатору ЗАО не поступило ни одного требования от кредиторов, в том числе от МР ИФНС РФ №2 по Кемеровской области. Таким образом, ликвидационный баланс ЗАО «Информинвест» по состоянию на 28.01.2008 содержал достоверные сведения; основания для принятия оспариваемого решения регистрирующим органом отсутствовали.

Налоговый орган в отзыве, дополнении к нему и его представители в судебном заседании с требованием не согласились, считают, что Решение от 04.03.2008 об отказе в государственной регистрации общества обусловлено представлением недостоверного ликвидационного баланса. В ликвидационном балансе задолженность общества перед бюджетом в размере 143635 руб. не была отражена, последний не соответствовал действительности и не мог быть принят налоговым органом (подробно возражения изложены в письменном отзыве от 07.07.2008 №16-04-15/09945 и дополнении к нему от 11.08.2008 к нему).

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд Установил следующее.

Материалами дела подтверждается, что 15.11.2007 единственный акционер ЗАО «Информинвест» - И.Ю. Репин принял Решение №5 о ликвидации ЗАО «Информинвест» и назначении ликвидатора.

28.11.2007 в журнале №47 «Вестник государственной регистрации» опубликовано сообщение о ликвидации общества с указанием срока для предъявления требований кредиторами и адреса, куда они могут быть направлены: 652523, Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, а/я 519. О чем внесены в ЕГРЮЛ соответствующие записи:

22.11.2007 за государственным регистрационным номером 2074212029263 о принятии решения о ликвидации юридического лица;

22.11.2007 за государственным номером 2074212029274 о формировании ликвидационной комиссии – ликвидатор Репин И.Ю.;

04.02.2008 за государственным регистрационным номером 2084212001366 о составлении промежуточного баланса.

27.02.2008 ликвидатор обратился в налоговый орган с заявлением о ликвидации общества, к которому были приложены: ликвидационный баланс по состоянию на 28.01.2008 с отсутствием сведений о наличии задолженности перед бюджетом; документ об уплате государственной пошлины; справка Пенсионного фонда РФ от 27.02.2008 об отсутствии задолженности по страховым взносам.

Решением от 04.03.2008 (заявитель ошибочно указал на отсутствие даты) налоговый орган отказал в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидаций на основании п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее Закон №129-ФЗ) – отсутствует ликвидационный баланс.

Не согласившись с вышеназванным Решением, ликвидатор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Нормами ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Согласно п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Аналогичные положения содержатся в п. 6 ст. 22 Закона №129-ФЗ.



В соответствии со ст. 1 Закона №129-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.

Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен ст. ст. 20 - 22 указанного Федерального закона.

Статьей 21 Закона №129-ФЗ предусмотрен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица, который в силу ч. 4 ст. 9 этого же Закона является исчерпывающим.

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.

Суд, исследовав в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, Установил, что указанный порядок, а также порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный ст. 63 Гражданского кодекса РФ, и удовлетворения требований кредиторов (ст. 64 Гражданского кодекса РФ) ЗАО был соблюден, что подтверждается имеющимися в деле документами.

22.11.2007 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии решения о ликвидации общества, а также о назначении ликвидатора общества.

Согласно ч. 1 ст. 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может составлять менее двух месяцев с момента публикации, при этом ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Сведения о ликвидации юридического лица опубликованы в средствах массовой информации 28.11.2007.

Согласно п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Таким образом, в промежуточный баланс включаются требования, заявленные кредиторами в установленном порядке в срок, предусмотренный для их предъявления.

Налоговый орган в указанный срок ликвидатору общества не заявил требований о погашении задолженности общества перед бюджетом.

В соответствии со ст. 87 Налогового кодекса РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации налогоплательщика.

Из изложенного следует, что в период ликвидации организации налоговые органы уполномочены осуществлять контроль в части соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в том числе путем проведения дополнительных документальных проверок. При этом законодатель не Установил ограничений по сроку проведения таких проверок.

Из материалов дела не усматривается, что налоговый орган воспользовался своим правом на проведение налоговой проверки юридического лица в связи с его ликвидацией, соответствующее Решение не выносилось, требование о погашении имеющейся недоимки перед бюджетом ликвидатору в процессе процедуры ликвидации не предъявлялось.

В соответствии с п. 1 ст. 49 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Однако п. 3 данной статьи Налогового кодекса РФ определено, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Из приведенных норм не усматривается, что для налогового органа установлены какие-либо особые правила для предъявления имеющейся задолженности ликвидируемому юридическому лицу.

Направление требований о взыскании недоимки, пени и штрафов за период 2004-2008 годов не свидетельствуют о соблюдении налоговым органом установленного порядка.

С заявлением в арбитражный суд о принудительном взыскании задолженности перед бюджетом налоговый орган не обращался.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Налогового кодекса РФ очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ. В соответствии с очередностью выплат кредиторам, установленной ст. 64 Гражданским кодексом РФ, задолженность организации по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды погашается в четвертую очередь.

Таким образом, по смыслу ст. 49 Налогового кодекса РФ и ст. 64 Гражданского кодекса РФ, налоговый орган как кредитор по платежам в бюджет должен соблюдать установленный гражданским законодательством порядок предъявления требований при ликвидации юридического лица. Порядок и срок заявления требований кредиторами ликвидируемому юридическому лицу, порядок составления и утверждения органом, принявшим Решение о ликвидации или учредителями, промежуточного ликвидационного баланса, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также результатах их рассмотрения, а также составления и утверждения ликвидационного баланса устанавливается ст. 63 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Однако суду не представлено доказательств того, что налоговым органом соблюден порядок, предусмотренный ст. 63 Гражданского кодекса РФ, для предъявления ликвидируемому юридическому лицу требований, в том числе и требований по обязательным платежам в бюджет.

Действующее законодательство не предусматривает возможности применения налоговыми органами иного, чем предусмотренного ст. 63 и ст. 64 Гражданского кодекса РФ, порядка взыскания задолженности по налогам и сборам при ликвидации юридического лица.

При указанных обстоятельствах, с учетом положений ч. 4 ст. 64 Гражданского кодекса РФ и ч. 6 ст. 64 Гражданского кодекса РФ, задолженность общества перед бюджетом не была отражена в ликвидационном балансе ЗАО по состоянию на 28.01.2008, поскольку налоговым органом не был соблюден порядок предъявления требований ликвидируемому юридическому лицу, предусмотренный ст. 63 Гражданского кодекса РФ РФ.

Таким образом, довод налогового органа о том, что ликвидационный баланс ЗАО «Информинвест» на 28.01.2008 содержал заведомо ложные сведения, поскольку не отражал сведений об имеющейся перед бюджетом задолженности, не основан на нормах материального права, документально не подтвержден и отклоняется судом.

Суд соглашается с доводом заявителя об отсутствии у общества необходимости и возможности обращения в арбитражный суд с заявлением о ликвидации общества в порядке процедуры банкротства, поскольку не было заявлено требований кредиторами, а также в связи с отсутствием имущества в объеме, достаточном для покрытия расходов по делу о банкротстве.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь вышеназванными правовыми нормами и существующей судебной практикой, пришел к выводу о том, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией.

Поскольку Налоговый кодекс РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика (к данным делам относятся в частности дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в том числе налоговых органов), следовательно, с инспекции подлежит взысканию в пользу заявителя государственная пошлина в сумме 2000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Удовлетворить требование.

Признать незаконным Решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Кемеровской области об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией закрытого акционерного общества «Информинвест» и обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы №2 по Кемеровской области устранить допущенные нарушения права путем внесения в десятидневный срок после вступления настоящего решения в законную силу в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации закрытого акционерного общества «Информинвест».

Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Кемеровской области (Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, проспект Кирова, 85/2) в пользу ЗАО «Информинвест» государственную пошлину в сумме 2000 руб.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

Судья Н.К. Махова