Судебная власть

Решение от 13 августа 2008 года № А07-3063/2008. По делу А07-3063/2008. Республика Башкортостан.

Решение

г.Уфа Дело № А07-3063/2008 - А-РМФ

20 августа 2008 г.

Резолютивная часть решения объявлена 13 августа 2008 года

Полный текст решения изготовлен в полном объеме 20 августа 2008 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан составе судьи М. Ф. Раянова,

при ведении протокола судебного заседания судьей М. Ф. Раяновым,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 37 по Республике Башкортостан

к Министерству природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан, Государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан “Лесцентр“, Министерству финансов Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан

Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы о взыскании налога и пени в сумме 1 192 326,45 руб.

при участии в предварительном судебном заседании:

от заявителя – Тангельбаев Р. Р., представитель по доверенности от 15.02.2008 г.

от Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан: Маликова Н. С. представитель по доверенности от 16.01.2008 г.

от Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан “Лесцентр“: Маннанова Р. М., по доверенности от 31.07.2008 г.

от Министерства финансов Республики Башкортостан: не явились, извещены надлежащим образом



от Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы: Ливанова М. Г., представитель по доверенности от 27.02.2008 г.

от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан: не явились, извещены надлежащим образом

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 37 по Республике Башкортостан обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному учреждению Баймакский лесхоз Республики Башкортостан, Министерству природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о взыскании налога и пени в сумме 1 192 326,45 руб.

В порядке статьи 49 АПК РФ заявитель неоднократно уточнял заявленные требования. Последним уточнением заявитель просит взыскать задолженность по налогам в размере 1018856, 56 рублей, пени в размере 156563, 49 рублей. Дело рассмотрено с учетом уточненных заявленных требований.

Определением арбитражного суда первой инстанции от 02.06.2008 г. заменен ответчик по делу Государственное учреждение Баймакский лесхоз Республики Башкортостан на правопреемника Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан «Лесцентр».

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд Установил следующее:

Налоговым органом за 2007 год в адрес Государственного учреждения Баймакский лесхоз Республики Башкортостан были выставлены требования об уплате недоимки, пени и штрафа № 6299 от 29.08.2007 г. недоимка в размере 93287 рублей со сроком уплаты до 17.09.2007 г., № 6300 от 29.08.2007 г. недоимка в размере 273951, 56 рублей, пени в размере 66842, 79 рублей, штраф в размере 16906, 40 рублей со сроком уплаты до 17.09.2007 г., № 7438 от 09.11.2007 г. недоимка в размере 651618 рублей, пени в размере 89720, 70 рублей со сроком уплаты до 30.11.2007 г.

Требования налогового органа налогоплательщиком добровольно не исполнены, в связи с чем, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании неуплаченных сумм недоимки, пени.

Суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ст. 3, п. 1 ст. 23 и ст. 45 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги.

Согласно п. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

По общему правилу, закрепленному ст. 52 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Указанной статьей также установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган.

Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки в соответствии с требованиями ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент должны выплатить пени (определенную денежную сумму за каждый день просрочки налогового обязательства).



В силу ст. 45 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. 46 и 48 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 и 48 Кодекса. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Кодексом.

Таким образом, порядок взыскания налоговой задолженности не является произвольным, а четко регламентирован положениями Налогового кодекса Российской Федерации, механизм которого реализуется налоговым органом в несколько этапов, ограниченных строгими временными периодами. Реализация каждого последующего этапа принудительного взыскания недоимки и пеней напрямую зависит от предыдущих действий налогового органа.

В соответствии с положениями статей 46, 47, 48 НК РФ первоначальным действием по реализации налоговым органом механизма принудительного взыскания задолженности является направление требования об уплате налога в порядке статьи 70 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ определено, что взыскание налога в судебном порядке производится с организаций, у которой открыт лицевой счет.

Пунктом 3 статьи 46 НК РФ установлено, что Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Заявления о восстановлении срока от налогового органа не поступало.

Установленный пунктом 3 ст. 46 НК РФ шестимесячный срок взыскания спорной суммы налога, применяется также к срокам для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности за счет денежных средств юридического лица в силу п. 12 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 5 от 28.02.2001г.

В силу статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетных учреждений производится только на основании судебных актов.

С учетом указанных норм суд пришел к выводу, что в отношении такого налогоплательщика, как бюджетное учреждение, не предусмотрен бесспорный порядок взыскания недоимки по налогам и пеням с его бюджетных счетов или за счет иного его имущества, а их взыскание может быть произведено только в судебном порядке. Поэтому предусмотренный статьями 46 и 47 НК РФ порядок осуществления налоговым органом бесспорного взыскания с организации недоимки по налогам и пеням в данном случае не подлежит применению.

Однако, в силу указанного суд считает, что шестимесячный срок на обращение в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании недоимки по налогам и пеням в данном случае исчисляется с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога (пеней).

Из анализа п. 4 ст. 69, п. 5 и 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ следует, что пени по общему правилу взыскиваются одновременно с недоимкой по налогам, за просрочку которых они начислены, либо после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, поскольку пени являются платежом, производным от суммы основного долга, следовательно, предложение налогового органа уплатить пени, начисленные на недоимку, основания, для взыскания которой отсутствуют в связи с истечением шестимесячного срока для взыскания, неправомерно.

Налоговым органом представлены расчеты задолженности по налогам, пени, справки о суммах задолженности включенных в требования ГУ Баймакский лесхоз Республики Башкортостан, налоговые декларации по суммам взыскиваемой недоимки. Судом проверены расчеты взыскиваемых сумм и справки о суммах задолженности.

С налогоплательщика подлежат взысканию в пределах шести месяцев с момента истечения срока исполнения требований об уплате налогов, сборов, пени и штрафов сумма недоимки по требованию № 6300 от 29.08.2007 г. по НДС в размере 126807 рублей, пени в размере 1648, 49 рублей (см. расчеты пени, том № 1, л. д. № 84), недоимка по транспортному налогу с организаций в размере 27591 рублей, пени в размере 257,52 рублей (см. расчеты пени, том № 1, л. д. № 85), недоимка по налогу на имущество с организаций в размере 25336 рублей, пени по налогу на имущество организаций в размере 244, 91 рублей (см. расчеты пени, том № 1, л. д. № 85), недоимка по ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 17605 рублей, недоимка по ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 50026 рублей, пени в размере 1152, 18 рублей (см. расчеты пени, том № 1, л. д. № 85), недоимка по ЕСН, зачисляемый в ФФОМС в размере 14563, 56 рублей, пени в размере 72, 82 рублей (см. расчеты пени, том № 1, л. д. № 85), недоимка по ЕСН, зачисляемый в ФФОМС в размере 2800 рублей, недоимка по ЕСН, зачисляемый в ФФОМС в размере 9223 рублей, пени в размере 201, 40 рублей (см. расчеты пени, том № 1, л. д. № 85); по требованию № 7438 от 09.11.2007 г. сумма недоимки по НДС в размере 96241 рублей, пени в размере 545, 37 рублей (см. расчеты пени, том № 1, л. д. № 84-85), недоимка по транспортному налогу с организаций в размере 27591 рублей, пени в размере 211, 53 рублей (см. расчеты пени, том № 1, л. д. № 84), недоимка по налогу на имущество организаций в размере 19692 рублей, пени в размере 150, 97 рублей (см. расчеты пени, том № 1, л. д. № 84), недоимка по ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 23767 рублей, недоимка по ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 52642 рублей, пени в размере 833, 11 рублей (см. расчеты пени, том № 2, л. д. № 73), недоимка по ЕСН, зачисляемый в ФСС РФ в размере 12113 рублей, недоимка по ЕСН, зачисляемый в ФСС РФ в размере 25858 рублей, пени в размере 416, 82 рублей (см. расчеты пени, том № 1, л. д. № 84), недоимка по ЕСН, зачисляемый в ФФОМС в размере 3626 рублей, недоимка по ЕСН, зачисляемый в ФФОМС в размере 9808 рублей, недоимка по ЕСН, зачисляемый в ТФОМС в размере 13187 рублей, пени в размере 141, 31 рублей и 95, 90 рублей (см. расчеты пени, том № 1, л. д. № 84).

Итого по требованию № 6300 от 29.08.2007 г. сумма недоимки составляет 273951, 56 рублей, пени в размере 3577, 32 рублей, по требованию № 7438 от 09.11.2007 г. сумма недоимки составляет 284525 рублей, пени в размере 2395, 01 рублей.

По требованию об уплате налогов, сборов, пени, штрафов № 6299 от 29.08.2007 г. сумма недоимки по ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 62541 рублей, ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 26836 рублей, ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 3910 рублей, выставлены на основании решения № 264 от 30.06.2007 г.

По требованию об уплате налогов, сборов, пени, штрафов № 7438 от 09.11.2007 г. сумма недоимки по ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 122364 рублей, ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 122364 рублей, ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 122365 рублей, выставлены на основании решения № 719 от 19.07.2007 г.

По требованию об уплате налогов, сборов, пени, штрафов № 6300 от 29.08.2007 г. выставлена сумма штрафа по НДС в размере 16906, 40 рублей.

В нарушение ст. 101 НК РФ в материалы дела указанные решения налогового органа представлены без подписи должностных лиц (см. том № 2, л. д. № 5-6, 51-52). Запрошенные судом подлинники решений налогового органа не представлены, ответчик в ходе судебного разбирательства пояснил, что у него они отсутствуют.

Оснований доначисления недоимки по решениям налогового органа отсутствуют, на запросы суда они не представлены, налоговых деклараций не имеется, обязанность по уплате не установлена, поэтому в данной части суд считает необходимым в заявленных требованиях отказать.

При таких обстоятельствах основания для взыскания данных сумм отсутствуют.

Исходя из содержания п. 2 ст. 120 и п. 1 ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, условиями для применения субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения к собственнику его имущества являются предъявление кредитором требования к основному должнику, отказ последнего от удовлетворения этого требования либо неполучение ответа на него в разумный срок и отсутствие денежных средств у должника.

Ссылка инспекции на пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества, несостоятельна.

На основании пунктов 1, 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения регулирует законодательство о налогах и сборах, состоящее из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Следовательно, обязанность платить законно установленные налоги и сборы устанавливается законами Российской Федерации или нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, в связи с чем данные отношения являются публично-правовыми и регулируются законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, положения статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей основания применения субсидиарной ответственности по гражданско-правовым обязательствам, к налоговым правоотношениям не применимы.

Статья 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации также не может устанавливать субсидиарную ответственность собственника бюджетного учреждения, поскольку названная норма регламентирует определенный порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, определяет органы, к которым взыскатель предъявляет исполнительные документы к исполнению, и порядок взаимодействия этих органов, а также предусматривает ответственность бюджетного учреждения - получателя средств местного бюджета за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований судебного органа.

При этом на главного распорядителя средств местного бюджета, в ведении которого находится должник, возложена обязанность по обеспечению своевременного доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов.

Суд не находит оснований для удовлетворения заявления за счет субсидиарных ответчиков – Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан в связи с отсутствием доказательств, указывающих на невозможность взыскания задолженности с должника – Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан «Лесцентр».

При таких обстоятельствах, требования налогового органа подлежат удовлетворению частично.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ госпошлина взыскивается с ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 37 по Республике Башкортостан удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Лесцентр» (Республики Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, д. 86, ОГРН 1080278005026, дата регистрации 06.05.2008 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы) недоимку в размере 558476, 56 рублей, пени в размере 5972, 32 рублей.

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Лесцентр» (Республики Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, д. 86, ОГРН 1080278005026, дата регистрации 06.05.2008 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 37 по Республике Башкортостан государственную пошлину в размере 12144, 48 рублей.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца с момента принятия, если не подана апелляционная жалоба, согласно статье 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья М. Ф. Раянов