Судебная власть

Решение от 13 августа 2008 года № А14-5521/2008. По делу А14-5521/2008. Воронежская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ 394030, г. Воронеж, ул. Среднемосковская, 77

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Решение г.Воронеж Дело №А14-5521/2008

221/9

«13» августа 2008 г.

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Коновкиной Т.М.

при ведении протокола судебного заседания судьей Коновкиной Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда России по Рамонскому району Воронежской области, п. Рамонь Воронежской области,

к Индивидуальному предпринимате Ф.И.О. с. Новоживотинное Воронежской области,

о взыскании 184 руб. 80 коп. _______

при участии в заседании:

от заявителя – Князева С.Ю., юрисконсульт по доверенности №1 от 09.01.2008г.

от ответчика – не явился, извещен в порядке ст.ст. 123, 124 АПК РФ

Установил:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда России по Рамонскому району Воронежской области, п. Рамонь Воронежской области, обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Индивидуального предпринимате Ф.И.О. с. Новоживотинное Воронежской области, 184 руб. 80 коп. финансовых санкций по решению №17 от 04.05.08г.

Ответчик отзыв на заявление не представил, заявленные требования не оспорил, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о месте и времени судебного разбирательства извещен в порядке ст.ст. 123, 124 АПК РФ по последнему известному арбитражному суду адресу, подтвержденному выпиской из ЕГРИП.

Дело рассматривалось в порядке ст.215 АПК РФ в отсутствие представителя ответчика в деле по имеющимся в деле доказательствам.



Из материалов дела следует, что ответчик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 26.07.2005г.

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ №27-ФЗ от 01.04.96 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» ответчик отнесен к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

Актом проверки №18 от 04.04.08г. установлено, что ответчик не представил сведения, предусмотренные п. 5 ст. 11 ФЗ РФ №27-ФЗ от 01.04.96 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в установленный названной статьей срок.

04.05.08 г. начальником ГУ – Управление Пенсионного фонда России по Рамонскому району Воронежской области принято Решение №17 о привлечении Индивидуального предпринимате Ф.И.О. к ответственности, предусмотренной ч.3 ст.17 ФЗ РФ №27-ФЗ от 01.04.96 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», путем взыскания с нее 184 руб. 80 коп. финансовых санкций.

Решение №17 от 04.05.08 г. и требование о добровольной уплате финансовых санкций №622 от 04.05.08 г. направлены ответчику.

Ответчик Решение не оспорил, в добровольном порядке не исполнил, что послужило причиной обращения заявителя в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующих обстоятельств.

В силу ст.11 Федерального закона РФ №27-ФЗ от 01.04.96 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, обязаны один раз в год, но не позднее 1 марта, представлять в органы Пенсионного фонда РФ следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Неисполнение данной обязанности в виде не представления в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования согласно ч.3 ст.17 вышеуказанного Федерального закона влечет взыскание финансовых санкций в размере 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд РФ. Взыскание указанной суммы производится в судебном порядке.

На основании ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Названный закон не регламентирует порядок взыскания недоимок, пеней и штрафов, за исключением указания на судебный порядок их взыскания. Следовательно, к спорным правоотношениям подлежат применению соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями абзаца 1 п. 1 ст. 115 НК РФ (в редакции Федерального закона №137-ФЗ от 27.02.2006г.) налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.

Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст.ст. 120, 122, 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ.

Таким образом, к процедуре привлечения обязанного лица к ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона №27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в рассматриваемом случае подлежат применению положения ст. 101.4 НК РФ.



В силу ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушений (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение, который вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

В силу п.п. 6, 7 ст. 101.4 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение. При этом, о времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие его лица.

При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.

При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства.

Таким образом, из смысла взаимосвязанных положений ст. 101.4 НК РФ следует, что рассмотрение акта и других материалов и принятие по ним решения осуществляется непосредственно руководителем органа пенсионного фонда или его заместителем в том месте и в то время, о которых извещено лицо, привлекаемое к ответственности, в присутствии лица, привлекаемого к ответственности, или при наличии достаточных доказательств надлежащего уведомления лица, привлекаемого к ответственности, о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки.

Пунктом 12 ст. 101.4 НК РФ предусмотрено, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится не обеспечение возможности лицу, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и не обеспечении возможности этому лицу представить объяснения.

Как следует из материалов дела, акт проверки №18 был составлен 04.04.2008г. и направлен в адрес ИП Евдокимовой О.М.. заказным письмом, что подтверждается почтовым уведомление о вручении №12507 от 10.04.2008г. При этом, в акте указано, что рассмотрение настоящего акта для принятия по нему решения состоится 21.04.2008г. в 10 час. 00 мин.

Решение №17 о привлечении ИП Евдокимовой О.М к ответственности за нарушение Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» принято 04.05.2008г. в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, либо его законного представителя. При этом доказательств извещения предпринимателя о рассмотрении материалов дела на дату фактического вынесения решения (04.05.2008г.) управлением не представлено.

Следовательно, органом пенсионного фонда не обеспечена возможность ИП Евдокимовой О.М. 04.05.2008г. участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и представить объяснения, что в силу п. 12 ст. 101.4 НК РФ является безусловным основанием для отмены принятого решения.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии закону принятого органом пенсионного фонда решения №17 от 04.05.2008г. и, следовательно, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании штрафа с ИП Евдокимовой О.М. в соответствии с данным Решением.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

В силу ст.110 АПК РФ, ст.333.40 НК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя. При этом государственная пошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит, поскольку заявитель на основании ст.333.37 НК РФ освобожден от ее уплаты.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 01.04.96 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», ст.ст.65, 110, 112, 156, 167-171, 180-181, 216, 319 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья Т.М. Коновкина