Судебная власть

Решение от 12 августа 2008 года № А57-7720/2008. По делу А57-7720/2008. Саратовская область.

Решение

г. Саратов Дело № А-57-7720/2008-41

Резолютивная часть решения объявлена 5 августа 2008 года

Полный текст решения изготовлен 12 августа 2008 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе: судьи – С.М.Степура,

при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального дошкольного образовательного учреждения – детский сад с.Баскатовка Марксовского района Саратовской области

к Главному государственному инспектору по Саратовской области по пожарному надзору, г.Саратов

о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора Марксовского района по пожарному надзору № 20 от 12.05.2008, либо об изменении в части административного наказания

при участии в заседании: от заинтересованного лица – Мартьянова А.Ю. – представителя по доверенности от 21.12.2007 № 27 (пост.); заявитель в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждено уведомлением о вручении почтового отправления от 08.07.2008 № 88273;

Установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад с.Баскатовка Марксовского района Саратовской области с заявлением об отмене постановления главного государственного инспектора Марксовского района по пожарному надзору № 20 от 12.05.2008, либо об изменении в части административного наказания.

В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил заявленные требования в связи с чем просит признать незаконным и отменить Постановление главного государственного инспектора Марксовского района по пожарному надзору № 20 от 12.05.2008, либо изменить в части административного наказания.

К участию в деде в качестве заинтересованного лица привлечен Главный государственный инспектор Марксовского района по пожарному надзору майор внутренней службы Заботин Сергей Петрович.

В судебное заседание явился представитель заинтересованного лица, считает оспариваемое Постановление законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебном заседании 29.07.2008 в порядке ст.163 АПК РФ объявлен перерыв до 05.08.2008 до 9 час. 20 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.

Как видно из материалов дела, во исполнение распоряжения о проведении мероприятий по надзору от 06.05.2008 № 70 государственным инспектором ОГПН по Марксовскому району Алексеевым С.Е. 06.05.2008 проведена плановая проверка муниципального дошкольного образовательного учреждения – детский сад с.Баскатовка Марксовского района Саратовской области с целью надзора за выполнением обязательных требований пожарной безопасности.



В ходе проверки согласно акту № 70 от 06.05.2008 было установлено, что в помещениях детского сада отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (ППБ 01-03 п.3, НПБ 110-03 п.9, таб.1), отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (ППБ 01-03 п.3, НПБ 104-03, таб.1). Акт проверки составлен в двух экземплярах, подписан заведующей Беспаловой Т.Н. без замечаний.

06.05.2008 государственным инспектором ОГПН по Марксовскому району Алексеевым С.Е. составлен протокол № 20 об административном правонарушении в котором отражено, что допущенные со стороны МДОУ – детский сад с.Баскатовка Марксовского района Саратовской области нарушения непосредственно влияют на время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала эвакуации людей, следствием чего является создание угрозы жизни и здоровью людей. Таким образом, установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Протокол № 20 об административном правонарушении подписан заведующей Беспаловой Т.Н. с отобранными объяснениями, согласно которым в детском саду не установлена автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре в связи с отсутствием финансирования Управлением образования Марксовского муниципального района.

Постановлением по делу об административном правонарушении № 20 от 12.05.2008 МДОУ – детский сад с.Баскатовка Марксовского района Саратовской области привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 10000 руб.

Не согласившись с вынесенным Постановлением МДОУ – детский сад с.Баскатовка Марксовского района Саратовской области обжаловало его в Управление государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Саратовской области.

Решением по жалобе на административное дело о нарушении требований в области пожарной безопасности от 29.05.2008 Постановление № 20 от 12.05.2008 оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенными Постановлением от 12.05.2008 № 20 МОДУ – детский сад с.Баскатовка Марксовского района Саратовской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое Решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности“ (далее - Закон N 69-ФЗ) предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. На основании части 1 статьи 38 упомянутого Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий.

Пунктом 14 Норм пожарной безопасности “Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией“ (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315, установлено, что перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении.

Пунктом 9 таблицы 1 указанных Норм (НПБ 110-03) предусмотрено, что здания общественного и административно-бытового назначения подлежат защите автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) независимо от площади и этажности.

Во исполнение Закона N 69-ФЗ Приказом от 18.06.2003 N 313 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с 30.06.2003 введены в действие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности обязательные для применения, в том числе и организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также должностными лицами организаций в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) предусмотрено, что в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.



Нарушение МОДУ – детский сад с.Баскатовка Марксовского района Саратовской области указанных правил подтверждается следующими документами, представленными в материалы дела: актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 06.05.2008 № 70, объяснением заведующей МОДУ – детский сад с.Баскатовка Марксовского района Саратовской области Беспаловой Т.Н., протоколом об административном правонарушении от 06.05.2008 № 20, Постановлением № 20 по делу об административном правонарушении от 12.05.2008.

Акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 06.05.2008 № 70 подписан представителем МОДУ – детский сад с.Баскатовка Марксовского района Саратовской области Беспаловой Т.Н., каких-либо замечаний относительно установленных правонарушений в акте не отражено, из объяснений заведующей привлекаемого лица следует, что с выявленными правонарушениями МДОУ согласно, автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре в учреждении не установлены в связи с отсутствием финансирования Управлением образования Марксовского муниципального района.

В качестве основания для отмены оспариваемого постановления заявитель ссылается на то обстоятельство, что финансирование учреждение осуществляется из местного бюджета, денежные средства, поступающие на лицевой счет являются средствами целевого использования и не могут быть использованы на иные цели, по состоянию на 06.05.2008 и до настоящего времени денежные средства на установку АПС в детских садах не выделялись. Учреждение, признавая нарушение требований пожарной безопасности, вместе с тем считает, что оно не совершало противоправное, виновное действие (бездействие), поскольку у учреждения отсутствовала возможность для соблюдения требований пожарной безопасности, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет доказано, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выявление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Отсутствие достаточного финансирования, невключение в смету расходов на содержание имущества, в том числе на принятие мер противопожарной безопасности, не исключает вину учреждения в несоблюдении правил пожарной безопасности.

Вместе с тем, суд полагает, что мера ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 10000руб. избрана к Учреждению без учета следующих смягчающих обстоятельств.

МОДУ – детский сад с.Баскатовка Марксовского района Саратовской области неоднократно обращалось в Управление образования администрации Марксовского МР с просьбами оказать содействие в решении вопроса по установке автоматической пожарной сигнализации. Письмом от 07.08.2008 № 839 Управление образования Администрации Марксовского муниципального района Саратовской области гарантировало установку системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре в соответствии с требованиями норм пожарной безопасности, в связи с выделением на данный момент денежных средств в сумме 3196000 руб. В настоящее время подготовлен пакет документов для объявления открытого аукциона с последующей установкой АПС в 15 дошкольных учреждениях Марксовского района.

Суд Установилотсутствие у МДОУ – детский сад с.Баскатовка Марксовского района Саратовской области умысла на совершение правонарушения, а также отсутствие вредных последствий вследствие совершения рассматриваемого административного правонарушения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований пересмотра инкриминируемой МДОУ – детский сад с.Баскатовка Марксовского района Саратовской области меры привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения в виде взыскания штрафа в сумме 10 000руб., с учетом фактических обстоятельств его совершения.

Согласно статье 3.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Один из видов административных наказаний, предусмотренный статьей 3.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях, является предупреждение – официальное порицание физического или юридического лица, выносимое в письменной форме.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1. КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении и оценке события нарушения, его последствий, обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, а, также учитывая имущественное и финансовое положение юридического лица, суд убедился, что данным правонарушением не нанесен сколько-нибудь значительный вред отдельным гражданам или обществу.

Пунктом 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 арбитражным судам даны следующие разъяснения: при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое Постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает Решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.

Учитывая, что данным правонарушением не нанесен сколько-нибудь значительный вред отдельным гражданам или обществу, а также то, что МОДУ – детский сад с.Баскатовка Марксовского района Саратовской области принимаются меры к устранению допущенных нарушений, суд считает возможным в данном случае применить взамен административного штрафа такую меру административного наказания, как предупреждение.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 177, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Признать незаконным и изменить Постановление № 20 по делу об административном правонарушении от 12.05.2008г., вынесенное Главным государственным инспектором Марксовского района по пожарному надзору о привлечении к административной ответственности МДОУ – детский сад с.Баскатовка Марксовского района Саратовской области в части назначения наказания в виде штрафа в размере 10000 руб.

Назначить Муниципальному дошкольному образовательному учреждению – детский сад с.Баскатовка Марксовского района Саратовской области административное наказание – предупреждение.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главами 34, 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Направить копии решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области - С.М.Степура