Судебная власть

Решение от 13 августа 2008 года № А04-3635/2008. По делу А04-3635/2008. Амурская область.

Именем Российской Федерации

Решение

Арбитражный суд Амурской области

г. Благовещенск

Дело №

А04-3635/08-11/266

11

августа

2008 г.

дата объявления резолютивной части

13

августа

2008 г.

дата принятия решения

Арбитражный суд в составе судьи

Голубевой С.В.



При участии помощника судьи

Силиной Н.В.

Рассмотрев в судебном заседании исковое заявление

МУП «Свободненские городские перевозки»

к

Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области

о

взыскании 932 471 руб.

Третьи лица:

министерство финансов Амурской области

Управление социальной защиты населения администрации г. Свободного

При участии в заседании:

от истца – Замахаева Т.В. дов. от 14.07.2008.

представитель временного управляющего МУП «Свободненские городские перевозки» Донцова О.А. дов. 03.03.2008.

ответчик не явился, извещен з/п № 25393, вручено 22.07.2008.



Третьи лица:

министерство финансов Амурской области – не явились, извещены (почтовое отправление № 25394 получено 27.07.2008).

Управление социальной защиты населения – не явились, извещены (почтовое отправление № 25395 получено 23.07.2008).

Протокол вел помощник судьи Силина Н.В.

Установил:

Резолютивная часть решения оглашена 11.08.2008 г., изготовление решения в полном объеме откладывалось до 13.08.2008 г. в соответствии с ч.2 ст.176 АПК РФ.

В Арбитражный суд Амурской области обратилось муниципальное унитарное предприятие «Свободненские городские перевозки» с исковым заявлением к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области о взыскании задолженности в сумме 932 471 руб.

В соответствии со ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены министерство финансов Амурской области и Управление социальной защиты населения администрации г. Свободного.

Свои требования истец обосновывает тем, что на основании договоров № 2 от 01.02.2006 (в редакции дополнительного соглашения № 3 от 06.02.2007) и № 23 от 02.04.2007, заключенных с Управлением социальной защиты населения администрации г. Свободного, в период с 01.01.2007 по 31.12.2007 оказывал для отдельных категорий граждан услуги бесплатного проезда на пассажирском транспорте общего пользования по проданным почтой единым социальным проездным билетам (ЕСПБ). На оплату по данному договору истцом были выставлены счета на сумму 2 040 180 руб., которые оплачены Управлением социальной защиты населения частично – в сумме 1 107 709 руб. (в сумме, перечисленной Управлению Министерством финансов РФ). Как указывает истец, в связи с тем, что затраты на оказанные услуги превысили сумму возмещения, ему были причинены убытки в размере 932 471 руб.

Истец в судебном заседании 15.07.2008 предоставил письменное уточнение исковых требований, в котором указал, что сумма 932 471 руб. является его убытками, понесенными в результате предоставления услуг по перевозке отдельным категориям граждан, включенным в федеральный регистр, а также то, что средства от продажи ЕСПБ предприятию были перечислены своевременно и в полном объеме. Согласно постановлений № 10 от 20.01.2006 и № 425 от 08.07.2007 стоимость ЕСПБ составила 130 руб., стоимость проездного билета согласно решения Свободненского городского Совета народных депутатов – 500 руб., следовательно, по расчетам истца, сумма возмещения разницы месячного проездного билета и стоимости ЕСПБ составила 370 руб. за один проданный билет. Согласно отчетам почты за 2007 год было продано 5 514 ЕСПБ, в связи с чем общая сумма возмещения составила 2 040 180 руб.

Истец в судебном заседании на уточненных требованиях настаивал в полном объеме.

Ответчик, извещенный судом о времени и месте судебного заседания не явился, представил отзыв на иск, в котором указал, что федеральные органы государственной власти надлежащим образом исполнили свои обязательства по финансированию мероприятий, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта на территории Амурской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации. Пояснил, что в соответствии с постановлениями губернатора Амурской области № 232 от 11.05.2006 и № 261 от 05.05.2005 главным распорядителем бюджетных средств, поступающих из федерального бюджета на финансирование расходов по обеспечению равной доступности услуг по проезду, является Департамент социальной защиты населения Администрации Амурской области. Указал, что в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 ст. 47 Федерального закона от 19.12.2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» утверждены в составе раздела «Межбюджетные трансферты» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, предоставляемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Приложением 21 к Федеральному закону от 19.12.2006 ФЗ № 238-ФЗ на указанные цели в федеральном бюджете на 2007 год предусмотрено 18 269,5 тыс. рублей. По состоянию на 31.12.2007 Амурской области на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, перечислено 18 282, 6 тыс. руб.

Так же указал, что истцом не был доказан факт фактического провоза льготных категорий пассажиров, просит в иске отказать.

Третье лицо – Управление социальной защиты населения администрации г. Свободного, извещенное судом о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явилось, представило письменный отзыв на иск, в котором указало, что в целях надлежащего исполнения договоров, заключенных с МУП «Свободненские городские перевозки» денежные средства, поступившие из областного бюджета в сумме 1 107 709 рублей полностью, согласно выставленных счетов-фактур были перечислены на расчетный счет «Исполнителя», что подтверждается актом сверки.

Считает, что Управлением социальной защиты населения администрации города Свободного все принятые обязательства согласно договору выполнены надлежащим образом. Третье лицо ходатайствовало о рассмотрении дела без его участия.

Третье лицо - министерство финансов Амурской области, извещенное судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства не явилось, письменный отзыв на иск не представило.

Суд считает возможным рассмотреть дело по существу в настоящем судебном заседании в отсутствие не явившихся ответчика и третьих лиц в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав доводы сторон, материалы дела, суд Установилследующие обстоятельства.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона Амурской области от 05.12.2005 № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» одной из мер социальной поддержки граждан отдельных категорий, включенных в федеральный и областной регистры лиц, имеющих право на ее получение, является единый социальный проездной билет (ЕСПБ) стоимостью 130 рублей на право проезда на пассажирском транспорте общего пользования по регулярным муниципальным и пригородным автобусным маршрутам общего пользования, а также по регулярным троллейбусным маршрутам в 2006 году. При этом порядок возмещения пассажирским транспортным предприятиям расходов устанавливается губернатором области.

В соответствии с п. 6 Порядка и условий обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, утвержденного Постановлением Губернатора Амурской области от 11.05.2006 г. №232, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, поступившие средства в полном объеме перечисляются транспортным предприятиям в соответствии с заключенными договорами. В случае если услуги по перевозке граждан отдельных категорий предоставляют несколько транспортных предприятий, то поступившие средства распределяются между ними пропорционально их доли в общем объеме перевозок, устанавливаемой договором.

Тариф, оплачиваемый пассажиром на разовую поездку в городском общественном транспорте, определен Решением Свободненского городского Совета народных депутатов Амурской области от 29.10.2006 № 144 в размере 10 руб.

01.02.2006 между Муниципальным унитарным предприятием «Свободненские городские перевозки» (Исполнитель) и Управлением социальной защиты населения администрации г. Свободного (Заказчик) был заключен договор № 2 на бесплатный проезд граждан отдельных категорий, включенных в областной и федеральный регистры на пассажирском транспорте общего пользования по регулярным муниципальным и пригородным автобусным маршрутам общего пользования в 2006 году (с учетом дополнительного соглашения № 3 от 06.02.2007 г.), в соответствии с условиями которого Заказчик поручает и оплачивает в пределах сумм фактически полученных из областного бюджета на данные цели, а Исполнитель обеспечивает перевозку граждан отдельных категорий, включенных в областной и федеральный регистр – получателей социальных услуг по единым социальным проездным билетам (ЕСПБ), утвержденным Постановлением губернатора Амурской области от 20.01.2006 г. №10 «О едином социальном проездном билете на право бесплатного проезда на пассажирском транспорте общего пользования по регулярным муниципальным и пригородным автобусным маршрутам общего пользования, а также по регулярным троллейбусным маршрутам в 2006 году», (п. 1.2 договора).

02.04.2007 между Муниципальным унитарным предприятием «Свободненские городские перевозки» (Исполнитель) и Управлением социальной защиты населения администрации г. Свободного (Заказчик) был заключен договор № 23 на проезд граждан по талонам ЕСБН, включенных в федеральный регистр на пассажирском транспорте общего пользования по регулярным муниципальным и пригородным автобусным маршрутам в 2007 году, в соответствии с условиями которого Заказчик поручает и оплачивает в пределах сумм фактически полученных из областного бюджета на данные цели, а Исполнитель обеспечивает перевозку граждан отдельных категорий, включенных в федеральный регистр – получателей социальных услуг по единым социальным проездным билетам (ЕСПБ), утвержденным Постановлением губернатора Амурской области от 20.01.2006 г. №10 «О едином социальном проездном билете на право бесплатного проезда на пассажирском транспорте общего пользования по регулярным муниципальным и пригородным автобусным маршрутам общего пользования, а также по регулярным троллейбусным маршрутам в 2006 году», (п. 1.2 договора).

Истцом предъявлены Управлению счета - фактуры № 001419 от 26.12.2007 на сумму 576 460 руб., № 001059 от 07.09.2007 на сумму 241 610 руб., № 000788 от 06.07.2007 на сумму 257 150 руб., № 000660 от 08.06.2007 на сумму 261 220 руб., № 00531 от 10.05.2007 на сумму 159 100 руб., № 000468 от 26.04.2007 на сумму 301 920 руб. с приложенными к ним Расчетами возмещения расходов, превышающих стоимость единого социального проездного билета, за проезд граждан отдельных категорий, включенных в Федеральный регистр по г. Свободному.

Расчет расходов, подлежащих возмещению, произведен истцом исходя из 50 поездок в месяц, т.к. указанное количество поездок установлено нормативно-правовым актом - Постановлением губернатора Амурской области №702 от 23.12.2005 г. (с изменениями от 31.01.2006, от 04.04.2006) «Об утверждении порядков предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки и предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций на их реализацию» (приложение №10).

Согласно Постановлению губернатора Амурской области №702 от 23.12.2005 г. (с изменениями от 31.01.2006, от 04.04.2006) «Об утверждении порядков предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки и предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций на их реализацию» (приложение №10) стоимость ЕСПБ составляет 130 руб.

При расчете истец пользовался формулой, утвержденной Постановлением Губернатора Амурской области № 702 от 23.12.05 г. для определения суммы расходов (убытков), подлежащих компенсации за льготный проезд граждан, включенных областной регистр.

Поскольку Постановлением Губернатора Амурской области какой-либо конкретной методики расчетов возмещения транспортным организациям выпадающих доходов от перевозки по ЕСПБ отдельной категории граждан, включенных в федеральный регистр не содержит, то этаже формула расчета была применена для расчета убытков за провоз льготной категории граждан, включенных в федеральный регистр по городским маршрутам.

Так, количество проданных ЕСПБ составляет 5 514 шт., что подтверждается отчетами Почты Россия.

Сумма, подлежащая возмещению – 2 040 180 руб. (5 514 х (10 х 50) - 130)).

Управлением социальной защиты населения администрации г. Свободного частично возмещено истцу 1 107 709 руб., что подтверждается платежными поручениями № 161 от 27.11.2007 на сумму 309 079 руб., № 869 от 10.08.2007 на сумму 352 450 руб., № 978 от 24.04.2007 на сумму 232 322 руб., № 279 от 20.02.2007 на сумму 213 858 руб.

Сумма не возмещенных расходов на день рассмотрения дела в суде составила 932 471 руб., которые являются убытками истца.

Пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что Решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.

Спора между сторонами по количеству проданных билетов, сумме выделенных денежных средств, периоду взыскания не имеется.

Согласно п. 5 ст. 790 ГК РФ в случае, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Согласно Федеральному закону от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» оказание мер социальной поддержки предусмотрено как за счет средств Российской Федерации, так и за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации. Обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем составления областного и федерального регистра.

Статьей 129 БК РФ определено, что предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций из федерального фонда компенсаций является одной из форм межбюджетных трансфертов.

В силу ст. 84 БК РФ принятие федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, является расходным обязательством Российской Федерации. Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных БК РФ, в том числе в виде субвенций бюджетам субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ полномочий, подлежащих в соответствии с Законом № 184-ФЗ финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета.

В п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь ввиду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005г.), статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

В соответствии с п.п. 16, 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, устанавливающих льготы, предусматривает последующую компенсацию неполученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были представлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.

Таким образом, взыскание понесенных истцом расходов за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации соответствует закону.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Поскольку ответчиком не представлено доказательств передачи денежных средств в достаточном количестве в 2007 на реализацию льгот по перевозке пассажиров, включенных в федеральный регистр, из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ, следовательно, убытки, понесенные истцом за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. в связи с осуществлением перевозки отдельной категории граждан, включенных в федеральный регистр, подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.

Истцу при подаче иска в суд была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика надлежит взыскать в федеральный бюджет Российской Федерации госпошлину в размере 15 824, 71 руб.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-171, 180 АПК РФ суд

Решил:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия «Свободненские городские перевозки» убытки в виде выпадающих доходов от перевозки отдельных категорий граждан, включенных в федеральный регистр, за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. в сумме 932 471 руб.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в доход федерального бюджета госпошлину в размере 15 824, 71 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г.Хабаровск), либо в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу - в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья Голубева С.В.