Судебная власть

Решение от 30 июля 2008 года № А19-13123/2007. По делу А19-13123/2007. Иркутская область.

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 34-44-70, факс 34-44-66

Решение

г. Иркутск Дело № А19-13233/07-36

«20» декабря 2007 года

Резолютивная часть решения объявлена 20.12.2007. Полный текст решения изготовлен 20.12.2007.

Арбитражный суд Иркутской области в составе: судьи Самойловой О.И.

при ведении протокола судебного заседания судьей Самойловой О.И.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации г.Братска

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области

третье лицо – Нижнеудинская Квартирно-эксплуатационная часть (района) Сибирского военного округа

о признании недействительным ненормативного акта

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Штейгер Т.А. – представитель по доверенности от 03.12.2007

от органа, принявшего оспариваемый акт: Безбородов И.С. – представитель по доверенности от 16.07.2007;



от третьего лица – не явился;

Установил:

Администрация г. Братска обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области (далее – орган, принявший оспариваемый акт; управление) от 05.06.2007 № 318-и «О безвозмездной передаче федерального имущества, находящегося в оперативном управлении Нижнеудинской Квартирно-эксплуатационной части (района) Сибирского военного округа, в собственность муниципального образования города Братска».

Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал, повторив доводы, изложенные в заявлении.

Представитель органа, приявшего оспариваемое Решение в судебном заседании требование оспорил, в удовлетворении требования просил отказать.

Третье лицо, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в порядке, предусмотренном статьями 123-124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Исследовав материалы дела и доводы сторон, арбитражный суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела 05.06.2007 распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области № 318-и «О безвозмездной передаче федерального имущества, находящегося в оперативном управлении Нижнеудинской Квартирно-эксплуатационной части (района) Сибирского военного округа, в собственность муниципального образования города Братска» было прекращено право оперативного управления Нижнеудинской Квартирно-эксплуатационной части (района) Сибирского военного округа на относящееся к федеральной собственности (указанное в приложении к распоряжению) имущество и данное имущество передано в собственность муниципального образования города Братска.

Этим же распоряжением Администрация г. Братска обязывалась представить на ут­верждение в Территориальное управление Росимущества по Иркутской области подписанный акт приема-передачи имущества в течении трех недель с момента издания настоящего распоряжения.

Администрация г. Братска полагая, что данный акт не соответствует требованиям закона: положениям ч. 11 ст. 154 ФЗ № 122-ФЗ (действия по безвозмездной передачи федеральной собственности не были согласованы соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; при принятии решения о передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность не был представлен определенный Правительством РФ перечень документов), а также нарушает охраняемые законом права и интересы муниципального образования Братск, связанных с принятием обязательств, не отнесенных к компетенции городского округа, обратилась в суд с настоящим заявлением о признании данного распоряжения недействительным.

В соответствии с п. 11 ст. 154 ФЗ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах органи­зации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» передача в муниципальную собственность имущества из федеральной собственности осуществляется на основании решения, принятого федеральным органом исполнительной - власти, осуществляющим полномочия собственника имущества

Согласно п.11 ст. 154 ФЗ № 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имуще­ство, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъ­ектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:

если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами госу­дарственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муни­ципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреж­дениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации“ и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 -ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.06.2006 N 8-П установлено, что данные законоположения по своему конституционно-правовому смыслу в системе дейст­вующего правового регулирования предполагают необходимость волеизъявления субъек­та Российской Федерации на такую передачу.



Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собствен­ность.

Доказательств направления органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества предложения о передаче имущества ответчиком суду не представлено, а Администрация г. Братска направление такого предложения отрицает

Следовательно, в нарушение Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ распоряжение о безвозмездной передачи федерального имущества в собственность муниципального образования ответчиком было принято в отсутствие волеизъявления муниципального образования - города Братска на такую передачу.

Кроме того, согласно п. 11 ст. 154 ФЗ № 122-ФЗ перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или му­ниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в феде­ральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собствен­ности в федеральную собственность или собственность субъекта Российский Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 374 утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в Федеральную собственность или муниципальную собственность из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, согласно которому для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность необходимо представить следующие документы:

выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе;

выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество (в том числе о зарегистрированных правах на земельные участки в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), выданная не ранее чем за один месяц до ее направления в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;

копии правоустанавливающих документов, подтверждающих, что предлагаемое к передаче имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральному государственному унитарному предприятию, федеральному государственному учреждению соответственно (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);

документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на предлагаемые к передаче земельные участки, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);

согласие (письмо) федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо);

заверенная в установленном порядке копия устава федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;

выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения, предлагаемых к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче;

справка организации, осуществляющей государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, о технических характеристиках и адресах предлагаемых к передаче объектов - в случае передачи отдельных помещений в зданиях в целях индивидуализации предлагаемого к передаче имущества;

кадастровая карта (план) земельного участка как самостоятельного объекта, предлагаемого к передаче, в целях его индивидуализации;

документы, подтверждающие наименование муниципального образования, в собственность которого предлагается осуществить передачу имущества;

документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, - в случае, если указанное имущество используется органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам;

согласие (письмо) федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное государственное учреждение, предлагаемые к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче, на передачу имущества.

Из материалов дела не усматривается, что Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области от 05.06.2007 № 318-и «О безвозмездной передаче федерального имущества, находящегося в оперативном управлении Нижнеудинской Квартирно-эксплуатационной части (района) Сибирского военного округа, в собственность муниципального образования города Братска» было принято с учетом необходимого для принятия решения о передаче имуще­ства перечня документов.

Таким образом, в результате принятия оспариваемого распоряжения на муниципальное образо­вание - г. Братск возложена обязанность по принятию в муниципальную собственность имущества при отсутствии для этого волеизъявления субъекта Российской Федерации и необходимой документации.

В соответствии с п. 4 оспариваемого распоряжения Администрация г. Братска обяза­на представить на утверждение в Территориальное управление Росимущества по Иркутской области подписанный акт приема-передачи указанного в распоряжении имущества в течении трех недель с момента издания настоящего распоряже­ния.

Однако согласно п. 11 ст. 154 ФЗ № 122-ФЗ подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения, что также не было выполнено ответчиком.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку из материалов дела следует, что оспариваемым распоряжением на заявителя незаконно были возложены обязанности по принятию и содержанию указанного в распоряжении имущества, являющегося федеральной собственностью, а само распоряжение о безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в собственность муниципального образования принято с нарушением требований Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, то заявленное требование о признании ненормативного правового акта недействительным подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявленное требование удовлетворить.

Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области от 05.06.2007 № 318-и «О безвозмездной передаче федерального имущества, находящегося в оперативном управлении Нижнеудинской Квартирно-эксплуатационной части (района) Сибирского военного округа, в собственность муниципального образования города Братска» признать недействительным, как несоответствующим Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб.

На Решение может быть подана жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд.

Судья С.И. Самойлова