Судебная власть

Решение от 29.07.2008 №А64-3035/2008. По делу А64-3035/2008. Тамбовская область.

Решение

г. Тамбов

Резолютивная часть решения объявлена 17.07.2008 года

Полный текст решения изготовлен 29.07.2008 года

29 июля 2008 года Дело № А64-3035/08-15

Арбитражный суд Тамбовской области в составе

судьи Е.И.Михеевой

при ведении протокола судебного заседания судьей Михеевой Е.И.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Центрального межрегионального территориального управления Ростехрегулирования в лице территориального отдела ( инспекции ) по Тамбовской области, г.Тамбов

к ОАО «Тамбовская энергосбытовая компания», г.Тамбов

о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от заявителя — Карпухина Е.В. – начальник ТО, доверенность от 05.02.2008 года;

Стрикун А.К.- гл.госинспектор, доверенность от 15.10.07 года

от ответчика — Алпацкий К.Е.- начальник отдела, доверенность № 006/15 от 01.01.2008 года



Установил:

Центральное межрегиональное территориальное управление Ростехрегулирования в лице территориального отдела (инспекции) по Тамбовской области ( г.Тамбов) (далее – Управление ) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области о привлечении к административной ответственности открытое акционерное общество «Тамбовская энергосбытовая компания» (далее- Общество) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.19 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

Общество факты правонарушений не признало по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы представителей сторон, арбитражный суд Установилследующее.

Как следует из материалов дела, в период с 20.05.2008г. по 18.06.2008г Управление провело проверку соблюдения обязательных требований стандартов и правил обязательной сертификации при реализации электрической энергии в ОАО «Тамбовская энергосбытовая компания» Для проверки соблюдения обязательных требований ГОСТ 13109-97 «Электрическая энер­гия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энер­гии в системах электроснабжения общего назначения» были проведены испытания электрической энергии у потребителей: МДОУ детский сад «Василек», Тамбовская обл., Тамбовский р-н, п.Строитель, ул.Дорожно-Строительная, д.506 (электрощитовая), МОУ Цнинская СОШ №2, Там­бовская обл.. Тамбовский р-н, п.Строитель, микрорайон Центральный, д. 16 (электрощитовая, щит ПЦ-1), МДОУ детский сад «Колобок», Тамбовская обл., Тамбовский р-н, п.Строитель, микрорай­он Центральный, д. 17 (электрощитовая).

По результатам проверки составлен акт № 213-1143С от 18.06.2008 года .Проверкой было установлено, что Общество реализовывало электрическую энергию, не соответствующую обязательным требованиям ГОСТа 13109-97 и осуществляло реализацию с нарушением требований Закона РФ «О защите прав потребителей» и Правил по проведению обязательной сертификации в Российской Федерации в части представления для потребителей электрической энергии информации о товаре и обязательной сертификации.

По результатам проведенной проверки в отношении ОАО «Тамбовская энергосбытовая компания» составлен протокол об административном правонарушении № 16 от 18.06.2008 г по части 2 ст. 19.19 КоАП РФ.

Протоколом от 18.06.2008 года № 16 было зафиксировано:

несоответствие электрической энергии, поставленной МДОУ детский сад «Василек», обязательным требованиям п.5.2 ГОСТ 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» с учетом п.Б.1.4 приложения БГ ОСТ 13109-97 по предельно допустимому отклонению напряжения;

несоответствие электрической энергии, поставленной МОУ Цнинская СОШ №2. обязательным требованиям п.5.2 ГОСТ 13109-97 с учетом п.Б.1.4 приложения Б ГОСТ 13109 по предельно допустимому отклонению напряжения;

несоответствие электрической энергии, поставленной МДОУ детский сад «Колобок», обязательным требованиям п.5.2 ГОСТ 13109-97 с учетом п.Б.1.4 приложения I ГОСТ 13109-97 по предельно допустимому отклонению напряжения.

на договорах с потребителями отсутствует обозначение, свидетельствующее об обязательно подтверждении соответствия товара требованиям нормативного документа (знак соответствия предусмотренное п.2 Ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» и пп.3.8, 4.6 Правил п проведению обязательной сертификации в Российской Федерации.

На основании указанного протокола и материалов проверки административный орган в соответствии с положениями статьи 23.1 КоАП РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.19 КоАП РФ.

Оценив представленные в дело материалы, доводы сторон, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению. При этом суд руководствовался следующим.



Частью 2 статьи 19.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил обязательной сертификации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.6, частями 2 и 4 статьи 13.12, частью 2 статьи 14.4, частью 2 статьи 14.16, статьями 20.4, 20.14 данного Кодекса, то есть реализацию сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализацию сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованную выдачу сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

Статья 3 данного Закона к субъектам электроэнергетики относит лиц, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической энергии, поставки (продажи) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, сбыт электрической энергии.

Часть 1 статьи 542 (раздел “Энергоснабжение“) Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

ГОСТ 13109-97 “Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения“ устанавливает показатели и нормы качества электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения, обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения.

ОАО “Тамбовская энергосбытовая компания“ является гарантирующим поставщиком электрической энергии (Постановление комитета государственного регулирования тарифов Тамбовской области №36-э от 12.10.2006 года). Согласно абзацу 2 п. 6 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии ...», утвержденных Постановлением Правительства РФ №530 от 31.08.2006 года, для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик урегулирует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями.

Гарантирующим поставщиком электрической энергии МДОУ детский сад «Василек», МОУ Цнинская СОШ №2, МДОУ детский сад «Колобок» является ОАО «Тамбовская энергосбытовая компания» на основании договоров от 01.01.2008г. №1904, от 30.01.2008г. №1562, от 24.01.2008г. №1634.

Испытания были проведены аккредитованной испытательной лабораторией по качеству электрической энергии ФГУ «Орловский ЦСМ» (аттестат аккредитации № РОСС RII.0001.21АЭ28, выдан Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 10.10.2007г., сроком действия до 10.10.2010г.).

Суд, исследовав представленные в дело доказательства, в том числе акт проверки от 18 июня 2008 года N213-11/43С, акт подключения приборов контроля от 22.05.2008 года, от 23.05.2008 года,от 29.05.2008 года, акт отбора образцов от 22-23 мая 2008 года, протоколы испытания электрической энергии от 03.06.08 года, Установил, что качество реализуемой ОАО “Тамбовская энергосбытовая компания» не соответствует требованиям ГОСТ 13109-97.

Испытательная лаборатория по качеству электрической энергии ФГУ «Орловский ЦСМ» имела полномочия на проведение испытаний и ее компетентность подтверждена в установленном законодательством порядке.

В статье 28 Федерального закона “Об электроэнергетике“ установлено, что контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов в электроэнергетике осуществляют органы государственной власти и подведомственные им учреждения.

В ГОСТе 13109-97 предусмотрено, что контроль за соблюдением энергоснабжающими организациями и потребителями электрической энергии требований стандарта осуществляют органы надзора и аккредитованные в установленном порядке испытательные лаборатории по качеству электрической энергии.

Правовые основы обеспечения единства измерений установлены в Законе Российской Федерации от 27.04.193 N 4871-1 “Об обеспечении единства измерений“.

В соответствии со статьей 1 данного Закона в процессе измерений должны использоваться технические устройства (средства измерений), прошедшие поверку (совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службой, с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям).

Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются поверительным клеймом или свидетельством о поверке (статья 15 Закона).

В абзаце 3 пункта 1 ГОСТа 13109-97 предусмотрено, что нормы, установленные настоящим стандартом, являются обязательными во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения, кроме режимов, обусловленных: исключительными погодными условиями и стихийными бедствиями; непредвиденными ситуациями, вызванными действиями стороны, не являющейся энергоснабжающей организацией и потребителем электроэнергии; условиями, регламентированными государственными органами управления, а также связанных с ликвидацией последствий, вызванных исключительными погодными условиями и непредвиденными обстоятельствами.

Таким образом, реализация электрической энергии с нарушением условий ГОСТа 13109-97 допускается лишь в перечисленных в данной норме случаях, во всех иных ситуациях, несоблюдение обязательных требований стандартов влечет административную ответственность по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ.

Факт реализации Обществом электрической энергии, не соответствующей требованиям обязательных стандартов, установлен и подтвержден материалами дела; данных, свидетельствующих о режимах работы систем электроснабжения ОАО «Тамбовская энергосбытовая компания», перечисленных выше, в том числе вызванных действиями потребителей электроэнергии, материалы дела не содержат.

Таким образом, суд признает доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд исходил из недоказанности факта совершения Обществом правонарушения - реализации Обществом электрической энергии, не соответствующей требованиям обязательных стандартов, ответственность за которое инкриминируется Обществу по части 2 статьи 19.19 КоАП РФ.

Однако, суд признает доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В процессе судебного разбирательства судом установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неверную квалификацию.

В части 1 статьи 19.19 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 КоАП РФ, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере порядка управления; объективная сторона названного правонарушения состоит в нарушении обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции. Материалами дела установлена реализация Обществом электрической энергии, подлежащей обязательной сертификации на соответствие требованиям, установленным 13109-97 ГОСТ с нарушением указанных требований.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что совершенное предпринимателем правонарушение - реализация Обществом электрической энергии, не соответствующей обязательным требованиям ГОСТа 13109-97 подлежит квалификации по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ, а не по ч.2 ст. 19.19 КоАП РФ.

Согласно п. 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять Решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.19 названного Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Судом установлено, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, проверка проводилась в рамках полномочий административного органа и с соблюдением действующего законодательства.

Согласно ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Возражения Общества об отсутствии его вины в несоответствии показателей качества электрической энергии нормам государственного стандарта судом приняты.

ОАО Тамбовская энергосбытовая компания» ссылается на то, что является гарантирующим поставщиком электрической энергии. Не являясь сетевой организацией и неправомочной в силу закона (Федеральный закон № 36-ФЗ от 26.03.2003 года) осуществлять деятельность в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии, ОАО“Тамбовская энергосбытовая компания“ не имеет возможности самостоятельно обеспечить качество электрической энергии, не осуществляет деятельность в сфере передачи электрической энергии потребителям, расположенным в зоне обслуживания Согласно абзацу 2 п. 6 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии ...», утвержденных Постановлением Правительства РФ №530 от 31.08.2006 года, для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик урегулирует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями.

Подпункт а) п. 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861) определяет обязанность сетевой организации в рамках исполнения договора оказания услуг по передаче электрической энергии обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам.

В соответствии с пунктом 3.3.1. заключенного договора оказания услуг по передаче электроэнергии №1008/08/41 от 23.01.2008 г. филиал ОАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго» (Исполнитель) обязуется обеспечить качество передаваемой электроэнергии, которое должно соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям (ГОСТ 13109-97).

Согласно п. 8.2.2. данного договора одними из пределов ответственности Исполнителя являются отклонения показателей качества электроэнергии сверх величин, установленных обязательными требованиями, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -Кодекс) установлена административная ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, за исключением ряда случаев, в том числе предусмотренных частью 1 статьи 14.4 Кодекса, в которой установлена ответственность за продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг населению, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.

Из приведенного следует, что к ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса за нарушения, указанные в этой правовой норме, могут привлекаться только производители (изготовители) продукции.

Как усматривается из материалов дела, на момент проверки Общество осуществляло продажу электрической энергии, не соответствующей требованиям ГОСТов в части их качества потребителям. Само Общество изготовителем электрической продукции не являлось. Доказательства, относительно того, что Общество каким либо образом участвовало в изготовлении электрической продукции административным органом не представлено Следовательно, действия Общества не подпадают под признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 19.19 Кодекса.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования Управления о привлечении ОАО “Тамбовская энергосбытовая компания “ за совершение правонарушения - реализацию Обществом электрической энергии, не соответствующей требованиям обязательных стандартов- к административной ответственности как по части 1, так и по части 2 статьи 19.19 КоАП РФ.

В результате проверки выявлены следующие нарушения: реализация электрической энергии в с нарушением требований законов “О защите прав потребителей“ и Правил по сертификации в Российской Федерации в части предоставления для покупателей информации о товаре и обязательной сертификации - на договорах с потребителями отсутствует обозначение, свидетельствующее об обязательно подтверждении соответствия товара требованиям нормативного документа (знак соответствия предусмотренное п.2 Ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» и пп.3.8, 4.6 Правил по проведению обязательной сертификации в Российской Федерации.)

Факт совершения правонарушения подтверждается актом N213-1143С от 20 мая 2008 года, предписанием № 32 от 18 июня 2008 года и протоколом об административном правонарушении от 18.06.2008г № 16 .

В связи с указанными обстоятельствами Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной часть 2 статьи 19.19 Кодекса об административных правонарушениях.

Нарушение п.2 статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей, пункта 3.8, 4.6 Правил по проведению обязательной сертификации в Российской Федерации (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10 мая 2000 г № 26 судом установлены, не опровергнуты Обществом.

Однако, суд исходил из недоказанности факта совершения Обществом правонарушения - реализация электрической энергии в с нарушением требований законов “О защите прав потребителей“ и Правил по сертификации в Российской Федерации в части предоставления для покупателей информации о товаре и обязательной сертификации ( на договорах с потребителями отсутствует обозначение, свидетельствующее об обязательно подтверждении соответствия товара требованиям нормативного документа (знак соответствия предусмотренное п.2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» и пп.3.8, 4.6 Правил по проведению обязательной сертификации в Российской Федерации.)ответственность за которое инкриминируется Обществу по части 2 статьи 19.19 КоАП РФ. Однако, суд признает доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В процессе судебного разбирательства судом установлено, что протокол об административном правонарушении - содержит неверную квалификацию.

Согласно части 1 названной правовой нормы нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц с конфискацией предметов административного правонарушения.

Суд исследовав имеющиеся в деле доказательства, Установил, что Общество осуществляло продажу электрической энергии, не соответствующих требованиям законодательства о стандартизации в части предоставления для покупателей информации о товаре и обязательной сертификации .

Ответственность за правонарушения, посягающие на права потребителей и интересы государства в области предпринимательской деятельности, защищенные установленными государством требованиями стандартов, предусматривается статьей 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Случаи, определенные этой нормой закона, являются исключением из состава статьи 19.19 Кодекса.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления центра стандартизации о привлечении Общества к административной ответственности по статье 19.19 Кодекса у суда не имелось.

На основании изложенного, суд считает необходимым отказать Управлению в привлечении Общества к административной ответственности по статье 19.19 КоАП РФ.

Ответчик обратился с ходатайством о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, филиал ОАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго». Свое ходатайство мотивирует тем, что в соответствии с пунктом 3.3.1. заключенного договора оказания услуг по передаче электроэнергии №1008/08/41 от 23.01.2008 г. филиал ОАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго» (Исполнитель) обязуется обеспечить качество передаваемой электроэнергии, которое должно соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям (ГОСТ 13109-97). Согласно п. 8.2.2. данного договора одними из пределов ответственности Исполнителя являются отклонения показателей качества электроэнергии сверх величин, установленных обязательными требованиями, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8.5. договора регламентирует, что убытки, причинённые Заказчику, в том числе Потребителю Заказчика, в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем условий настоящего Договора, подлежат возмещению Исполнителем Заказчику.

В связи с этим, результат рассмотрения настоящего дела может повлиять на права или обязанности филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго» по отношению к ОАО “Тамбовская энергосбытовая компания“.

Рассмотрев данное ходатайство, суд считает его не подлежащим удовлетворению ввиду необходимости соблюдения сроков (сокращенных )рассмотрения данного спора и ввиду того, что административное производство возбуждено в отношении ОАО “Тамбовская энергосбытовая компания“.

В материалах дела имеется договор №1008/08/41 от 23.01.2008 г. с филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго и суд оценил его наряду с другими доказательствами по делу.

Руководствуясь ст. ст.167-170, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

Решил:

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу: г. Воронеж, ул. Платонова дом 8 через Арбитражный суд Тамбовской области.

Судья Е.И. Михеева