Судебная власть

Решение от 30 июля 2008 года № А76-9643/2008. По делу А76-9643/2008. Челябинская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел. (351)263-44-81, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru, http: www.chel.arbitr.ru

Именем Российской Федерации Решение

г. Челябинск

30 июля 2008 г. Дело №А76-9643/2008-50-227

Судья Арбитражного суда Челябинской области В.В. Ваганова

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Марковой Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

прокурора города Челябинска

к муниципальному унитарному предприятию «Мемориал» г. Челябинск

о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии в заседании:

от заявителя: прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе Челябинской области Морозова Е.А., сл. удостоверение № 128615

от ответчика: Кольцовой М.А., выдан УВД Советского района г. Челябинска 31 октября 2003 года, представителя по доверенности от 15 июля 2008 года.

Установил:



Прокурор города Челябинска обратился в арбитражный суд Челябинской области ( далее – заявитель, прокурор) с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия «Мемориал» г. Челябинск ( далее – МУП «Мемориал», предприятие, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях ( далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

В обоснование своих требований заявитель сослался на осуществление МУП «Мемориал» деятельности по сбору, транспортировке и размещению медицинских отходов (отходов патанатомии), в отсутствии лицензии на осуществление данного вида деятельности.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, пояснив, что факт совершения указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами в том числе: объяснениями представителя МУП «Мемориал» Кольцовой М.А. (л.д.10-11), договорами ответчика с медицинскими и другими учреждениями г. Челябинска (л.д. 31-50), лимитом на размещение опасных отходов (51-55) и другими материалами дела.

В судебном заседании представитель ответчика представила отзыв по делу ( л.д.62-63), требования признала, пояснив, что МУП «Мемориал» является единственным предприятием в городе, обладающим статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, оказывающим услуги по захоронению медицинских отходов ( отходов патанатомии). В соответствии с требованиями закона с марта 2007 года МУП «Мемориал» организована работа по оформлению лицензии, которая не закончена на данный момент по независящим от предприятия причинам. Просит указанные обстоятельства расценивать, как обстоятельства смягчающие административную ответственность.

Заслушав представителя прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд Установил.

МУП «Мемориал» г. Челябинск, зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией города Челябинска 5 января 1999 года, о чем выдано свидетельство № 10697 серия ЧЛ ( л.д. 29). Инспекцией Министерства России по налогам и сборам по Советскому району г. Челябинска 17 декабря 2002 года внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице МУП «Мемориал» за основным государственным регистрационным номером 1027402918520, о чем выдано свидетельство 74 № 002064929 ( л.д. 28)

Прокуратурой г. Челябинска в июне 2008 года проведена плановая проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле. По результатам проверочных мероприятий установлено, что МУП «Мемориал» при отсутствии соответствующей лицензии осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору, транспортировке и размещению медицинских отходов ( отходов патанатомии).

Опрошенная в прокуратуре г. Челябинска 04.07.2008 г. юрисконсульт МУП «Мемориал» Кольцова М.А. пояснила, что предприятие осуществляет деятельность по сбору, транспортировке и размещению медицинских отходов ( отходов патанатомии) с 1999 года, на основании договоров, заключенных с медицинскими учреждениями. В настоящее время лицензия на данный вид деятельности у предприятия отсутствует, ведется работа по ее получению ( л.д. 10-11).

Прокурором г. Челябинска 11.07.2008 года вынесено Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении МУП «Мемориал» ( л.д. 7-9) по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановление в соответствии с положениями ст.4 АПК РФ, 23.1. КоАП РФ направлено для рассмотрения в арбитражный суд Челябинской области.

В силу статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Исследовав представленные в материалы дела документы, заслушав представителей заявителя и ответчика, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные Прокурором г. Челябинска требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель без образования юридического лица может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).



Согласно п.п 4 п. 11 Устава МУП «Мемориал» одним из основных видов деятельности предприятия является осуществление услуг по захоронению медицинских отходов ( отходов патанатомии). Из п.п. 8 п. 14 Устава следует, что реализация продукции, выполнение работ и оказание услуг производится по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, а также в случаях предусмотренным законодательством, по ценам, установленным главой города.

В силу п.74 ч.1 ст.17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 № 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Согласно ст. 1 ФЗ от 2406.1998 года № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» опасными отходами признаются - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

В силу ч.ч.1,3 ст. 14 ФЗ « Об отходах производства и потребления», опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти. На опасные отходы должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.

Согласно приложению № 2 к лимиту на размещение отходов № 5719 выданному МУП «Мемориал» Федеральной службой по технологическому и экологическому надзору Ростезнадзору по Челябинской области 20 декабря 2007 года- медицинские отходы ( отходы патанатомии) являются опасными отходами и имеют 4 класс опасности ( л.д.51-55).

В целях осуществления предпринимательской деятельности МУП «Мемориал» в 2008 году заключило договоры о выполнении работ по транспортировке и захоронению невостребованных трупов и ящиков с операционными отходами со следующими учреждениями: муниципальное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница №1» - договор от 1 января 2008 года № 2-08 ( л.д. 31-32); муниципальное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница №6» - договор от 1 января 2008 года № 1-08 ( л.д. 33-34); муниципальное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 10» - договор от 1 января 2008 года 3м/ 2008 ( л.д. 35-36); Клиника Челябинской государственной медицинской академии – договор от 1 января 2008 года 4м/2008 ( л.д.37-38); ОГУЗ «Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» -договор от 1 января 2008 года 7м/2008 ( л.д. 39-40); муниципальное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница №8» - договор от 1 января 2008 года № 1 ( л.д. 41-42); муниципальное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница №3» - договор от 1 января 2008 года № 1 ( л.д. 43-44); ОГУЗ «Челябинское областное патологоанатомическое бюро» - договор от 9 января 2008 году № 24м/2008 ( л.д.45-46); ОГУЗ «Челябинское областное патологоанатомическое бюро» - договор от 1 апреля 2008 году № 25м/2008 (л.д.47-48); ОГУЗ «Челябинское областное патологоанатомическое бюро» - договор от 1 июля 2008 году № 26м/2008 ( л.д.49-50).

С учетом вышеизложенного, медицинские отходы ( отходы патанатомии) относятся к опасным отходам, а деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, в соответствии с законодательством, подлежит лицензированию, следовательно, лицо, привлекаемое к административной ответственности, обязано иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению медицинских отходов.

Объяснением данным 04.07.2008 ( л.д. 10-11), а так же в ходе судебного заседания юрисконсульт МУП «Мемориал» Кольцова М.А. нарушения требований законодательства о лицензировании признала, соответственно признала виновность МУП «Мемориал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ, при этом, как считает представитель ответчика, предприятие принимало все зависящие от него меры, направленные на получение лицензии.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разРешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) для юридических лиц виде штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу ч.1 ст. 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Кроме того, в силу ч.1 ст. 4.5. КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела факт совершения ответчиком правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ установлен 6 июня 2008 года в ходе проверки соблюдения требований законодательства охраны окружающей среды, проводимой заместителем начальника отдела управления отходами и контроля Управления экологии и природопользования Никишиным Д.Н. совместно со страшим помощником Прокурора Советского района г. Челябинска Деминой О.А., о чем составлен акт № 3/С от 6 июня 2008 года ( л.д. 56-58) Таким образом, на момент вынесения решения по настоящему делу (30.07.2008) срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Как усматривается из материалов дела, Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, уполномоченным органом.

Арбитражным судом не установлено со стороны административного органа каких-либо нарушений процессуальных требований.

На основании изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о том, что в действиях МУП «Мемориал» имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно ч.2 ст. 4.2 КоАП РФ судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

Отягчающих вину обстоятельств заявитель не приводит, однако, суду не предоставлено право и снижать размер штрафа ниже минимального предела.

Суд, учитывая то обстоятельство, что предприятием ведется работа по получению соответствующей лицензии, считает возможным назначить наказание в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей, что является низшим пределом санкции, установленной за данное нарушение.

В силу ч. 1.1. ст. 29.10 КоАП РФ в случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Согласно п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 № 46 «О внесении дополнений в Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях») при применении ч.1.1 ст. 29.10 КоАП РФ судам следует учитывать, что эта информация указывается и в решении арбитражного суда о привлечении лица к административной ответственности и наложении административного штрафа.

При этом суд разъясняет, что в соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Перечислить сумму штрафа можно по следующим реквизитам: Получатель штрафа Управление Федерального казначейства по Челябинской области (Прокуратура Челябинской области) ИНН 7453042227, КПП 745301001, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области г. Челябинск, Счет получателя: 40101810400000010801, БИК 047501001, КБК 41511690040040000140, ОКАТО 75401000000.

В соответствии с п.15 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, будет выдан исполнительный лист.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

Заявление Прокурора города Челябинска удовлетворить.

Привлечь муниципальное унитарное предприятие «Мемориал», расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Каслинская, 1А, зарегистрированное ИФНС по Советскому району г. Челябинска за основным государственным регистрационным номером 1027402918520, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд и течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет - сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18 aas.arbitr.ru) или Федерального арбитражного суда Уральского округа ( www.fasuo.arbitr.ru.)

Судья: В.В. Ваганова.