Судебная власть

Решение от 30.07.2008 №А19-947/2008. По делу А19-947/2008. Иркутская область.

Решение

г. Иркутск Дело №А19-947/08-27

«30» июля 2008 г.

Резолютивная часть решения объявлена 30.07.2008 г.

Полный текст решения изготовлен 30.07.2008 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Колосова В.И., при ведении протокола судебного заседания судьей Колосовым В.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Слюдянском районе Иркутской области к Муниципальному учреждению «Орган администрации муниципального образования Слюдянский район – Комитет по экономике и финансам»

о признании незаконными действий, выразившихся в отказе принять к исполнению Постановление о взыскание недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов со страхователя – организации №175 от 30.07.2007 г. и обязании принять исполнительный документ к исполнению

третье лицо – Муниципальное учреждение «Орган администрации муниципального образования Слюдянский район – комитет по управлению муниципальным имуществом»

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Бархатова И.В., дов. №21.12.2007 г. №ОГ-09/14429, дан 17.09.2004 г. Куйбышевским РОВД г. Иркутска

от ответчика – не явился

от третьего лица - не явился

Установил:

В Арбитражный суд Иркутской области поступило заявление Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Слюдянском районе Иркутской области (далее ГУ УПФ РФ в Слюдянском районе Иркутской области) к Муниципальному учреждению «Орган администрации муниципального образования Слюдянский район – Комитет по экономике и финансам» о признании незаконными действий, выразившихся в отказе принять к исполнению Постановление о взыскание недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов со страхователя – организации №175 от 30.07.2007 г. и обязании принять исполнительный документ к исполнению.

Представитель заявителя требования поддержал, дав пояснения в соответствии с доводами, изложенными в заявлении.



Ответчик, извещенный от времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, в представленном отзыве заявленные требования не признал, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Третье лицо, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, в представленном ходатайстве просило рассмотреть дело без участия его представителя.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, выслушав представителя заявителя, суд Установилследующее.

30.07.2007 г. ГУ УПФ РФ в Слюдянском районе Иркутской области вынесено Постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов со страхователя организации №175, которое было направлено в Муниципальное учреждение «Орган администрации муниципального образования Слюдянский район – Комитет по экономике и финансам» для исполнения.

В соответствии с письмом заместителя председателя Муниципального учреждения «Орган администрации муниципального образования Слюдянский район – Комитет по экономике и финансам» В.Ф, Новосельцевой от 07.12.2007 г. №940 указанное Постановление возвращено без исполнения со ссылкой на то, что взыскания на средства бюджетной системы РФ производится в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, в ст. 242.1 которого приведён исчерпывающий перечень исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ).

Заявитель, полагая, что при этом были нарушены его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области.

Суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 15.12.01 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 04.11.05 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров», вступившего в силу с 01.01.2006 г., взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.

ГУ УПФ РФ в Слюдянском районе Иркутской области указанным Постановлением с Муниципального учреждения «Орган администрации муниципального образования Слюдянский район – комитет по управлению муниципальным имуществом» взыскана задолженность по страховым взносам и пени в сумме 5129 руб. 80 коп.

Согласно ст. 25.1. Федерального закона от 15.12.01 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

В соответствии с ч.2 ст. 1 Федерального закона №119-ФЗ от 21.01.1997 г. «Об исполнительном производстве», действовавшего на момент совершения оспариваемых действий, порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.10.07 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии со ст.239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

Постановление ГУ УПФ РФ в Слюдянском районе Иркутской области №175 от 30.07.2007 г. о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов со страхователя организации судебным актом не является.



Порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен главой 24.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Поскольку нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации являются императивными, ответчик не может выходить за пределы предоставленных ему полномочий.

Суд считает, что исполнение ответчиком иных исполнительных документов, не предусмотренных главой 24.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации, будет незаконным, выходящим за пределы предоставленных ему полномочий.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 123, 167–170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении заявленных требований Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Слюдянском районе Иркутской области о признании незаконными действий Муниципального учреждения «Орган администрации муниципального образования Слюдянский район – Комитет по экономике и финансам», выразившихся в отказе принять к исполнению Постановление о взыскание недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов со страхователя – организации №175 от 30.07.2007 г. и обязании принять исполнительный документ к исполнению, отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течении месяца после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья В.И. Колосов