Судебная власть

Решение от 30.07.2008 №А76-6926/2008. По делу А76-6926/2008. Челябинская область.

Решение

г.Челябинск Дело № А76-6926/2008-59-203

30 июля 2008 года

Судья арбитражного суда Челябинской области Зайцев С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мердановой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению акционерного общества «ЮНРК Маркетинг АГ» г.Москва

к Магнитогорской таможне г.Магнитогорск

о признании недействительным решения, изложенного в письме № 15-31/1293 от 20.02.2008. об отказе в удовлетворении заявления № 11-01/01 от 11.01.2008. о зачете излишне уплаченных сумм таможенных платежей внесенных на счет таможенного органа согласно платежным поручениям № 5 от 09.01.2007., № 62 от 19.01.2007., № 94 от 26.01.2007., № 96 от 29.01.2007., № 109 от 31.01.2007., № 121 от 02.02.2007., № 206 от 09.02.2007., в отношении ГТД 10510060/110107/0000036, 10510060/110107/0000039, 10510060/090107/0000015, 10510060/150107/0000077, 10510060/180107/0000120, 10510060/150107/0000065, 10510060/230107/0000188, 10510060/290107/0000257, 10510060/220107/0000170, 10510060/020207/0000337, 10510060/010207/0000325,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Шумского Д.И., доверенность от 31.08.2007., выдан 07.05.2002. паспортным столом № 1 ОВД района «Теплый Стан» г.Москвы,

от ответчика: Угрюмовой И.Ю. – главного таможенного инспектора, доверенность № 09-45/24 от 21.05.2008., удостоверение ГС № 103499, Раменского А.Ю. – главного государственного таможенного инспектора, доверенность № 09-4/6 от 09.01.2008., удостоверение ГС № 103450,

Установил:

акционерное общество «ЮНРК Маркетинг АГ» (далее по тексту – АО «ЮНРК Маркетинг АГ», заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением (л.д. 2-8) к Магнитогорской таможне (далее по тексту – Таможня, ответчик) о признании недействительным решения Магнитогорской таможни, изложенного в письме № 15-31/1293 от 20.02.2008. об отказе в удовлетворении заявления АО «ЮНРК Маркетинг АГ» № 11-01/01 от 11.01.2008. о зачете излишне уплаченных сумм таможенных платежей, внесенных на счет таможенного органа согласно платежным поручениям № 5 от 09.01.2007., № 62 от 19.01.2007., № 94 от 26.01.2007., № 96 от 29.01.2007., № 109 от 31.01.2007., № 121 от 02.02.2007., № 206 от 09.02.2007., в отношении ГТД № № 10510060/090107/0000015, 10510060/110107/0000036, 10510060/110107/0000039, 10510060/150107/0000065, 10510060/150107/0000077, 10510060/180107/0000120, 10510060/220107/0000170, 10510060/230107/0000188, 10510060/290107/0000257, 10510060/010207/0000325, 10510060/020207/0000337.

В обоснование своих требований заявитель мотивирует следующим. Ввозимый Обществом из Республики Казахстан товар был освобожден от уплаты ввозной таможенной пошлины, поэтому фактически уплаченная таможенная пошлина не подлежала уплате, в соответствии с законодательством РФ, и является излишне уплаченной. Страна происхождения перемещаемого через границу товара была установлена на основе документов, приложенных к ГТД, в момент их предъявления таможне (ж/д накладные, счета-фактуры, сертификаты качества). Таможня не оспаривала факт происхождения товара их Казахстана. Каких-либо новых документов, свидетельствующих о происхождении товара, к заявлению АО «ЮНРК Маркетинг АГ» № 11-01/01 от 11.01.2008. о зачете излишне уплаченных сумм таможенных платежей приложено не было. Из чего следует, что заявитель пользовался тарифными преференциями уже на момент таможенного оформления товара, и восстановление тарифных преференций в отношении заявителя не имеет места. В такой ситуации переплата со стороны заявителя подпадает под излишне уплаченные таможенные платежи, предусмотренные ст.355 ТК РФ. Таможня не уведомляла заявителя о факте переплаты таможенных платежей, даже после того как статус заявителя в качестве резидента был подтвержден в судебном порядке.

Ответчик требования заявителя не признает, считает, что основанием принятия решения об отказе в удовлетворении требования о возврате (зачете) денежных средств явилось истечение на дату подачи заявления годичного срока, установленного ст.356 Таможенного кодекса РФ, согласно которой возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в пункте 1 ст.356 ТК РФ, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, письменных объяснениях и возражениях на отзыв.

Представители ответчика в судебном заседании против требований заявителя возражают по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Заслушав доводы сторон, исследовав и оценив доказательства, представленные в материалах дела, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.



Акционерное общество «ЮНРК Маркетинг АГ» зарегистрировано в качестве юридического лица на территории Швейцарии. Общество имеет представительство на территории России, открытое и аккредитованное в соответствии с законодательством Российской Федерации, зарегистрировано в сводном государственном реестре аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, о чем в материалах дела имеется свидетельство № 15667 от 11.07.2007., поставлено на налоговый учёт в Межрайонной инспекции ФНС № 47 по г.Москве.

Согласно материалам дела, на основании грузовых таможенных деклараций 10510060/090107/0000015, 10510060/110107/0000036, 10510060/110107/0000039, 10510060/150107/0000065, 10510060/150107/0000077, 10510060/180107/0000120, 10510060/220107/0000170, 10510060/230107/0000188, 10510060/290107/0000257, 10510060/010207/0000325, 10510060/020207/0000337 и других заявителем через таможенную границу Российской Федерации из Республики Казахстан осуществлено перемещение товара – ферросплавов.

Ранее, согласно платежных поручений № 5 от 09.01.2007., № 62 от 19.01.2007., № 94 от 26.01.2007., № 96 от 29.01.2007., № 109 от 31.01.2007., № 121 от 02.02.2007., № 206 от 09.02.2007. заявителем на счет таможни перечислены авансовые таможенные платежи.

11.01.2008. представительство АО «ЮНРК Маркетинг АГ» обратилось к Магнитогорской таможне с заявлением о зачете таможенных платежей (ввозной пошлины), излишне уплаченных при ввозе на территорию Российской Федерации товаров из Республики Казахстан.

Решением Магнитогорской таможни, выраженном в форме письма от 20.02.2008. за № 15-31/1293 (л.д. 42), Обществу отказано в удовлетворении заявления о зачете по части ГТД (10510060/090107/0000015, 10510060/110107/0000036, 10510060/110107/0000039, 10510060/150107/0000065, 10510060/150107/0000077, 10510060/180107/0000120, 10510060/220107/0000170, 10510060/230107/0000188, 10510060/290107/0000257, 10510060/010207/0000325, 10510060/020207/0000337) со ссылкой на истечение срока для возврата, предусмотренного статьей 356 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ).

В соответствии со ст.356 ТК РФ, возврат таможенных пошлин, налогов производится, если представленная таможенному органу таможенная декларация считается не поданной в соответствии с ТК РФ; отзыва таможенной декларации; предоставления тарифных льгот в виде возврата уплаченной суммы таможенной пошлины; восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций; если ТК РФ предусматривается возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при вывозе иностранных товаров с таможенной территории Российской Федерации, или при их уничтожении либо отказе в пользу государства, или при реимпорте товаров; изменения с разрешения таможенного органа ранее заявленного таможенного режима, если суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранный таможенный режим, меньше сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при первоначальном таможенном режиме, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 статьи 212 ТК РФ; возврата (полностью или частично) предварительной специальной пошлины, предварительной антидемпинговой пошлины и предварительной компенсационной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров. Возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии со статьей 355 ТК РФ применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом положения пункта 7 статьи 355 ТК РФ не применяются.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 124 ТК РФ, в таможенной декларации среди прочих сведений могут быть указаны сведения о применении тарифных преференций.

Согласно пункту 18 Инструкции «О порядке заполнения грузовой таможенной декларации», утвержденной приказом ГТК России от 21.08.2003. № 915, в графе 36 «Преференции» по каждому виду таможенного платежа необходимо проставить соответствующий код по классификатору преференций, льгот по уплате таможенных платежей, определяющий применение таможенных платежей (таможенных сборов за таможенное оформление, таможенных пошлин, акциза и налога на добавленную стоимость) в отношении ввозимых товаров или товаров, выпускаемых для свободного обращения.

Ответчик полагает, что в данной ситуации возникли отношения по восстановлению тарифной преференции, поскольку ошибок при исчислении и уплате таможенных пошлин, налогов за товар, ввезенный на таможенную территорию Российской Федерации заявителем допущено не было, а в графе 36 «Преференции» грузовой таможенной декларации Общество не указало о наличии преференций. Согласно пояснений представителей таможни, данных в судебном заседании, отказ в зачете таможенных пошлин, налогов по рассматриваемым ГТД был связан с отсутствием основания для возврата (зачета), поскольку заявитель своевременно (в течение одного года с момента таможенного оформления) не обратился в таможенный орган с просьбой о восстановлении тарифных преференций.

Выводы таможни являются ошибочными, как основанные на неверном толковании законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального Закона РФ № 5003-1 от 21.05.1993. «О таможенном тарифе», при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, в том числе, в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза.

Согласно пункту 20 «Правил определения страны происхождения товаров», утвержденных Решением глав Правительств СНГ от 30 ноября 2000 года и являющихся неотъемлемой частью Соглашения от 15.04.1994. «О создании зоны свободной торговли», товары, происхождение которых не установлено, или происхождение которых установлено, но при этом в их отношении не может быть применен режим свободной торговли из-за отсутствия необходимых для этих целей документов, пропускаются в страну ввоза в соответствии с требованиями тарифного и нетарифного регулирования страны-импортера. При этом к таким товарам, может применяться (восстанавливаться) режим свободной торговли на таможенных территориях государств-участников Соглашения при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении (по форме СТ-1) или других необходимых документов в течение одного года с даты таможенного оформления.

В соответствии со статьей 355 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 3 ТК РФ. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика может производится форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. Возврат излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится: при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей размере указанной задолженности.

Ввозимый заявителем из Республики Казахстан товар был освобожден ввозной таможенной пошлины на основании статьи 3 Соглашения «О создании зоны свободной торговли» от 15.04.1994., пп.«а» п.9 «Правил определения страны происхождения товаров» от 30.11.2000. и п.6 Приказа ГТК России № 1539 от 25.12.2003. «О предоставлении тарифных преференций».

Таким образом, уплаченная таможенная пошлина не подлежала уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и, следовательно, является излишне уплаченной.



Между тем, статьей 356 ТК РФ определены случаи возврата таможенных пошлин (налогов), которые уплачивались в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и не являются излишне уплаченными или взысканными. В соответствии с Методическими указаниями о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам (п.16.2) утвержденными Распоряжением ГТК России № 647-р от 27.11.2003., не относятся к излишне уплаченным суммам таможенных пошлин (налогов) суммы таможенных пошлин (налогов), подлежащих возврату в случаях установленных пунктом 1 статьи 356 ТК РФ.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона РФ «О таможенном тарифе», предоставление тарифных льгот в виде возврата уплаченной пошлины допускается в отношении товаров, предусмотренных приведенной статей, в частности, товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонд предприятий с иностранными инвестициями и т.п.

В указанный закрытый перечень товары, ввозимые заявителем из Казахстана в Россию, не входят. Ферросплавы, перемещаемые в данном случае через таможенную границу, подпадают под тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, как товар, происходящий из государства, образующего вместе с Российской Федерации зону свободной торговли.

Решением Арбитражного суда Сверловкой области от 13.08.2007. по делу № А60-11782/2007-С5 подтверждается статус заявителя - резидента Российской Федерации в значении, обозначенном «Правилами определения стран происхождения товаров» от 30.11.2000., и, следовательно, в отношении сырьевых товаров, ввозимых из Республики Казахстан на территорию Российской Федерации, могут быть представлены таможенными органам тарифные преференции и осуществлён в установленном порядке возврат (зачёт излишне уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин.

Исходя из смысла статьи 355 ТК РФ, излишняя уплата таможенных пошлин предполагает, что на момент уплаты таможенных платежей товар был в таком фактическом состоянии и перемещался через таможенную границу Российской Федерации на таких условиях и в таком количестве, которое в силу норм закона требовало оплаты меньшей суммы таможенных пошлин (налогов) по сравнению с уплаченной либо вообще не требовал уплаты таможенных пошлин или налогов.

При этом уплата должна быть произведена добровольно и не связана какими-либо разногласиями между таможенным органом и плательщиком таможенных платежей (декларантом) относительно оснований и порядка исчисления таможенных пошлин, налогов (например, о размере таможенной стоимости, о наименовании товара в соответствии с Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности или о стране происхождения товара).

Таким образом, излишняя уплата таможенных пошлин (налогов) может возникнуть вследствие не использования плательщиком льгот по уплате таможенных пошлин, налогов (при наличии оснований для этого на момент принятия таможенным органом ГТД).

Как следует из материалов дела, на момент таможенного оформления товара заявитель пользовался тарифными преференциями и был освобожден от уплаты ввозной таможенной пошлины. Следовательно, поскольку заявитель был освобожден от уплаты ввозной таможенной пошлины, у него возникла переплата, подлежащая зачету на основании статьи 355 ТК РФ о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

Согласно пункту 9 «Правил определения страны происхождения товаров», утверждённым Решением Совета Глав правительств Содружеств Независимых Государств от 30 ноября 2000 года, товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств-участников Соглашения, если он соответствует критериям происхождения, установленным данными Правилами, а также экспортируется на основании договор (контракта) между резидентом одного из государств-участников Соглашения и резидентом другого государства - участника Соглашения и ввозится с таможенной территории одного государства-участника на таможенную территорию другого государства-участника Соглашения.

Возникновение у декларанта права на тарифные преференции зависит исключительно от страны происхождения ввозимого товара.

Реализация данного права основана на документальном подтверждении страны происхождения товара.

Таким образом, если декларантом подтверждается страна происхождения товара, путем предоставления соответствующих документов и указания страны происхождения в графе «16» ГТД, то это является документальны доказательством имеющегося права на льготы. При этом отсутствие в графе «36» ГТД отметки о наличии преференций не может являться основанием для выводов об отсутствии соответствующих тарифных преференций на момент таможенного оформления (декларирования) товаров, так как законодательство не связывает заполнение графы «36» ГТД с возникновением права на льготы.

С учетом изложенного, суд полагает, что независимо от процедурных требований по заполнению ГТД декларант вправе заявить об излишней уплате таможенных пошлин (налогов) в течение установленного срока в порядке и по основаниям статьи 355 ТК РФ, если на момент таможенного оформления (декларирования) товаров имелись все основания для освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, поскольку к заявлению Представительства АС «ЮНРК Маркетинг АГ» (Швейцария) к Магнитогорской таможне от 11.01.2008. заявлением о зачете таможенных платежей (ввозной пошлины), излишне уплаченных при ввозе на территорию Российской Федерации товаров из Республики Казахстан должна применяться норма статьи 355 ТК РФ, устанавливающей трехлетний срок для обращения с подобным заявлением.

В соответствии со ст.201 АПК РФ, суд по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц при принятии решения о признании оспариваемых действий (бездействия) незаконными, разрешает также вопрос об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем обязания соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, суд полагает возможным обязать ответчика устранить допущенные нарушения, путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей или их зачёта в счет будущих платежей, внесенных на счет таможенного органа платежными поручениями № 5 от 09.01.2007., № 62 от 19.01.2007., № 94 от 26.01.2007., № 96 от 29.01.2007., № 109 от 31.01.2007., № 121 от 02.02.2007., № 206 от 09.02.2007. в отношении ГТД № № 10510060/090107/0000015, 10510060/110107/0000036, 10510060/110107/0000039, 10510060/150107/0000065, 10510060/150107/0000077, 10510060/180107/0000120, 10510060/220107/0000170, 10510060/230107/0000188, 10510060/290107/0000257, 10510060/010207/0000325, 10510060/020207/0000337.

При подаче заявления в арбитражный суд заявителе квитанцией от 19.05.2008. уплачена госпошлина в сумме 4000 рублей.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.333.21 Налогового кодекса РФ, по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными уплачивается юридическими лицами в размере 2000 рублей.

Поскольку устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя требованием, как таковым не является, то заявителем за рассмотрение настоящего спора в бюджет РФ излишне уплачена госпошлина в сумме 2000 рублей.

На основании п.1 ч.1 ст.333.40 Налогового кодекса РФ, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату.

В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ, судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются в том числе государственные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

В пункте 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2006 № 91 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что при применении названного положения Налогового кодекса РФ арбитражным судам следует учитывать, что согласно части 1 статьи 53 АПК РФ к упомянутым органам относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов предоставлено федеральным законом.

Таким образом, для освобождения от уплаты государственной пошлины необходимо, чтобы соответствующий орган обращался в защиту государственных и (или) общественных интересов, а право на обращение в арбитражный суд было предусмотрено федеральным законом. Само по себе наличие статуса государственного органа не является достаточным основанием для освобождения данного органа от уплаты государственной пошлины.

Также, подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ не подлежит расширительному толкованию и применяется только в случаях, когда указанные органы выступают в роли процессуальных истцов. Если подобные органы выступают в качестве ответчиков, то они должны уплачивать государственную пошлину.

Принимая во внимание, что требования заявителя удовлетворены полностью, а заявителем госпошлина в бюджет РФ уже уплачена, с Магнитогорской таможни в пользу акционерного общества «ЮНРК Маркетинг АГ» подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в сумме 2000 рублей.

Руководствуясь ч.1 ст.110, ст.ст.167-170, 201 АПК РФ, п.1 ч.1 ст.333.40 Налогового кодекса РФ, арбитражный суд

Решил:

Судья С.В. Зайцев

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aas.arbitr.ru) или Федерального арбитражного суда Уральского округа (www.fаsuo.arbitr.ru).