Судебная власть

Решение от 30.07.2008 №А32-12587/2008. По делу А32-12587/2008. Краснодарский край.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации Решение

г. Краснодар Дело № А-32-12587/2008-58/270-101 АЖ

30 июля 2008 г.

Резолютивная часть решения объявлена 23 июля 2008 года

Решение в полном объеме изготовлено 30 июля 2008 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Шкира Д.М.

при ведении протокола судебного заседания судьей Шкира Д.М.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Закрытого акционерного общества «Оптово-розничная торговая и производственная фирма «Кубаньоптпродторг», г. Краснодар

к Управлению государственного строительного надзора Краснодарского края, г. Краснодар

об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности от 03.06.2008 № 9-Ю-538к

при участии в заседании:

от заявителя: Тумасьян Ю.В. – доверенность от 20.06.2008,

от ответчика: Федькина П.М. – доверенность от 09.01.2008 № 69-3/07-01,

Установил:

Закрытое акционерное общество «Оптово-розничная торговая и производственная фирма «Кубаньоптпродторг», г. Краснодар (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании и отмене Постановления Управления государственного строительного надзора Краснодарского края (далее – административный орган) по делу об административном правонарушении от 03.06.2008 № 9-Ю-538к о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 руб.



Заявитель в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в заявлении. Так указал, что общество не является субъектом правонарушения. Заявитель заключил договор подряда на строительство 5-ти этажного 60-ти квартирного жилого дома с ЗАО «Северо-Кавказский строительный дом». Таким образом, в действиях заявителя отсутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

Представитель административного органа против удовлетворения заявленных требований возражает, поддержал доводы, изложенные в отзыве. Полагает, что оспариваемое заявителем Постановление является законным и обоснованным, процедура привлечения общества к административной ответственности административным органом не нарушена.

В судебном заседании был объявлен перерыв с 16.07.2008 до 23.07.2008. После перерыва судебное заседание было продолжено.

Суд, выслушав представителя заявителя и административного органа, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Заявитель является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе серии 23 № 001869920, осуществляет деятельность на основании Устава общества.

Из материалов дела следует, что административным органом проведена проверка общества по вопросу соблюдения требований обязательных для исполнения нормативных документов в области строительства на объекте капитального строительства «5-этажный, 60 квартирный жилой дом», расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, 180/3.

В результате указанной проверки составлен акт проверки от 14.05.2008 № 09-29-Ю-450-МГ, протокол об административном правонарушении от 14.05.2008 № 09-29-Ю-316-МГ, которыми установлено, что обществом при осуществлении строительства объекта капитального строительства «5-этажный, 60 квартирный жилой дом», расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Сормовская, 180/3 нарушено проектное Решение – фактическое размещение временных дорог, площадок для складирования и помещений для персонала не соответствует схеме стройгенплана; фактически изменено расположение внутренних стен подвала, расположение проемов, увеличена высота подвального помещения, перекрытие подвала выполнено в виде монолитной ж/б плиты, вместо сборных многопустотных плит перекрытия, изменена конструкция входов в здание; наружные стены должны быть выполнены из белого силикатного кирпича, ограждения лоджий и балконов из профнастила с утеплением, фактически стены и ограждения лоджий и балконов выполнены из керамического кирпича; перемычки ПР-11 состоят из металлического уголка и трех ж/б перемычек (по проекту ПР-11 состоит из четырех ж/б пе5ремычек: 1 шт. 3 ПБ-30-8-п, 3 шт. 2ПБ 26-4-п), перемычки ПР-12 состоят из трех металлических уголков и одной ж/б перемычки (по проекту ПР-12 состоит из металлического уголка L 100*7 и трех ж/б перемычек 2ПБ 19-3-п); в нарушение пункта 2.18 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» на указанном объекте отсутствуют результаты испытаний контрольных бетонных образцов; в нарушении пункта 7.6 указанных СНиП толщина горизонтальн Ф.И.О. кладки в осях 1…23/А…Е составляет 02…30 мм; в нарушение пункта 7.48 указанных СНиП фактически в осях 1…23/А…Е (первый этаж) при кладке кирпича вертикальные швы не заполняются раствором; в нарушение пункта 7.53 указанных СНиП на указанном объекте отсутствуют результаты испытания прочности нормального сцепления раствора кладки; в нарушение пункта 2.2.66 СНКК 22-301-2000 «Строительство в сейсмических районах Краснодарского края» в осях 1…23/А…Е (первый этаж), перемычки ПР-11 и ПР-13 заделываются в кладку на глубину 120 мм, перемычки ПР-12 – на глубину 250 мм.

Определением административного органа от 20.05.2008 № 9-Ю-538к срок рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении общества по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ продлен, и рассмотрение дела назначено на 03.06.2008.

Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес Постановление по делу об административном правонарушении в области строительства от 03.06.2008 № 9-Ю-538к, которым общество привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 30 000 руб.

Общество не согласилось с указанным Постановлением административного органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При рассмотрении заявленных требований суд руководствовался следующим.

Согласно части 1 статьи 9.4 КоАП РФ нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере на юридических лиц - от трехсот до тысячи минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Согласно пункту 2.18 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» прочность, морозостойкость, плотность, водонепроницаемость, деформативность, а также другие показатели, установленные проектом, следует определять согласно требованиям действующих государственных стандартов (ГОСТ 10180-90 «Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам»).

В силу пункта 7.6 указанных СНиП толщина горизонтальных швов кладки из кирпича и камней правильной формы должна составлять 12 мм, вертикальных швов - 10 мм.



В соответствии с пунктом 7.48 СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» кладку из кирпича и керамических щелевых камней необходимо выполнять с соблюдением следующих требований:

кладку каменных конструкций следует производить на всю толщину конструкции в каждом ряду;

кладка стен должна выполняться с применением однорядной (цепной) перевязки;

горизонтальные, вертикальные, поперечные и продольные швы кладки следует заполнять раствором полностью с подрезкой раствора на наружных сторонах кладки;

временные (монтажные) разрывы в возводимой кладке следует оканчивать только наклонной штрабой и располагать вне мест конструктивного армирования стен.

Пунктом 7.53. указанных СНиП установлено, что контроль прочности нормального сцепления раствора при ручной кладке следует производить в возрасте 7 сут. Величина сцепления должна составлять примерно 50% прочности в 28-дневном возрасте. При несоответствии прочности сцепления в каменной кладке проектной величине необходимо прекратить производство работ до решения вопроса проектной организацией.

Согласно пункту 2.2.66 СНКК 22-301-2000 «Строительство в сейсмических районах Краснодарского края» перемычки должны устраиваться на всю толщину стены и заделываться в кладку на глубину не менее 350 мм.

В соответствии со статьей 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса).

Как видно из материалов дела, заявитель, получив разРешение на строительство № RU 23306000-268-р от 22.01.2007, выданное Департаментом архитектуры и градостроительства установленным государственным стандартам и наличия положительного заключения проведенной государственной экспертизы проекта, заключил договор подряда от 31.08.2007 на строительство 5-этажное 60-квартирного жилого дома с ЗАО «Северо-Кавказский строительный дом».

ЗАО «Северо-Кавказский строительный дом», как подрядчик, взяло на себя обязательства выполнить работы по строительству спорного объекта собственными силами и средствами в соответствии с рабочим проектом, прошедшим государственную экспертизу и технической документацией, предоставленными заказчиком (заявителем).

В соответствии с частью 1 статьи 751 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ. Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.

Следовательно, субъектом ответственности за нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий) будет являться подрядчик, осу3ществляющий непосредственно строительные работы с отступлением от переданной ему проектной документации.

При изложенных обстоятельствах, материалами дела подтверждается отсутствие в деяниях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, в виду того, что заявитель не является субъектом вменяемого ему правонарушения.

Порядок привлечения общества к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии с частью 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Согласно части 2 статьи 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится Постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ. Указанное Постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.

В силу части 2 статьей 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод, что рассмотрение административного дела в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, не будет являться нарушением его прав только в случае, если оно было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола.

Согласно части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ раскрывает понятие «законные представители юридического лица», которыми в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 № 46 «О внесении дополнений в Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указанный в КоАП РФ перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

Как видно из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 14.05.2008 № 09-29-Ю-316-МГ составлены в отсутствии надлежаще извещенного законного представителя общества, что подтверждается почтовым уведомлением № 27058.

Определением административного органа от 20.05.2008 № 9-Ю-538к срок рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении общества по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ продлен, и рассмотрение дела назначено на 03.06.2008.

О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель общества извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением № 9709203.

Судом установлено, что административным органом соблюден установленный законом порядок применения административного взыскания и соблюдены положения статьи 28.2 КоАП РФ.

В силу пункта 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое Решение.

Доводы административного органа, изложенные в отзыве, не могут быть приняты судом, как не соответствующие материалам дела, установленным судом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое Решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое Решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает Решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах, суд считает Постановление административного органа о привлечении заявителя к административной ответственности незаконным и необоснованным и подлежащим отмене.

В силу пункта 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167, 170, 176, 208, 210, 211 АПК РФ суд

Решил:

Признать незаконным и отменить Постановление № 9-Ю-538к от 03.06.2008 Управления государственного строительного надзора Краснодарского края о привлечении к административной ответственности ЗАО «Кубаньоптпродторг», г. Краснодар по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его вынесения в пятнадцатый апелляционный суд.

Судья Д.М. Шкира