Судебная власть

Решение от 30.07.2008 №А14-16143/2007. По делу А14-16143/2007. Воронежская область.

Решение

г. Воронеж Дело №А14-16143/2007

561/10

« 30 » июля 2008 г.

Судья Арбитражного суда Воронежской области Есакова М.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Репниковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронеже, г.Воронеж

к ИП Шнайдер Т.В., г.Воронеж

о взыскании 180 руб. финансовых санкций

от заявите Ф.И.О. – ведущего специалиста – эксперта по доверенности от 22.01.2008 №01-24/1461, выдан Коминтерновским РОВД г.Воронежа 10.07.1998

от ответчика: не явился, о времени и месте заседания надлежаще извещен

Установил:

Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Воронеже/далее по тексту – ГУ УПФ РФ в г.Воронеже, заявитель по делу/ обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Шнайдер Татьяне Викторовне/далее по тексту – ИП Шнайдер Т.В., ответчик/ о взыскании 180 руб. финансовых санкций по решению № 2088 от 19.06.2007.

ИП Шнайдер Т.В. требования не оспорила, отзыва не представила, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещена, в судебное заседание не явилась.

На основании ст. 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие ответчика.

Вышеуказанные требования уже являлись предметом рассмотрения Арбитражным судом Воронежской области и Решением от 22.01.2008 в их удовлетворении было отказано.



Постановлением кассационной инстанции ФАС Центрального округа от 11.06.2008 Решение от 22.01.2008 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

Рассмотрев материалы дела,

суд Установил:

Парфенов А.Н. является индивидуальным предпринимателем и зарегистрирован в качестве страхователя в органах пенсионного фонда.

Установив, что в установленный срок индивидуальные сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2006 год в пенсионный фонд ИП Шнайдер Т.В. не представлены, о чем составлен акт №2073 от 15.05.2007 г., управление пенсионного фонда направило 19.06.2007 г. предпринимателю Решение №2088 от 19.06.2007 г. о привлечении к ответственности в виде штрафа в сумме 180 руб.., а также требование №2088 от 19.06.2007 г. об уплате данного штрафа в срок до 04.07.2007 г.

Ссылаясь на то, что финансовые санкции ответчиком добровольно не были уплачены, управление обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела и дополнительно представленные доказательства, суд находит требование управления не подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 1.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее закон № 27-ФЗ) сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.

Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно ст. 11 закона № 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о каждом работающем у него застрахованном лице; физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке.

В соответствии со ст. 17 данного закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Как установлено заявителем, подтверждено материалами дела (актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании №2073 от 15.05.2007 г.), и не оспорено ответчиком (ст. 65 АПК РФ), индивидуальные сведения за 2006 год им в орган пенсионного фонда не представлены.

Вместе с тем, поскольку ни законом №27-ФЗ, ни законом от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не определен порядок привлечения страхователя к ответственности, органам пенсионного фонда следует руководствоваться законодательством РФ о налогах и сборах регулирующих соответствующие отношения.

В соответствии со статьей 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.

Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.



Таким образом, к процедуре привлечения обязанного лица к ответственности по части 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в рассматриваемом случае подлежат применению положения статьи 101.4 НК РФ.

В силу ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых нарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение, который вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

Согласно п. 5 ст. 101.4 НК РФ лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. По истечении данного срока, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение (п. 6 ст. 101.4 НК РФ).

При этом в соответствии с п. 7 ст. 101.4 НК РФ акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно, неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

Как установлено материалами дела, акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях ответчиком законодательства об обязательном пенсионном страховании №2073, составлен 15.05.2007., указанная в нем дата рассмотрения акта – 11.06.2007 г. (10 часов), и 15.05.2007 г. данный акт был направлен в адрес ответчика.

Однако Решение о привлечении ответчика к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании принято 19.06.2007 г. в его отсутствие, при этом сведения об извещении ответчика о данной дате фактического рассмотрения акта в материалах дела отсутствуют, управлением такие сведения не представлены.

Как пояснил в ходе судебного разбирательства заявитель, уведомление о переносе рассмотрения ГУ УПФ РФ в г.Воронеже акта проверки на 19.06.2007 ответчику не направлялось.

Пунктом 12 ст.101.4 НК РФ предусмотрено, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Из изложенного следует вывод о том, что органом пенсионного фонда не обеспечена возможность ИП Шнайдер Т.В.19.06.2007 г. участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя, что в силу п. 12 ст. 101.4 НК РФ является безусловным основанием для отмены принятого решения.

Следовательно, ГУ УПФ РФ в г.Воронеже нарушен предусмотренный НК РФ порядок привлечения к ответственности и у суда отсутствуют основания для удовлетворения требования управления пенсионного фонда, предъявленного по решению №2088 от 19.06.2007 г.

В удовлетворении заявления следует отказать.

Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя, однако он в силу ст. 333.37 НК РФ от ее уплаты освобожден.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-171, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия и арбитражный кассационный суд в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Судья М.С.Есакова