Судебная власть

Решение от 30 июля 2008 года № А11-3131/2008. По делу А11-3131/2008. Владимирская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ Именем Российской Федерации

Решение

г. Владимир Дело № А11-3131/2008-К2-24/132

“ 30 ” июля 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2008 года.

Решение в полном объеме изготовлено 30 июля 2008 года.

Арбитражный суд Владимирской области в составе:

судьи

Андриановой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания

судьей Андриановой Н.В.

рассмотрев в судебном заседании заявление

индивидуального предпринимателя

Ани Ф.И.О. о признании незаконным отказа инспекции

Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Владимира от 29.04.2008

№ 09-47/121зг в проведении возврата ошибочно уплаченных страховых взносов на



на обязательное пенсионное страхование,

при участии представителей:

от заявителя – Анисимова В.К. – лично (ыдан ОВД Октябрьского района г.Владимира 06.03.2002, код подразделения 332-002);

от заинтересованных лиц – Батаевой Н.Ф. – по доверенности от 09.01.2008 № 03-11/4-08

сроком действия по 31.12.2008,

Установил:

Индивидуальный предприниматель Анисимов Владимир Константинович обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным отказа инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Владимира (далее – Инспекция) от 29.04.2008 № 09-47/121зг произвести возврат ошибочно уплаченных на КБК 18210202030061000160 сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 3600 руб. на счет, открытый на имя предпринимателя в филиале № 172 Сберегательного банка Российской Федерации № 8611, и обязании Инспекции вернуть излишне перечисленную сумму страховых взносов.

Инспекция требование индивидуального предпринимателя Анисимова В.К. не признала, указав на отсутствие правовых оснований для возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку данные страховые взносы не отвечают понятию налога, и поэтому положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в рассматриваемом случае применению не подлежат (отзыв от 01.07.2008 № 03-11-01/537).

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд

Установил:

При уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2004 (150 руб.), 2005 (1800 руб.), 2006 (1350 руб.) и 2007 (300 руб.) годах индивидуальный предприниматель Анисимов В.К. ошибочно перечислил денежные средства в общей сумме 3600 руб. на 18210202030061000160.

Наличие переплаты в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов в виде фиксированного платежа на выплату страховой части пенсии в сумме 3600 руб. послужило основанием для обращения индивидуального предпринимателя Анисимова В.К. в Инспекцию с заявлением от 17.04.2008 о возврате ошибочно перечисленных денежных средств и перечислении их на счет, открытый на имя предпринимателя, в филиале № 172 Сберегательного банка Российской Федерации № 8611.

Инспекция письмом от 29.04.2008 № 09-47/121зг оставила названное заявление без удовлетворения по причине отсутствия правовых оснований для проведения возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку данные страховые взносы не отвечают понятию налога, и поэтому на них не распространяются положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, Инспекция мотивировала свой отказ и тем, что Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ не определен уполномоченный орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов.

Индивидуальный предприниматель Анисимов В.К., посчитав свои права нарушенными, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Инспекции и об обязании Инспекции возвратить излишне уплаченные страховые взносы.



Согласно статье 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее – Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ) Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 13 названного Федерального закона страховщик (территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

В соответствии с положениями статьи 25 указанного Федерального закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Поскольку статьей 2 названного Федерального закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе и из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а данным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к спорным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Порядок зачета и возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора определен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, излишне уплаченные до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со статьей 78 Кодекса, возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до указанной даты (пункт 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“).

В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Пунктом 13 названной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, выступают в качестве администраторов доходов бюджета.

В соответствии с Приложением 8 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 № 74н, главным администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 № 116н (в редакции, действовавшей в спорный период), возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат поступлений плательщикам в срок не более трех рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты.

Таким образом, возврат (зачет) излишне уплаченных денежных средств в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации производится налоговыми органами в порядке, установленном налоговым законодательством.

В соответствии с пунктом 30 Порядка учета взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

В пункте 4 Порядка учета предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляются органами Федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).

В соответствии с разделом 1V Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных “Расчеты с бюджетом“, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы России от 12.05.2005 № ШС-3-10/201@ (далее - Рекомендации), поступившие (возвращенные) и зачисленные на соответствующие счета по учету доходов бюджетов Российской Федерации суммы налогов (сборов), пеней и штрафов отражаются в карточке “РСБ“ местного уровня на основании платежных документов формы № ПД (налог), № ПД-4сб (налог), используемых для уплаты налогов, сборов или иных обязательных платежей физическими лицами.

Вся информация по работе с невыясненными платежами фиксируется в Ведомости невыясненных поступлений по форме № 48, в которой отражаются платежи, отнесенные органами федерального казначейства на соответствующий код бюджетной классификации (далее - КБК) по учету невыясненных поступлений, согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации, а также платежи, которые требуют уточнения для отражения в карточках “РСБ“ конкретных плательщиков (раздел 5 Рекомендаций).

В пунктах 5.1 и 5.2 Рекомендаций предусмотрены случаи, когда специалисты налогового органа вправе самостоятельно, не запрашивая предварительно налогоплательщика, изменить код программ в соответствии со значением, указанным в поле 110 либо определить тип платежа в соответствии со значением кода программ, указанного в 14 - 17 разрядах КБК (поле 104). Одновременно через Отдел финансового и общего обеспечения следует направить плательщику уведомление о необходимости уточнения реквизитов расчетного документа.

Порядок действия сотрудников налогового органа в случае неправильного указания плательщиком КБК установлен в пункте 5.4 Рекомендаций.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (статья 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

Из имеющихся в деле материалов следует, что на момент рассмотрения дела в арбитражном суде излишняя уплата индивидуальным предпринимателем Анисимовым В.К. страховых взносов составляет 3600 руб., что Инспекцией не оспаривается.

С учетом изложенного у Инспекции отсутствовали основания для отказа Анисимову В.К. в проведении возврата излишне уплаченных страховых взносов.

При таких обстоятельствах требование индивидуального предпринимателя Анисимова В.К. подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине в сумме 100 руб. относятся на Инспекцию и подлежат взысканию в пользу индивидуального предпринимателя Анисимова В.К.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г.Владимир) в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Н.В.Андрианова