Судебная власть

Решение от 21.08.2007 №А71-5441/2007. По делу А71-5441/2007. Удмуртская Республика.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426057 г. Ижевск, ул. Свободы,139

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Решение

г. Ижевск Дело № А71-5441/2007

А31

21 августа 2007г.

Резолютивная часть решения объявлена 14 августа 2007 г.

Полный текст решения изготовлен 21 августа 2007 г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С.Коковихиной

при ведении судьей протокола судебного заседания



рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

ИП Неупокоева П.И., г. Ижевск

к Межрайонной инспекции ФНС № 8 по УР, г. Ижевск

с участием третьего лица: Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ижевске

о признании незаконными действий налогового органа.

В судебном заседании присутствовали:

от заявителя: Неупокоев П.И.-предпр.

от ответчика: Шакирова Л.И.- гос. налог.инсп. по дов. № 5 от 09.01.07г.

от третьего лица: не явились, уведомлен.

Индивидуальный предприниматель Неупокоев Петр Иванович обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий МРИ ФНС № 8 по УР, г. Ижевск, выразившихся в отказе произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 432 руб.



В обоснование заявленного требования заявитель указал, что налоговый орган письмом №944 от 20.04.07г. необоснованно в нарушение ст.ст. 2, 25 Федерального закона от 15.12.01г. №167- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», п.п. 7,9, 13 ст. 78 НК РФ отказал в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Ответчик (налоговый орган) заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Третье лицо (ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ижевске) отзыв на заявление не представило, в судебное заседание не явилось.

Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156, 200 АПК РФ в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом.

По материалам дела арбитражный суд Установил.

В 2005 году Предпринимателем Неупокоевым произведена переплата страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемого в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 432 руб.

Заявитель обратился в Межрайонную инспекцию ФНС № 8 по УР, г. Ижевск с заявлением о возврате переплаты по страховым взносам в сумме 432 руб.

Письмом от 20.04.07г. за №944 налоговым органом в возврате суммы страховых взносов заявителю было отказано. Свой отказ налоговый орган мотивировал тем, что Федеральным законом №167- ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» не определен орган, который должен производить возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения.

Полагая, что отказ МРИ ФНС № 8 по УР, г. Ижевск в возврате переплаты по страховым взносам незаконен, заявитель обратился в суд за защитой нарушенного права.

Оценив представленные по делу доказательства, выслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд находит заявление подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

Согласно статье 3 Федерального закона от 15.12.01г. №167- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страховые взносы определены как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.

В Определении Конституционного суда РФ от 05.02.04г. за №28-О разъяснена социально- правовая природа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: «… в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями. Названные отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж, характеризующийся признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности».

В силу ст. 2 Федерального закона от 15.12.01г. №167- ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.

П.1 ст. 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Федеральный закон от 15.12.01г. №167-ФЗ не определяет, какой орган должен принимать Решение о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной и страховой части трудовой пенсии.

Данный вопрос урегулирован бюджетным законодательством РФ.

Так, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 10.12.04г. №114н, администраторы поступлений в бюджет осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Письмом Минфина РФ от 21.07.05г. №02-05-03/2221 разъяснено, что Федеральные органы государственной власти (их территориальные органы) наделяются полномочиями администратора доходов бюджетов в соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону от 15.08.96г. «115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» и приложением 11 к Приказу Минфина РФ от 10.12.04н. №114н. Иных нормативно- правовых актов, подтверждающих полномочия федеральных органов государственной власти (их территориальных органов) по осуществлению функций администратора, в том числе по возврату платежей из бюджетов всех уровней, не требуется.

На основании п.18 Порядка учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 16.12.04г. №116н, возврат (возмещение) излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

Приложением №11.1 к Федеральному закону от 15.08.96г. №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», приложением №11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ администратором поступлений в бюджет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии (КБК 18210202040060000160) названа Федеральная налоговая служба.

Следовательно, на налоговом органе, как администраторе поступлений в бюджет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, лежит обязанность принятия решений о возврате излишне уплаченных сумм.

Факт наличия у заявителя переплаты по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в общей сумме 432 руб. налоговым органом не оспаривается, подтверждается представленным в материалы дела Протоколом к Ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 31.01.06г. №2684.

С учетом изложенного, действия налогового органа по отказу в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в размере 432 руб. подлежат признанию незаконными.

Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующему в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения расходы по уплате госпошлины относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

Решил:

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Т.С.Коковихина