Судебная власть

Решение от 19 декабря 2007 года № А19-12409/2007. По делу А19-12409/2007. Иркутская область.

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 34-44-70, факс 34-44-66

Решение

г. Иркутск Дело № А19-12409/07-59

«19» декабря 2007 г.

Резолютивная часть решения объявлена 18.12.2007. Решение в полном объеме изготовлено 19.12.2007.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ибрагимовой С.Ю..

при ведении протокола судебного заседания судьей Ибрагимовой С.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Иркут»

к Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области;

Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации;

третьи лица: Департамент социальной защиты населения Иркутской области;

Администрации г.Иркутска

о взыскании 2 498 372 руб. 63 коп.

при участии в заседании:



от истца: (почтовое уведомление № 64624) – Терехова Е.Б. (дов. от 11.01.2007);

от ответчиков: Российская Федерация: (почтовое уведомление № № 64625, 64626) – Талаев Д.В. (дов. от 09.01.2007);

Иркутская область: (почтовое уведомление № 64623) – не явились;

от третьих лиц: Департамент: (почтовое уведомление № 64622) – не явились;

Администрация: (почтовое уведомление № 64621) – Соломатова Е.Ю. (дов. от 20.07.2007);

Установил:

Иск заявлен о возмещении расходов на предоставление льгот ветеранам по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 2 653 525 руб. 86 коп.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования уменьшив сумму иска до 2 498 372 руб. 63 коп.

Уточнения судом приняты. Дело рассматривается судом в уточненной редакции.

Ответчик (Иркутская область), третье лицо (ДСЗН), надлежащим образом, извещенные о времени и месте заседания, своих представителей не направили.

Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.

Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Ответчик (Российская Федерация) с исковыми требованиями не согласился, заявил о пропуске срока исковой давности за период с 2002 года по август 2004 года.

Рассмотрев исковое заявление, исследовав представленные доказательства, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.

Открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Иркут» в 3, 4 квартале 2002 года, 2003 - 2004 году при осуществлении своей деятельности во исполнение Федерального закона «О ветеранах» предоставляло льготы по оплате коммунальных услуг лицам, имеющим право на льготное обеспечение.



Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот на основании Федерального закона «О ветеранах», не были возмещены в полном объеме, в связи с чем, истец требует взыскания убытков в размере 2 498 372 руб. 63 коп.

В подтверждение факта причинения убытков и их размера истец представил расчет суммы иска; акт сверки; договор № 221-66-321/2 от 17.05.2002; дополнительное соглашение № 221-66-321/2 от 17.05.2002; договор № 221-66-486/4 от 06.07.2004, отчеты за 3, 4 квартал 2002, 2003, 2004 годы о сумме выпадающих доходах лицам, имеющим право на льготное обеспечение с указанием фамилии, имени, отчества, документа, на основании которого была предоставлена льгота, места проживания ветерана.

Таким образом, размер и стоимость оказанных за заявленный период услуг ветеранам, подтвержденные надлежащими доказательствами, а также размер невозмещенных истцу расходов от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах», по мнению истца, составляет 2 498 372 руб. 63 коп.

Ответчик – Российская Федерация, оспаривая иск, доказательств, подтверждающих иную стоимость оказанных ветеранам услуг, не представил, указал на то, что истцом пропущен срок исковой давности за период с 2002 года по август 2004 года.

Рассмотрев довод ответчика о пропуске срока исковой давности за период с 2002 года по август 2004 года, суд пришел к выводу, что исковая давность за период 2002, 2003 года, о применении которой заявлено ответчиком, подлежит применению, поскольку, начало течения срока исковой давности относительно требований, предъявляемых к Российской Федерации, следует исчислять, исходя из положений статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой определено, что годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Таким образом, о нарушении своего права на получение из средств из федерального бюджета денежных средств истец мог узнать только после окончания финансового года, то есть после 31 декабря 2002 года и 31 декабря 2003 года.

С учетом изложенного суд находит, что срок исковой давности по требованиям о взыскании расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот ветеранам в 2002, 2003 году истек.

В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Поскольку, ответчик заявил о пропуске срока исковой давности, требования истца о взыскании убытков, возникших вследствие предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан на основании Федерального закона «О ветеранах» в 2002, 2003 годах, удовлетворению не подлежат.

Требования истца о взыскании убытков, возникших от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах» в 2004 году подлежат удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с пунктами 2.1.7. Порядка возмещения расходов на реализацию отдельных льгот, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденного Постановлением губернатора Иркутской области от 13.04.04г. № 219-П, перечисление бюджетных средств в возмещение расходов на льготные услуги жилищно-коммунального хозяйства производится органом, исполняющим местный бюджет, на основании актов сверки, подписанных уполномоченным должностным лицом исполнительного органа местного самоуправления, с одной стороны, и руководителем и главным бухгалтером организации, с другой стороны, и заверенных печатями, а также представленных организациями надлежащим образом оформленных счетов-фактур на суммы понесенных ими расходов на льготные услуги ЖКХ.

Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.

Вместе с тем, государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. Федеральным законом «О ветеранах» установлено, что ветераны войны и труда имеют льготы по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления).

Следуя предписанию закона, истец в 2004 г. в пределах установленных норм оказал услуги данной категории граждан по заниженной цене, в связи с чем, понес определенные расходы.

Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца. В этой части материальные потери являются для истца убытками.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Федеральный закон Российской Федерации «О ветеранах» не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

Согласно ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» расходы на реализацию установленных для ветеранов льгот возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов Российской Федерации. При этом расходы на оплату коммунальных услуг, независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (п.2 ст. 10 Закона).

На территории Иркутской области, в соответствии со ст. 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации, образование и расходование денежных средств осуществляется на основании закона субъекта.

Законом Иркутской области от 24.12.03 г. № 74-оз «Об областном бюджете на 2004 г.» установлено, что в 2004 г. из Фонда компенсаций субсидии на реализацию Федерального закона «О ветеранах» предоставляются за счет средств областного бюджета.

Выделенные из федерального бюджета денежные средства на основании Закона Иркутской области «Об областном бюджете на 2004 год» от 24.12.2003 № 74-оз, в полном объеме не компенсировали материальные потери, полученные истцом в результате исполнения Федерального закона «О ветеранах», в части предоставления услуг категории граждан, имеющих право на льготную оплату жилья и коммунальных услуг.

Таким образом, в 2004 году в бюджете Иркутской области не была заложена необходимая для выплаты компенсации сумма. Невключение в план бюджета соответствующего года компенсационных выплат в достаточном размере не может служить основанием для освобождения от обязанности надлежащего исполнения законов Российской Федерации.

Следовательно, субъект Российской Федерации – Иркутская область, надлежаще выполнил обязательства по перечислению средств на реализацию Федерального закона «О ветеранах» в 2004 году.

Выделенные Российской Федерацией денежные средства в полном объеме не компенсировали материальные потери, полученные истцом в результате исполнения Федерального закона «О ветеранах» в части предоставления услуг категории граждан, имеющих право на льготную оплату коммунальных услуг.

Из положений части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации следует, что вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Аналогичные нормы содержатся и в статьях 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2005. Согласно ч.1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. до 01.01.2005) совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируется обеспечение социальной защиты населения. В силу ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных Ф.И.О. финансируется исключительно из федерального бюджета.

Как следует из положений Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам подлежит учитывать следующее.

При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Положения БК РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 ЮК РФ ( в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 № 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Таким образом, обязательства по возмещению расходов, понесенных организациями при реализации льгот, установленных Федеральным законом «О ветеранах», должны быть возложены на Российскую Федерацию.

С учетом изложенного суд полагает, что денежные средства в заявленном размере 1 017 642 руб. 32 коп. подлежат взысканию с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации

В силу указанных норм закона исковые требования о взыскании невозмещенных расходов в сумме 1 017 642 руб. 32 коп. заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Исковые требования в остальной части иска и в иске к Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области удовлетворению не подлежат.

Расходы по уплате государственной пошлины, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Исковые требования, заявленные к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Иркут» 1 017 642 руб. 32 коп. убытков., 16 588 руб. 21 коп. расходов истца по уплате госпошлины.

В удовлетворении остальной части иска и в иске к Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области отказать.

Возвратить Открытому акционерному обществу «Научно-производственная корпорация «Иркут» из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в размере 8 179 руб. 42 коп.

На Решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья С.Ю.Ибрагимова