Судебная власть

Постановление от 14.12.2007 №А19-11253/2007. По делу А19-11253/2007. Российская Федерация.

Постановление

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Чита Дело №А19-11253/07-11

“14“ декабря 2007 года -04АП-4819/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2007 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Доржиева Э.П.,

судей: Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика по делу ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области

(наименование лица, подавшего апелляционную жалобу и его процессуальное положение)

на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 октября 2007г. по делу №А19-11253/07-11, по заявлению ООО “Ангарская ТеплоСбытовая Компания“ к ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области о признании частично незаконным решения налогового органа, принятое судьей Д.А. Филатовым

(фамилии, инициалы судей, принявших Решение)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Шкурупей В.В. ( доверенность от 25.06.2007г.);

от ответчика: Петрова О.В. ( доверенность от 19.04.2007г. за № 03-18.6189);



Баранов П.В. ( доверенность от 26.06.2007г. за № 0318/7925);

Истомина А.В. ( доверенность от 21.08.2007г. за № 12270);

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Ангарская ТеплоСбытовая Компания“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области о признании незаконным решения от 12.02.2007 № 15-33-1 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу №26-16/05920 от 26.04.2007 в части привлечения к налоговой ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость за налоговые периоды 2004, 2005 г.г. в сумме 2 179 561 руб. (п. 1); предложения уплатить суммы штрафных санкций в размере 2 179 561 руб. (п.п. 3.1 п. 3); предложения уплатить или, в случае наличия на момент исполнения решения излишне уплаченных сумм налога, провести уменьшение на сумму не полностью уплаченного налога на добавленную стоимость за декабрь 2004 года в размере 10 835 473 руб. (абзац «а» п.п. 3.2 п. 3); предложения уплатить или, в случае наличия на момент исполнения решения излишне уплаченных сумм налога, провести уменьшение на сумму пени в размере 293 845 руб. 76 коп., начисленных в связи с неуплатой налога на добавленную стоимость за налоговые периоды 2004, 2005 г.г. (абзац «б» п.п. 3.2 п. 3).

Решением от 01 октября 2007г. суд удовлетворил заявленные требования, в обоснование указав, что общество правомерно не включило в налогооблагаемую базу суммы, поступившие в соответствии с мировым соглашением, в счет погашения убытков, связанных с неправильным расчетов тарифов. При расчете штрафных санкций налоговый орган не учел имеющиеся суммы переплаты по НДС.

Не согласившись с указанным Решением, ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить Решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении требований Обществу. Считают, что денежные средства, поступившие в счет погашения убытков, вызванных неправильным расчетом тарифов, должны были быть включены в налогооблагаемую базу. Кроме того, НДС подлежит перечислению на основании п.5 ст.173 Налогового Кодекса РФ, т.к. обществом была выставлена счет-фактура с выделением НДС.

Представитель заявителя в судебном заседании не согласился с апелляционной жалобой, дал пояснения согласно письменному отзыву. Пояснил, что суммы возмещения убытков, полученных в декабре 2004 года от Ангарского муниципального образования в размере 65 012 838 руб., не должны быть включены в налогооблагаемую базу. Просит Решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу, пояснил, что перечисленные по мировому соглашению суммы не могут быть отнесены к субвенциям (субсидиям), а являются платой за реализованные товары (работы, услуги) и должны включаться в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. Обложение налогом на добавленную стоимость должно осуществляться по ставке 20%, действовавшей до вступления в силу Закона РФ от 07.07.2003 № 117-ФЗ, независимо от момента поступления оплаты за указанные товары. Кроме того, при выставлении счета-фактуры с выделением НДС, уплаченный НДС должен быть перечислен в бюджет. Просит Решение суда отменить, принять новое Решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области провела выездную налоговую проверку ООО “Ангарская ТеплоСбытовая Компания“ по вопросам соблюдения налогового законодательства, в том числе по налогу на добавленную стоимость за период с 01.01.2003 по 31.12.2005.

В ходе проверки, в том числе установлено занижение за декабрь 2004 года налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость на стоимость реализованных населению в 2003 году тепловой энергии и горячей воды, вследствие не включения в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость перечисленной Управлением по экономике и финансам администрации АМО платежным поручением № 151 от 22.12.2004 суммы, связанной с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) в размере 65 012 839 руб., что было зафиксировано в акте от 09.01.2007 №15-33-1.

По результатам проверки налоговым органом 12.02.2007 принято Решение № 15-33-1 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную за налоговые периоды 2004, 2005 годов в виде штрафа в общей сумме 2 191 215 руб. 20 коп. (10 956 076 руб. х 20%). Данным Решением налогоплательщику предложено уплатить, а при наличии переплаты подать заявление о зачете суммы налога и пеней, начисленные проверкой налог на добавленную стоимость за декабрь 2004 года в размере 10 873 609 руб., пени за несвоевременную уплату налога в размере 293 845 руб. 76 коп.

Решением № 26-16/05920, принятым Управлением ФНС по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, был изменен пункт 3 резолютивной части решения налогового органа от 12.02.2007 № 15-33-1. Налогоплательщику предложено уплатить налоговые санкции, указанные в пункте 1 решения, а также уплатить или в случае наличия на момент исполнения решения числящихся у налогоплательщика излишне уплаченных сумм налога инспекции произвести уменьшение данных сумм на доначисленные по решению суммы налогов и пени, в том числе налог на добавленную стоимость за декабрь 2004 года в сумме 10 873 609 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 293 845 руб. 76 коп.

Общество, не согласившись с Решением налогового органа, в редакции вышестоящего органа, в части, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в соответствующей части.



Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются, в том числе операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 154 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

На основании абзаца 3 пункта 2 статьи 154 Кодекса суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

В силу пункта 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 № 887 (действовавшего на 2003 год) «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» органами местного самоуправления утверждаются ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) с учетом реализации мероприятий по их снижению в результате выявленных при проведении экспертизы тарифов на товары, работы, услуги, учитываемые в их оплате, необоснованных затрат.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Главы администрации Иркутской области от 15.02.2002 № 23-ПГ «О плате за жилье и коммунальные услуги) главам муниципальных образований предложено, в том числе утверждать в установленном порядке ставки платы за жилье по договору найма и тарифы на коммунальные услуги в государственном и муниципальном жилищном фонде, с учетом реализации мероприятий по снижению издержек жилищно-коммунальных услуг и обязательной экспертизой экономической обоснованности затрат на товары, работы, услуги, учитываемых при оплате соответствующих услуг.

На основании Постановления от 15.02.2002 № 23-ПГ Мэром Ангарского административного муниципального образования были установлены тарифы для населения за отопление и горячее водоснабжение (Постановление № 3057 от 03.12.2002).

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 27.03.2002 № 16-00-14/112 при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, которые предоставляются бюджетами различного уровня не в счет увеличения доходов организации, а выделяются для возмещения фактических убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная из фактических цен их реализации.

В силу пункта 36.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость“ Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 № БГ-3-03/447, суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов различного уровня на покрытие фактически полученных предприятием убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включаются в налоговую базу.

Обществом в 2003 году осуществлялся отпуск тепловой энергии и горячей воды населению Ангарского муниципального образования, приобретенной обществом у ОАО «Иркутскэнерго» на основании договора от 01.01.2003 № 2230 на отпуск и использование тепловой энергии в горячей воде.

Тарифы, по которым тепловая энергия и горячая вода приобретались у ОАО «Иркутскэнерго», были установлены Решением РЭК Иркутской области от 26.08.2002 «Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Иркутскэнерго».

Тарифы, по которым тепловая энергия и горячая вода отпускались обществом населению Ангарского муниципального образования, были утверждены Постановлением Мэра административного муниципального образования № 3057 от 03.12.2002.

По договору № 2230 от 01.01.2003 ОАО «Иркутскэнерго» было отпущено в адрес общества для реализации населению на нужды отопления и горячего водоснабжения товарной продукции на сумму 461 637 971 руб. Всего тепловой энергии отпущено - 1 925 962,2 Гкал. и 14 280 843,17 тн. Тогда как по тарифам установленным Мэром административного муниципального образования в Постановлении № 3057 от 03.12.2002 было начислено населению и предъявлено к оплате за использованную тепловую энергию и горячую воду 394 903 694 руб. В результате фактически, на конец 2003 года отпущенная и потребленная (использованная) населением тепловая энергия и горячая вода на сумму 66 734 277 руб. (461 637 971 руб. - 394 903 694 руб.) не была оплачена.

Данный убыток при реализации тепловой энергии и горячей воды населению в 2003 году заявитель понес в результате применения неверно рассчитанных тарифов, утвержденных Постановлением Мэра административного муниципального образования № 3057 от 03.12.2002, в том числе за счет: несовпадения базы данных по народонаселению, принятой Мэром при расчете тарифа и фактической численностью населения; несовпадения базы данных по общей площади квартир; уменьшения отопительного сезона на 16 дней по сравнению с прогнозируемой продолжительностью в 8 месяцев; увеличения фактического отпуска тепловой энергии в 2003 году по сравнению с планируемым отпуском, по которому выполнялся расчет базового тарифа для населения; увеличения фактического отпуска объема горячей воды в 2003 году по сравнению с прогнозом, по которому выполнялся расчет базового тарифа для населения; увеличения стоимости подпиточной воды по сравнению с прогнозом; за счет дифференциации тарифа на горячую воду по степени благоустройства жилья, не учтенного при расчете базового тарифа.

В декабре 2004 года общество обратилось с Арбитражный суд Иркутской области с иском к администрации Ангарского муниципального образования о взыскании убытков в размере 66 734 276 руб., вызванных применением неверно рассчитанных тарифов на тепловую энергию и горячую воду. В ходе судебного разбирательства стороны заключили мировое соглашение, утвержденное определением Арбитражного суда Иркутской области от 14 декабря 2004 года по делу № А19-28707/04-26, в соответствии с которым Ангарское муниципальное образование возмещает обществу убытки в сумме 65 012 838 руб. 70 коп. Данная сумма была перечислена Управлением по экономике и финансам администрации Ангарского муниципального образования на расчетный счет заявителя платежным поручением № 151 от 22.12.2004, с которой общество в январе 2005 года исчислило по действовавшей на тот момент ставке 18 % и уплатило в бюджет налог на добавленную стоимость в размере 9 917 213 руб. (65 012 838,7 руб. х 18/118).

По мнению налогового органа, данная сумма на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ подлежала включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2004 года, и налог подлежал исчислению по ставке 20 %.

Под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов, а под субсидиями, соответственно, понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Следовательно, получателями дотаций не могут являться юридические или физические лица. Данные лица могут получать из бюджетов различных уровней лишь субвенции на осуществление определенных целевых расходов или субсидии на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Согласно статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств - бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ были внесены изменения в абзац 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации с целью исправления имеющихся в ней неточностей в терминологии.

Таким образом, налогоплательщики вправе определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации только в том случае, если реализация ими товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным регулируемым ценам и им соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки, связанные с применением указанных цен, выделяя соответствующие субвенции (субсидии), также налогоплательщики должны являться получателями указанных средств (бюджетополучателями).

В этом случае вышеуказанные средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).

Учитывая, что при реализации тепловой энергии и горячей воды населению г.Ангарска общество применяло регулируемые цены, а сумму, полученную из бюджета получило в счет компенсации убытков, оснований для включения сумм полученных субсидий в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость за проверяемый период не имелось.

Также отсутствуют основания для включения поступившей суммы в налогооблагаемую базу на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации, т.к. полученные обществом из бюджета денежные средства не связаны ни с оплатой оказанных им услуг, ни с финансовой помощью, ни с пополнением фондов специального назначения или увеличением доходов, а выделены на покрытие убытков.

Доказательств, что указанная сумма поступила в счет реализованных услуг администрации АМО, налоговым органом не представлено.

Не подлежит применению в данном случае и п.5 ст.176 Налогового Кодекса РФ, т.к. выставленный счет-фактура №5/1 от 31.01.2005г. не содержит подписи руководителя общества. Кроме того, при перечислении денежных средств из бюджета в счет компенсации убытков, выставление счета-фактуры не требуется.

При выделении НДС в платежном поручении, закон не устанавливает обязанности налогоплательщика уплатить данную сумму в бюджет.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно указал, что оснований для включения в налогооблагаемую базу по НДС сумм, полученных обществом из бюджета, не имелось.

Также суд обоснованно пришел к выводу о неправомерном привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога за декабрь 2004 года в размере 38 136 руб., июль 2005 года в размере 24 106 руб. и начисление налоговым органом пени в общей сумме 293 845 руб. 76 коп.

Переплата, образовавшаяся в результате излишней уплаты НДС за январь 2005 года в размере 9 917 213 руб., перекрывает все суммы последующих начислений налога на добавленную стоимость, произведенных инспекцией по результатам выездной налоговой проверки, в связи с чем оснований для доначисления штрафных санкций и пеней за указанные налоговые периоды не имелось.

Кроме того, при начислении штрафных санкций и пеней инспекцией не были учтены суммы переплаты по НДС на декабрь 2004 года в размере 1 663 709 руб., и на июль 2005 года в сумме 1 773 950 руб.

Наличие переплаты по соответствующим срокам уплаты налога подтверждается копиями налоговых деклараций и платежных поручений об уплате налога за 2003-2006 годы.

В этой части в апелляционной жалобе никаких доводов не приводилось.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.

При подаче апелляционной жалобы налоговый орган платежным поручением №833 от 16.10.2007г. уплатил госпошлину в размере 2000 руб. На основании ст.333.22, 333.40 Налогового Кодекса РФ излишне уплаченная госпошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату.

Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Постановил:

Председательствующий Э.П. Доржиев

Судьи Е.В. Желтоухов

Д.Н. Рылов