Судебная власть

Решение от 09 октября 2006 года № А72-6272/2006. По делу А72-6272/2006. Ульяновская область.

Решение

г. Ульяновск

09.10.2006 г. Дело №А72-6272/06-11/348

Судья Арбитражного суда Ульяновской области А. Е. Прохоров,

при ведении протокола судебного заседания судьей А. Е. Прохоровым,

рассмотрев заявление

общества с ограниченной ответственностью «Инфо-Пресс»

к Муниципальному образованию город Ульяновск

3-и лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет архитектуры и градостроительства Мэрии города Ульяновска и Комитет по Управлению земельными ресурсами и землеустройству Мэрии города Ульяновска

о признании недействительным постановления № 2765 Главы города Ульяновска от 19.07.2006 г.

при участии в заседании:

от заявителя – Гундерин А.В., доверенность от 25.08.2006 г., паспорт

от ответчика – Бирюкова С.Л., доверенность от 06.09.2006 г., паспорт

от Комитета архитектуры и градостроительства Мэрии города Ульяновска – Рипка А.Л., доверенность от 04.09.2006 г., паспорт

от Комитета по Управлению земельными ресурсами и землеустройству Мэрии города Ульяновска – Седова Н.П., доверенность от 07.08.2006 г., паспорт

Установил:



В арбитражный суд Ульяновской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Инфо-Пресс» с заявлением к Муниципальному образованию город Ульяновск о признании недействительным постановления

Определением Арбитражного суда в качестве 3-их лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет архитектуры и градостроительства Мэрии города Ульяновска и Комитет по Управлению земельными ресурсами и землеустройству Мэрии города Ульяновска.

Ответчик с заявленным требованием не согласен, считает оспариваемое Постановление издано Мэром города Ульяновска в пределах предоставленных законом полномочий, глава муниципального образование вправе в порядке самоконтроля отменить свои постановления, не соответствующее законодательству.

Комитет архитектуры и градостроительства Мэрии города Ульяновска с заявленными требованиями не согласен. Представитель дала пояснения, изложенные в отзыве.

Комитет по Управлению земельными ресурсами и землеустройству Мэрии города Ульяновска с заявленными требованиями не согласен по мотивам, изложенным в отзыве. Представитель пояснила, что основанием для отмены оспариваемым Постановлением ранее изданных постановлений, касающихся предоставления заявителю земельных участков в аренду под размещение газетных киосков, послужило наличие в них нескольких пунктов, касающихся получения заявителем разрешительной документации, предусмотренной для строительства объектов недвижимости, которыми газетные киоски не являются. Кроме того, заявителем не произведена государственная регистрация договоров аренды земельных участков, подписанных на основании ранее изданных постановлений, в связи с чем договорные отношения не возникли, и у заявителя нет прав на данные участки. Также оспариваемое Постановление связано с тем, что Глава администрации (Мэрии) города Ульяновска своим Постановлением от 20.01.2006 г. № 114 приостановил предоставление земельных участков под установку торговых киосков до утверждения Плана мероприятий по упорядочению газетных киосков, который в настоящее время рассматривается.

Из материалов дела усматривается, что общество с ограниченной ответственностью «Инфо-Пресс» зарегистрировано 06.09.2005 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Ульяновска Ульяновской области (свидетельство о государственной регистрации серия 73 № 000910514).

21.10.2005 г. Главой города Ульяновска были вынесены Постановления № № 2556, 2557, 2558, 2559 о передаче обществу с ограниченной ответственностью «Инфо-Пресс» земельных участков, расположенных в Железнодорожном, Ленинском, Заволжском и Засвияжском районах, для эксплуатации заявителем торговых киосков по продаже печатной продукции. Указанными постановлениями заявителю были утверждены проекты границ земельных участков в различных районах города Ульяновска, переданы в аренду в срок до 31.12.2010 г. земельные участки для установки киосков по продаже печатной продукции (без права возведения объектов недвижимого имущества). Заявителю было предписано оформить право аренды земельных участков (п.п. 1, 2, 2.1, 3.1 постановлений). Кроме того, заявителю предписывалось предоставить техусловия на подключение к инженерным сетям, получить архитектурно-планировочное задание и разРешение на установку торговых киосков, ордер на производство земляных работ, осуществить вынос в натуре границ земельного участка, получить право на открытие торговых киосков.

В соответствии с данными Постановлениями общество с ограниченной ответственностью «Инфо-Пресс» подписало с Комитетом по управлению земельными ресурсами и землеустройству Администрации города Ульяновска соответствующие договоры аренды сроками действия до 31.12.2010 г., участки были переданы заявителю по актам приема-передачи от 08.02.2006 г. Также заявитель принял меры к получению разрешительной документации, указанной в указанных постановлениях, получив по большинству предоставленных участков технические условия на присоединение к инженерным сетям.

19.07.2006 г. Главой города Ульяновска принято Постановление № 2765 «Об отмене ряда Постановлений Главы города Ульяновска», на основании которого признаны утратившими силу со дня издания Постановления №№ 2556, 2557, 2558, 2559 от 21.10.2005 г. о передаче заявителю в аренду земельных участков под размещение газетных киосков. В обоснование издания указанного постановлении в его мотивировочной части имеется лишь ссылка на ст.48 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст.ст. 9, 32 Устава муниципального образования «город Ульяновск». Вместе с тем ст. 9 Устава муниципального образования «город Ульяновск» определяет только порядок издания муниципальных правовых актов, их вступление в законную силу и возможность их отмены или приостановления органом (должностным лицом), принявшим акт. При этом согласно ч.2 ст.9 Устава … муниципальные правовые акты вступают в законную силу с момента их принятия, если иное не установлено самим актом. Ст. 5 Устава … регламентирует права Главы муниципального образование на издание муниципальных правовых актов. Ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» также регламентирует возможность отмены или приостановления муниципальных правовых актов органом (должностным лицом), принявшим акт.

Какой-либо иной мотивировки принятия оспариваемого постановления и признания утратившими силу со дня издания постановлений №№ № 2556, 2557, 2558, 2559 о передаче обществу с ограниченной ответственностью «Инфо-Пресс» земельных участков, расположенных в Железнодорожном, Ленинском, Заволжском и Засвияжском районах, с точки зрения материального или процессуального права, а также фактических обстоятельств, не имеется.

В отзывах на исковое заявление и пояснений к ним ответчик, третьи лица как на основания правомерности издания оспариваемого постановления ссылаются на то, что в постановлениях №№ № 2556, 2557, 2558, 2559 на заявителя возложена обязанность получить разрешительную документацию на установку киосков, предназначенную для объектов недвижимости (представить технические условия на подключение к инженерным сетям, получить архитектурно-планировочное задание, ордер на производство земляных работ) в то время как газетные киоски объектами недвижимости не являются и право на установку объектов недвижимого имущества заявителю не предоставлено. Вместе с тем действующее законодательство не содержит запрещений на получение архитектурно-планировочного задания и при размещении торговых киосков, не относящихся к объектам недвижимости, равно как технических условий на подключение к инженерным сетям. Подключение к инженерным сетям, в том числе к источникам электроснабжения, невозможно без согласования определенных технических условий подключения. Кроме того, ответчик, установив, что отдельные пункты постановлений №№ № 2556, 2557, 2558, 2559 не соответствуют законодательству и возлагают на арендатора не предусмотренные законом обязанности был вправе отменить именно эти пункты, нарушающие законодательство и права и интересы арендатора, а не признавать утратившими силу с момента их издания постановления в целом, лишив тем самым без каких-либо обоснований заявителя права на получение указанных земельных участков в аренду.

Несостоятельна ссылка на Постановление Мэра города Ульяновска от 20.01.2006 г. № 114 «Об упорядочении размещения киосков в городе Ульяновске», как на основание для издания оспариваемого постановления. Данное Постановление предусматривает приостановление предоставления земельных участков под установку торговых киосков до утверждения Плана мероприятий по упорядочению размещения торговых киосков и улучшению их архитектурного облика. Данное Постановление вступило в законную силу с момента его издания, то есть с 20.01.2006 г., оно не имеет обратной силы и его действие в части приостановления предоставления в аренду земельных участков не может распространяться на постановления №№ № 2556, 2557, 2558, 2559 о предоставлении заявителю в аренду земельных участков, принятые 21.10.2005 г., то есть за 3 месяца до его принятия.

Несостоятельна ссылка ответчика и третьих лиц, как на основание принятия оспариваемого акта, на то, что заявителем не было принято мер к государственной регистрации подписанных договоров аренды земельных участков. Каких-либо сроков, в течение которых заявитель обязывался бы провести государственную регистрацию договоров, постановления №№ № 2556, 2557, 2558, 2559 от 21.10.2005 г. не содержат. Какая-либо государственная регистрация договоров аренды на дату принятия указанных постановлений и не могла быть произведена, поскольку заключение данных договоров и их последующая государственная регистрация могли иметь место только во исполнение указанных постановлений и после их принятия. При наличии законных оснований и необоснованной задержки заявителем государственной регистрации договоров аренды, ответчик имел право при определенных условиях отменить постановления о предоставлении участков в аренду с даты истечения срока государственной регистрации (или разумных сроков на регистрацию) при наличии в этом вины заявителя, но не признавать постановления утратившими силу с момента их издания.

Действующим законодательство не предусмотрено право органа местного самоуправления признавать принятые им постановления утратившими силу с момента их издания (в отличие от их отмены с даты принятия соответствующего постановления об их отмене). Наличие данного права означало бы грубое нарушение законных прав и интересов лиц, в отношении которых оно издано, поскольку указанные лица в случае незаконности указанных постановлений фактически утратили бы предоставленное им право требовать возмещение вреда в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст.1069 ГК РФ). В рассматриваемом случае заявитель, совершив определенные действия и понеся определенные материальные затраты при заключению договоров аренды, получении разрешительной документации, а также совершив иные действия, связанные с исполнением постановлений Мэра города Ульяновска №№ 2556, 2557, 2558, 2559 от 21.10.2005 г. о предоставлении земельных участков, практически был бы лишен возможности возместить указанный вред даже при незаконности данных постановлений, поскольку оспариваемым Постановлением они признаны утратившими силу с даты принятия и все действия, совершенные заявителем по их исполнению, не будут основаны на каком-либо действовавшем ненормативном акте.

Суд согласен с доводом ответчика о том, что отсутствие государственной регистрации договоров аренды, заключенных на срок более года, делает их незаключенными. Однако данное обстоятельство связано с исполнением обязательств по договорам аренды, в том числе с использованием заявителем арендуемого участка, но не влечет за собой незаконность постановлений Мэра города Ульяновска №№ 2556, 2557, 2558, 2559 от 21.10.2005 г. В том случае, если заявитель при отсутствии заключенных договоров аренды совершил определенные действия по использованию земельных участков, в том числе по установке и эксплуатации газетных киосков, ответчик имел право оспорить указанные действия в самостоятельном порядке.



Каких-либо иных доказательств законности и обоснованности принятия постановления

№ 2765 Главы города Ульяновска от 19.07.2006 г. ответчик в нарушение ч.5 ст.200 АПК РФ ни в оспариваемом акте, ни в судебном заседании не представил.

При данных обстоятельствах заявленное требование подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по госпошлине следует отнести на ответчика. Учитывая, что он освобожден от ее уплаты, уплаченная заявителем госпошлина подлежит возврату из федерального бюджета после вступления решения в законную силу.

Руководствуясь, ст.ст. 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Заявленное требование удовлетворить.

Признать недействительным Постановление Главы города Ульяновска от 19.07.2006 г. № 2765 «Об отмене ряда Постановлений Главы города Ульяновска».

Уплаченную заявителем госпошлину в сумме 2.000 руб. возвратить из Федерального бюджета после вступления решения в законную силу.

Решение в силу ч.7 ст.201 АПК РФ подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.

Судья Прохоров А. Е.