Судебная власть

Решение от 2006-10-09 №А03-9986/2006. По делу А03-9986/2006. Алтайский край.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Ленина, 76

Именем Российской Федерации Решение

г. Барнаул Дело № А03-9986/06-12

9 октября 2006 года

Арбитражный суд Алтайского края в лице судьи Хворова А.В., при личном ведении протокола, рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Алтайское управление водопроводов»

к администрации Шипуновского района Алтайского края

о взыскании 2 480 710 руб. 49 коп.

при участии

от истца – Зыков В.В., дов. от 20.03.06, Чередниченко А.И., директор,

от ответчика – Гришин Е.П., дов. от 07.04.06,

Установил ОАО «Алтайское управление водопроводов» обратилось в арбитражный суд с иском к администрации Шипуновского района Алтайского края о взыскании 2 480 710 руб. 49 коп. задолженности.

Основанием для обращения в суд послужило неисполнение администрацией обязанности по уплате долга, возникшего у Шипуновского ММОКХ из договоров на подачу и потребление воды, и переведенного на нового должника – администрацию района по соглашению о переводе долга от 27.09.01.

Ответчик иск не признал, указав на несоответствие соглашения о переводе долга Бюджетному кодексу РФ, расценив его как недействительную сделку на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд Установилследующие обстоятельства:

Между Шипуновским ММОКХ и администрацией Шипуновского района, с согласия кредитора - ОАО «Алтайское управление водопроводов» заключено соглашение о переводе долга от 27.09.01.



По данному соглашению на администрацию района переведен долг Шипуновского ММОКХ перед ОАО «Алтайское управление водопроводов», возникший из договоров на подачу и потребление воды № 31 от 01.01.1998, № 40 от 01.01.1999, № 21 от 01.01.2000, № 49 от 01.01.2001.

Согласно пункту 2 соглашения долг переходит в объеме и на условиях, существующих на момент заключения соглашения. Здесь же указана денежная оценка переводимого долга в сумме 13 534 853 руб. 47 коп.

Постановлением главы района № 495 от 12.11.01, комитету по финансам района предписано принять задолженность ММОКХ перед ОАО «Алтайское управление водопроводов» на сумму задолженности администрации района перед ММОКХ и заложить эти средства в бюджет района по годам согласно мирового соглашения между этими организациями.

10.11.02 комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Шипуновского района известил истца о том, что долг администрации района перед Шипуновским ММОКХ составляет 3 597,6 тыс. руб. согласно акту сверки.

Истец исключил из указанной суммы произведенные администрацией района платежи по платежным поручениям № 203193 от 20.09.04, № 292983 от 29.11.04, № 292984 от 29.11.04, № 303064 от 30.11.04, № 013616 от 01.12.04, № 143756 от 14.12.04, в общей сумме 1 116 889 руб. 51 коп., определив сумму долга в 2 480 710 руб. 49 коп., заявленного по настоящему иску.

В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

При этом к существенным условиям относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно статье 391 Гражданского кодекса РФ перевод должником своего долга на другое лицо допускается лишь с согласия кредитора по сделке.

Существенными условиями договора перевода долга по смыслу статей 389, 391, 432 Гражданского кодекса РФ являются условия об обязательстве на основании которого образовался долг, а также об объеме передаваемого долга.

В соответствии с правила статьи 431 Гражданского кодекса РФ при токовании условий договора суд принимает во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

Из пункта 2 соглашения путем его толкования следует, что стороны оценили передаваемый долг в сумме 13 534 853 руб. 47 коп., то есть Определили цену сделки, учитывая ее возмездность.

Вместе с тем, из соглашения о переводе долга не усматривается размер передаваемого долга.

Документального подтверждения тому обстоятельству, что на момент подписания соглашения долг Шипуновского ММОКХ перед ОАО «Алтайское управление водопроводов» существовал в объеме заявленной ко взысканию суммы, истец в материалы дела не представил.

Постановление администрации № 495 от 12.11.01 и письмо комитета по финансам от 10.11.02 не могут в силу статьи 8 Гражданского кодекса РФ служить основанием для возникновения обязательства.

Кроме того, Постановление № 495 от 12.11.01 не содержит указания на сумму принимаемого администрацией долга, а письмо комитета по финансам от 10.1.02 по существу носит характер сообщения о размере долга администрации перед Шипуновским ММОКХ, возникшего, как следует из акта сверки по различным основаниям.



В материалах дела имеются 6 мировых соглашений, заключенных между КГУП «Алтайское управление водопроводов» и Шипуновское ММОКХ на стадии судебных разбирательств и утвержденных судом на общую сумму 12 198 802 руб.

В постановлении главы района № 495 от 12.11.01 не конкретизировано, по какому мировому соглашению администрацией района принимается задолженность Шипуновского ММОКХ, а также не содержится отсылки к соглашению от 27.09.01, в связи с чем, отсутствует возможность определить объем переданного долга.

Кроме того, акт сверки расчетом между администрацией Шипуновского района и Шипуновским ММОКХ, на который указано в письме комитета по финансам, составлен по состоянию на 01.07.02, тогда как Постановление главы района датировано 12.11.01.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец не представил надлежащих доказательств наличия у администрации района обязательства по уплате долга в сумме 2 480 710 руб. 49 коп.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

С 01.01.2000 вступил в силу Бюджетный кодекс РФ, регламентирующий, в том числе, отношения, связанные с муниципальным долгом и принятием муниципальным образованием обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств.

Согласно статье 124 Гражданского кодекса РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

В статье 125 Гражданского кодекса РФ указано, что органы местного самоуправления могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности от имени муниципальных образований в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В отношениях, связанных с использованием средств бюджета муниципального образования, компетенция соответствующих органов представительный и исполнительной власти определена в том числе нормами бюджетного законодательства.

Таким образом, договор перевода долга коммерческой организации на муниципальное образование должен соответствовать Бюджетному кодексу РФ.

В статье 69 Бюджетного кодекса РФ установлен перечень форм расходов бюджетов.

Согласно пункту 3 статьи 100 Кодекса, долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме: кредитных соглашений и договоров; займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг; договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; договоров о предоставлении муниципальных гарантий. Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных названным пунктом.

Принятие муниципальным образованием обязательств по долгам юридических и физических лиц, иначе как в форме муниципальной гарантии, Бюджетным кодексом не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Устава муниципального образования «Шипуновский район» постановления, связанные с утверждением районного бюджета, расходованием финансовых средств, принимаются районным Советом депутатов по представлению главы района или его заключению.

Утверждение бюджетов, согласно пункту 2 статьи 22 Устава муниципального образования, отнесено к компетенции районного Совета депутатов.

Поскольку принятие долговых обязательств от коммерческой организации влечет увеличение, перераспределение расходной части бюджета, с целью недопущения несанкционированного увеличения долговых обязательств муниципального образования, закон требует легализации расходных обязательств в допустимых формах путем их включения в соответствующий бюджет (статьи 32, 38 Бюджетного кодекса РФ).

Между тем, доказательства принятия администрацией района долгов Шипуновского ММОКХ перед ОАО «Алтайское управление водопроводов» в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ и Уставом района, материалы дела не содержат.

В материалы дела представлены постановления Шипуновского районного Совета депутатов о бюджете на 2001-2006 годы, а также долговая книга района, из которых не усматривается, что задолженность Шипуновского ММОКХ перед кредитором, являющаяся предметом соглашения от 27.09.01, принята в установленном порядке в состав муниципального долга.

При таких обстоятельствах, соглашение о переводе долга от 27.09.01 является ничтожной сделкой в силу несоответствия ее закону на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ.

Довод истца о правомочии главы района на распоряжение бюджетными средствами как доказательство законности соглашения, суд считает несостоятельным, поскольку из Устава района не следует, что главе района предоставлено право без согласия представительного органа принимать обязательства по долгам коммерческих организаций, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств.

У суда также не имеется оснований для квалификации соглашения о переводе долга от 27.09.01 как муниципальной гарантии в связи с несоответствием его условий статьям 115, 117 Бюджетного кодекса РФ.

На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении иска.

Госпошлина относится на истца.

Руководствуясь статьями 27, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Решил В удовлетворении иска отказать.

Взыскать с ОАО «Алтайское управление водопроводов» в доход федерального бюджета 23 903 руб. 55 коп. госпошлины.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционную инстанцию арбитражного суда Алтайского края.

Судья А.В. Хворов