Судебная власть

Решение от 14 мая 2007 года № А37-513/2007. По делу А37-513/2007. Магаданская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

685000, г. Магадан, пр. Карла Маркса, 62

Телетайп 145249 «Закон». Тел./факс (4132) 65-56-74 (пр.), тел. 65-50-79 (канц.)

Электронная почта: arbitr@online.magadan.su. Сайт: http://magadan.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации Решение г. Магадан Дело № А37-513/07-4

14 мая 2007 г.

Резолютивная часть решения объявлена 14.05.2007 г.

Полный текст решения изготовлен 14.05.2007 г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Байдо Т.Г.

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия №249

к Межрайонной ИФНС России №2 по Магаданской области

о признании недействительным решения от 27.02.2007 г. №149

третье лицо – ГУ Магаданской области «Администрация Особой экономической зоны»

при участии в судебном заседании:

без участия представителей сторон и третьего лица



Установил:

Заявитель, Федеральное государственное унитарное дорожное эксплуатационного предприятие №249 (ФГУДЭП №249), обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России №2 по Магаданской области от 27.02.2007 г. №149 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным Решением заявителю доначислен налог на добавленную стоимость за ноябрь 2006 года в сумме 358640руб. 00 коп., а также предложено внести изменения в бухгалтерский учет.

Заявитель полагает, что его действия по отражению в бухгалтерском учете и налоговых декларациях налога на добавленную стоимость являются правомерными в силу требований ст.ст.19, 23, 39, 145, 146, 168, 169 НК РФ, а обязанность по уплате указанного налога отсутствует в силу наличия льготы, предусмотренной ст.5 Федерального закона от 31.05.1999 г. «Об особой экономической зоне в Магаданской области». Кроме того, обосновывая свои требования, заявитель сослался на материалы судебной практики.

Ответчик с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в оспариваемом решении и отзыве на заявление, в соответствии с которыми налоговым органом не оспаривается право налогоплательщика на льготу участника Особой экономической зоны в Магаданской области в соответствии со ст.5 Федерального закона от 31.04.1999 г. №104-ФЗ.

Вместе с тем, устанавливая в главе 21 НК РФ обязанность уплаты налога на добавленную стоимость и закрепляя с учетом его экономической природы правила исчисления данного налога, в том числе особенности механизма исчисления итоговой суммы налога, законодатель Определил, что положительная разница между суммами, получаемыми налогоплательщиками от покупателей, и суммами налога, фактически уплачиваемыми налогоплательщиками поставщикам товаров (работ, услуг), подлежит уплате налогоплательщиком в бюджет по результатам налогового периода, а отрицательная – возврату (зачету) налогоплательщику из бюджета.

По мнению налогового органа, из взаимосвязанных положений ст.ст. 166, 168, 171-173 главы 21 НК РФ, определяющих природу налога, предназначение и порядок его уплаты, вытекает неразрывная связь между исчислением и уплатой налога, поскольку, если налогоплательщик исчислил налог, даже будучи освобожденным от обязанностей налогоплательщика, то эту сумму налога он обязан уплатить в бюджет, чтобы сформировать источник последующего предъявления к возмещению указанной суммы налога лицом, которое этот налог заплатит в составе стоимости (товаров, услуг).

Учитывая то, что все счета-фактуры заявителя, выставленные в адрес организаций, находящихся на территории Особой экономической зоны в Магаданской области, были предъявлены с выделением сумм НДС, ответчик полагает, что в силу пп.1 п.5 ст.173 НК РФ заявитель обязан уплатить полученный налог в федеральный бюджет.

ГУ Магаданской области «Администрация Особой экономической зоны», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица в письменном отзыве требования заявителя поддерживает.

Стороны и третье лицо, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст.123 АПК РФ, в судебном заседании участия не принимали, заявил о рассмотрении спора в отсутствие своих представителей.

Установив фактические обстоятельства по настоящему делу, исследовав и оценив предоставленные в дело доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральное государственное унитарное дорожное эксплуатационного предприятие №249 (ФГУДЭП №249) зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России №2 по Магаданской области за ОГРН 1024901150185. Является участником Особой экономической зоны в Магаданской области, что подтверждается соответствующим свидетельством (регистрационный №000481 от 19.09.2001г.).

Как следует из оспариваемого решения налогового органа основанием для доначисления к уплате НДС за ноябрь 2006 г. в сумме 358640 руб. 00 коп. явилось безосновательное выставление счетов-фактур с выделением соответствующих сумм НДС, следовательно, неправомерное получение предприятием сумм НДС от контрагентов и неправомерное неперечисление данных сумм в федеральный бюджет.

Права и обязанности налогоплательщика НДС обусловлены положениями главы 21 НК РФ, а также иными федеральными законами и нормативно-правовыми актами, имеющими отношение к реализации права плательщика НДС.

Из налоговой декларации заявителя по НДС за ноябрь 2006 г. следует, что сумма налога, исчисленная ФГУДЭП №249, составила 358640руб.

В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.



По результатам проведенной проверки налоговым органом признано неправомерным применение заявителем налогового вычета в рамках ст.171 НК РФ за ноябрь 2006 г., уплаченного им поставщикам товаров (работ, услуг), в размере 149176 руб.

Как следует из оспариваемого решения причинами, послужившими основанием отказа заявителю в реализации его права на вычеты согласно ст.171 НК РФ, явилось осуществление предприятием операций в ОЭЗ, по которым оно не является плательщиком налога.

Учитывая, что лишь отсутствие одного из составляющих (указанных в ст.172 НК РФ) исключает право налогоплательщика - покупателя на вычет предъявленного и уплаченного продавцу НДС, доводы налогового органа о невозможности применения заявителем налогового вычета в размере 149176 руб. являются неправомерными.

Согласно пп. 3 п. 1 ст.21 НК РФ, налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 5 ФЗ № 104-ФЗ, при осуществлении хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области участники ОЭЗ до 31.12.2006 г. освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет.

Льготы, установленные настоящей статьей, предоставляются при условии ведения участниками ОЭЗ отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых ими в пределах ОЭЗ.

Во исполнение ст. 5 ФЗ № 104-ФЗ Правительством РФ принято Постановление от 31.08.2000 г. №646. Согласно данному Постановлению, операции финансово-хозяйственной деятельности участников ОЭЗ в Магаданской области относятся к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемым ими на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области, при одновременном выполнении следующих условий:

операции осуществляются с организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в ОЭЗ или в Магаданской области, и с физическими лицами, находящимися на этих территориях пр Ф.И.О. торговле, выполнении для них работ и оказании услуг;

объекты операций (в том числе полезные ископаемые и иные природные ресурсы, добытые на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области, другое сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, готовые изделия и иные товары, а также прочее имущество, работы и услуги) находятся (выполняются, оказываются) на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области.

Таким образом, указанное Постановление определяет критерии отнесения операций к операциям, попадающим под льготный режим налогообложения, а не относит данные операции к операциям, освобожденным от налогообложения.

Следует отметить, что все операции, осуществленные предприятием со своими контрагентами, отвечают требованиям, установленным Постановлением Правительства «Об условиях отнесения операций финансово-хозяйственной деятельности участников ОЭЗ в Магаданской области к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемыми ими на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области» от 31.08.2000 г. № 646.

В силу ст.143 НК РФ заявитель является плательщиком налога на добавленную стоимость, так как в соответствии со ст. 146 НК РФ осуществляет операции, подлежащие обложению НДС. В силу ст.145 НК РФ заявитель не относятся к лицам, освобожденным от обязанностей налогоплательщиков. Следовательно, на нем лежит обязанность по исчислению НДС и указанию его в счетах-фактурах.

Согласно п. 5 ст. 168 НК РФ установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых выделение соответствующих сумм НДС в первичных учетных документах и счетах-фактурах не предусмотрено, а именно при реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых не подлежат налогообложению, а также при освобождении налогоплательщика в соответствии со ст.145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Таким образом, законодательно установлена обязанность заявителя-участника ОЭЗ указывать в счетах-фактурах сумму НДС и, соответственно, обязанность покупателя уплатить НДС, указанный в счете-фактуре. Отсюда следует, что в данном случае к заявителю-участнику ОЭЗ не может быть применен п. 5 ст. 173 НК РФ, в соответствии с которым налогоплательщики, выставившие покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС при реализации товаров и услуг по операциям, не подлежащим налогообложению, обязаны исчислять и уплачивать этот налог в бюджет.

В соответствии со ст.13 ГК РФ, и разъяснениями, содержащимися в п.6 Совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8 от 01.07.1996 г., если суд установит, что оспариваемый акт одновременно не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые интересы гражданина или юридического лица, то такой акт подлежит признанию недействительным.

Нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым Решением состоит в том, что налоговый орган возлагает на предприятие дополнительное налоговой бремя, поскольку на заявителе-участнике ОЭЗ лежит законодательно установленная обязанность по уплате регистрационного сбора (Законом Магаданской области «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» от 29.06.1999 г. № 75-ОЗ).

Кроме того, действия налогового органа создают заявителю препятствия в реализации права пользования своим имуществом в том смысле, какой придается данному праву статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. устанавливающей, что «каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права».

Таким образом, требования заявителя о признании недействительным оспариваемого решения являются правомерными и подлежат удовлетворению.

При подаче заявления ФГУ ДЭП №249 была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины в размере 2000руб. Указанная сумма госпошлины относится на ответчика на основании ст. 110 АПК РФ, но взысканию не подлежит, поскольку ответчик в данной правовой ситуации в силу ст. 333.17 НК РФ плательщиком госпошлины не является.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 197, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Магаданской области

Решил:

Признать недействительным Решение межрайонной ИФНС России № 2 по Магаданской области от 27.02.2007 г. № 149 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, как не соответствующее ст.76 Конституции РФ, ст.1, ст.21 Налогового Кодекса РФ, ст.5 Федерального Закона от 31.05.99 г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области». Решение подлежит немедленному исполнению. 3. На Решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Магаданской области апелляционной инстанции в месячный срок со дня принятия настоящего решения.

Судья Т.Г. Байдо