Судебная власть

Решение от 14.05.2007 №А37-465/2007. По делу А37-465/2007. Магаданская область.

Решение

г. Магадан № А37-465/2007-11

14 мая 2007 г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Нестеровой Н.Ю.

(при ведении протокола судебного заседания судьей),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества “ВНИИ-1“

к межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области

3 лицо: государственное учреждение Магаданской области “Администрация Особой экономической зоны“

о признании недействительным пунктов 2, 3 решения от 12.03.2007 г. № НТ-13.1-10/2533

с участием в судебном заседании:

от заявителя – Шиленко К.П., представитель, доверенность от 15.03.2007 г. № 16

от ответчика, третьего лица – представители не явились

Установил:

Заявитель обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным пунктов 2, 3 решения межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области от 12.03.2007 г. № НТ-13.1-10/2533, которыми заявителю предложено уплатить в срок, указанный в требовании, НДС за ноябрь 2006 г. в размере 353 659 руб. и внести необходимые исправления в бухгалтерский учёт.

В обоснование заявленных требований заявитель сослался на ст. 5 ФЗ от 30.05.1999 г. № 104-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“, ст.ст. 17, 19, 23, 39, 145, 146, 149, 169 Налогового кодекса РФ.

Представители ответчика и третьего лица в заседание не явились, извещены. Ответчик в ранее представленном отзыве заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. От третьего лица поступил отзыв, в котором содержится ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.



Спор подлежит рассмотрению в порядке ст.156 АПК РФ и п.11 постановления Пленума ВАС РФ от 31.10.1996 г. № 13 (в редакции Постановления Пленума ВАС РФ от 09.07.1997 г. № 12), в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьего лица, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Представитель заявителя в судебном заседании предъявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что в соответствии со ст.143 НК РФ предприятие является плательщиком НДС, поскольку осуществляет операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, перечень которых содержится в ст. 146 НК РФ.

Заявитель не относиться ни к одной из категорий налогоплательщиков, указанных в ст.145 НК РФ, у которых отсутствует обязанность по исчислению и уплате НДС.

Статьей 149 НК РФ установлен исчерпывающий перечень операций, не подлежащих налогообложению НДС, операции осуществляемые заявителем, в том числе в ноябре 2006 г., в указанный перечень не входят.

Следовательно, предприятие не освобождено от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению налога, при этом имеет льготу по уплате НДС, поскольку является участником Особой экономической зоны в Магаданской области (далее - ОЭЗ). Согласно ст. 5 № 104-ФЗ участники Особой экономической зоны в Магаданской области освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет.

Ответчик предъявленные требования не признал по основаниям, изложенным в представленном отзыве на заявление. Третье лицо в представленном отзыве поддержало доводы заявителя.

Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы представителя заявителя, исследовав и оценив представленные в дело письменные доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, суд пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, ответчик осуществил камеральную налоговую проверку налоговой декларации заявителя по НДС за ноябрь 2006 г. Ответчик, рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки, принял Решение от 12.03.2007 г. № НТ-13.1-10/2533 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В п.2 резолютивной части решения предприятию предложено в срок, указанный в требовании, уплатить в федеральный бюджет сумму недоимки по НДС за ноябрь 2006 г.

Ответчик полагает, что поскольку в соответствии с ФЗ № 104-ФЗ участники ОЭЗ освобождаются от уплаты НДС в размере 100%, соответственно осуществляемые ими операции по реализации товаров (работ, услуг) не подлежат налогообложению НДС, следовательно, они освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой налога.

Согласно п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых не подлежат налогообложению, а также при освобождении налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога.

Учитывая, что все счета-фактуры предприятия были выставлены им с выделением сумм НДС, ответчик полагает, что в силу пп. 1 п. 5 ст.173 НК РФ заявитель обязан перечислить полученный налог в федеральный бюджет.

Не согласившись с Решением налогового органа, заявитель обратился в арбитражный суд.

Заявитель является участником Особой экономической зоны с 01.12.1999 г., что подтверждается регистрационным свидетельством серии ОЭЗ № 002930 (л.д. 18). В соответствии со ст. 5 ФЗ № 104-ФЗ участники ОЭЗ освобождаются от уплаты налогов в части поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный Фонд РФ и Фонд социального страхования РФ), в том числе и от налога на добавленную стоимость.

В соответствии со ст.13 ГК РФ, и разъяснениями, содержащимися в п.6 Совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8 от 01.07.1996 г., если суд установит, что оспариваемый акт одновременно не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые интересы гражданина или юридического лица, то такой акт подлежит признанию недействительным.

Статьей 137 НК РФ предусмотрено, что каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.



Как следует из решения налогового органа от 12.03.2007 г. № НТ-13.1-10/2533 основанием для доначисления к уплате НДС за ноябрь 2006 г. в сумме 353 659 руб. явилось безосновательное выставление счетов-фактур с выделением соответствующих сумм НДС, следовательно, неправомерное получение предприятием сумм НДС от контрагентов и неправомерное неперечисление данных сумм в федеральный бюджет.

Права и обязанности налогоплательщика НДС обусловлены положениями главы 21 НК РФ, а также иными федеральными законами и нормативно-правовыми актами, имеющими отношение к реализации права плательщика НДС.

Из налоговой декларации предприятия по НДС за ноябрь 2006 г. следует, что сумма налога, исчисленная предприятием, составила 521 982 руб.

Все счета-фактуры, отраженные в книге продаж за ноябрь 2006 г., выставлены предприятием в адрес покупателей с выделением суммы НДС.

В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

По результатам проведенной проверки налоговым органом признано неправомерным применение заявителем налогового вычета в рамках ст.171 НК за ноябрь 2006 г., уплаченного им поставщикам товаров (работ, услуг), в размере 328 398 руб.

Как следует из оспариваемого решения (л.д. 9-10) причинами, послужившими основанием отказа заявителю в реализации его права на вычеты согласно ст.171 НК РФ, явилось осуществление предприятием операций в ОЭЗ, по которым оно не является плательщиком налога.

Учитывая, что лишь отсутствие одного из составляющих (указанных в ст.172 НК РФ) исключает право налогоплательщика - покупателя на вычет предъявленного и уплаченного продавцу НДС, доводы налогового органа о невозможности применения заявителем налогового вычета являются неправомерными.

Согласно пп. 3 п. 1 ст.21 НК РФ, налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 5 ФЗ № 104-ФЗ, при осуществлении хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области участники ОЭЗ до 31.12.2006 г. освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет.

Льготы, установленные настоящей статьей, предоставляются при условии ведения участниками ОЭЗ отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых ими в пределах ОЭЗ.

Во исполнение ст. 5 ФЗ № 104-ФЗ Правительством РФ принято Постановление от 31.08.2000 г. № 646. Согласно данному Постановлению, операции финансово-хозяйственной деятельности участников ОЭЗ в Магаданской области относятся к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемым ими на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области, при одновременном выполнении следующих условий:

операции осуществляются с организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в ОЭЗ или в Магаданской области, и с физическими лицами, находящимися на этих территориях пр Ф.И.О. торговле, выполнении для них работ и оказании услуг;

объекты операций (в том числе полезные ископаемые и иные природные ресурсы, добытые на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области, другое сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, готовые изделия и иные товары, а также прочее имущество, работы и услуги) находятся (выполняются, оказываются) на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области.

Таким образом, указанное Постановление определяет критерии отнесения операций к операциям, попадающим под льготный режим налогообложения, а не относит данные операции к операциям, освобожденным от налогообложения.

Следует отметить, что все операции, осуществленные предприятием со своими контрагентами, отвечают требованиям, установленным Постановлением Правительства “Об условиях отнесения операций финансово-хозяйственной деятельности участников ОЭЗ в Магаданской области к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемыми ими на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области“ от 31.08.2000 г. № 646 (далее – Постановление Правительства № 646). О ведении предприятием отдельного учета операций свидетельствует наличие у него двух книг продаж (по учету операций в ОЭЗ и вне ОЭЗ).

В силу ст.143 НК РФ заявитель является плательщиком налога на добавленную стоимость, так как в соответствии со ст. 146 НК РФ осуществляет операции, подлежащие обложению НДС. В силу ст.145 НК РФ заявитель не относятся к лицам, освобожденным от обязанностей налогоплательщиков. Следовательно, на нем лежит обязанность по исчислению НДС и указанию его в счетах-фактурах.

Согласно п. 5 ст. 168 НК РФ установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых выделение соответствующих сумм НДС в первичных учетных документах и счетах-фактурах не предусмотрено, а именно при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, а также при освобождении налогоплательщика в соответствии со ст.145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Таким образом, законодательно установлена обязанность заявителя-участника ОЭЗ указывать в счетах-фактурах сумму НДС и, соответственно, обязанность покупателя уплатить НДС, указанный в счете-фактуре. Отсюда следует, что в данном случае к заявителю-участнику ОЭЗ не может быть применен п. 5 ст. 173 НК РФ, в соответствии с которым налогоплательщики, выставившие покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС при реализации товаров и услуг по операциям, не подлежащим налогообложению, обязаны исчислять и уплачивать этот налог в бюджет.

Нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым Решением состоит в том, что налоговый орган возлагает на предприятие дополнительное налоговой бремя, поскольку на заявителе-участнике ОЭЗ, лежит законодательно установленная обязанность по уплате регистрационного сбора (Законом Магаданской области «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» от 29.06.1999 г. № 75-ОЗ).

При этом налоговым органом проигнорированы основные принципы налоговых отношений, закрепленные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 г. № 9-П, указавшему, что поскольку взимание налогов как обязательных индивидуально безвозмездных денежных платежей, необходимых для покрытия публичных расходов, связано с вторжением государства в право собственности, имущественные права, свободу предпринимательской деятельности и тем самым - в сферу основных прав и свобод, регулирование налоговых отношений должно осуществляться так, чтобы было гарантировано равное исполнение обязанностей налогоплательщиками и не создавались бы условия для нарушения их конституционных прав, а также прав и законных интересов других лиц.

Кроме того, действия налогового органа создают заявителю препятствия в реализации права пользования своим имуществом в том смысле, какой придается данному праву статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. устанавливающей, что «каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права».

По ходатайству заявителя были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого решения налогового органа, данные меры в соответствии с п. 4 ст. 96 АПК РФ сохраняют свое действие до принятия решения по настоящему делу.

Государственная пошлина, в том числе за приостановление оспариваемого решения по ч. 3 ст. 199 АПК РФ, оплаченная заявителем (платежные поручения от 13.03.2007 г. № 100 и № 101), в соответствии с ч. 1 ст.110 АПК РФ, п. 5, п. 15 информационного письма Президиума ВАС от 13.03.2007 г. № 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса РФ“ подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Судья Нестерова Н.Ю.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

685000, г. Магадан, пр. Карла Маркса, 62

Телетайп 145249 «Закон». Тел./факс (4132) 65-56-74 (пр.), тел. 65-50-79 (канц.)

Электронная почта: arbitr@online.magadan.su. Сайт: http://magadan.arbitr.ru/

ПРОТОКОЛ

СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ

г. Магадан № А37-465/2007-11

14 мая 2007 г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Нестеровой Н.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества “ВНИИ-1“

к межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области

3 лицо: государственное учреждение Магаданской области “Администрация Особой экономической зоны“

о признании недействительным пунктов 2, 3 решения от 12.03.2007 г. № НТ-13.1-10/2533

с участием в судебном заседании:

от заявителя – Шиленко К.П., представитель, доверенность от 15.03.2007 г. № 16

от ответчика, третьего лица – представители не явились

Заседание открыто в 10 часов 00 мин.

Объявляется наименование суда, его состав, наименование дела, что протокол ведет судья Нестерова.

Проверяется явка лиц, участвующих в деле, в судебное заседание и их полномочия.

В соответствии со ст. 21-26 АПК РФ разъясняется право заявить отвод суду и основания к этому. Отвод не заявлен.

Разъясняются процессуальные права и обязанности, предусмотренные ст. ст. 40-43, 49, 60-62 и 138 АПК РФ.

Представители ответчика и третьего лица в заседание не явились, извещены, в представленных отзывах содержатся ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

По результатам обсуждения вопроса о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, суд, на основании ч. 3, 5 ст. 156, ст. 159 АПК Российской Федерации,

Определил:

В судебном заседании представитель заявителя предъявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Суд исследует материалы дела. В прениях представители сторон не участвовали, с репликами не выступали. Объявлено рассмотрение дела по существу законченным.

Объявлен перерыв для принятия судебного акта. По окончании перерыва объявлена резолютивная часть решения.

Лицам, участвующим в деле, разъяснен порядок ознакомления с протоколом судебного заседания 15.05.2007 г. после 15 часов, принесения замечаний на протокол в трехдневный срок, порядок изготовления решения в полном объеме и порядок его обжалования.

Судебное заседание закрыто в 10 часов 25 мин. Протокол составлен 14.05.2007 г.

Судья Нестерова Н.Ю.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

685000, г. Магадан, пр. Карла Маркса, 62

Телетайп 145249 «Закон». Тел./факс (4132) 65-56-74 (пр.), тел. 65-50-79 (канц.)

Электронная почта: arbitr@online.magadan.su. Сайт: http://magadan.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации Решение (резолютивная часть)

г. Магадан № А37-465/2007-11

14 мая 2007 г.

Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Нестеровой Н.Ю.

(при ведении протокола судебного заседания судьей),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества “ВНИИ-1“

к межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области

3 лицо: государственное учреждение Магаданской области “Администрация Особой экономической зоны“

о признании недействительным пунктов 2, 3 решения от 12.03.2007 г. № НТ-13.1-10/2533

с участием в судебном заседании:

от заявителя – Шиленко К.П., представитель, доверенность от 15.03.2007 г. № 16

от ответчика, третьего лица – представители не явились

На основании ст. 176 АПК РФ объявляется резолютивная часть решения. Решение в полном объеме будет изготовлено в 5-дневный срок.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Судья Нестерова Н.Ю.