Судебная власть

Решение от 2009-05-08 №А05-1717/2009. По делу А05-1717/2009. Архангельская область.

Решение

г. Архангельск Дело № А05-1717/2009

08 мая 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 мая 2009 года. Полный текст решения изготовлен 08 мая 2009 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Трубиной Н.Ю.

при ведении протокола судебного заседания судьей Трубиной Н.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Спектр» к 1 ответчику муниципальному учреждению культуры «Сольвычегодский культурно-досуговый центр»

2 ответчику муниципальному образованию «Сольвычегодское»

3 ответчику Архангельской области в лице Департамента финансов Архангельской области

4 ответчику Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

с привлечением третьим лицом муниципальное образование «Котласский муниципальный район»

о взыскании 68 320 руб. 24 коп. убытков

при участии в заседании представителей:

от 3 ответчика Турыгин Д.В. – по доверенности от 11.01.2009

от 4 ответчика Лось Н.С. – по доверенности от 16.01.2009

Установил:



обществом с ограниченной ответственностью «Спектр» заявлено требование о взыскании с надлежащего ответчика 68 320 руб. 24 коп. убытков возникших у истца в связи с предоставлением льгот квалифицированным специалистам культуры, проживающим в сельской местности на территории муниципального образования «Сольвычегодское», по оплате коммунальных услуг за ноябрь 2007 года и за период с февраля по октябрь 2008 года. Определением от 11.02.2009 судом выделено в отдельное производство из дела № А05-13996/2008 требование ООО «Спектр» о взыскании 68 320 руб. 24 коп. долга по договору от 01.01.2007 на возмещение расходов по мерам социальной поддержки квалифицированным специалистам культуры, с присвоением делу № А05-1717/2009.

Определением от 26.03.2009 к участию в деле ответчиками привлечены муниципальное образование «Сольвычегодское», Архангельская область в лице Департамента финансов Архангельской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Ответчики иск не признают.

Спор рассмотрен в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия истца, 1 и 2 ответчика, третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела,

суд Установил:

Специалистам организаций культуры, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», статьей 24 Закона РСФСР от 21.12.1990 № 438-1 «О социальном развитии села», статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР предоставляется право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. В соответствии с пунктом 2 Правил субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных для различных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Положения Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, включая пункт 26 статьи 20 и часть 1 статьи 153, призванные обеспечить достижение заложенных в преамбуле данного Федерального закона целей, а также сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения и других обстоятельств, не могут рассматриваться как не допускающие реализацию возникшего у заявителей до 1 января 2005 года права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.

Постановлением Главы администрации муниципального образования «Сольвычегодское» № 229 от 20.11.2006 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям квалифицированных специалистов учреждений, финансируемых из бюджета МО «Сольвычегодское», работающих и проживающих в сельской местности.

Применяя указанные нормативные акты, истец заключил с муниципальным учреждением культуры «Сольвычегодский культурно-досуговый центр» договор от 01.01.2007 на возмещение расходов по мерам социальной поддержки квалифицированным специалистам культуры, и предоставил квалифицированным работникам культуры, работающим в данном учреждении и вышедшим на пенсию, льготы по оплате коммунальных услуг (найм жилых помещений, содержание, текущий и капитальный ремонт) за период с 01.11.2007 по 30.11.2007 и с 01.02.2008 по 31.10.2008 на общую сумму 68 320 руб. 24 коп.

Исковые требования мотивированы тем, что расходы от предоставления льгот истцу не возмещены в полном объеме, чем обществу причинены убытки.

Размер убытков в заявленной истцом сумме подтверждается списками-реестрами работников культуры, которым предоставлена льгота, тарифами на коммунальные услуги, счетами-фактурами. Каких-либо документов, опровергающих представленные истцом доказательства наличия убытков в заявленном размере, ответчики не представили.

Социальная защита, включая социальное обеспечение, согласно статье 72 (пункт “ж“ части 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.



Статьей 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ определены принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 1 указанной статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). В соответствии с пунктом 2 указанной статьи к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с устанавливаемыми органами государственной власти субъекта Российской Федерации стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.

Статьей 49 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Согласно части 1 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Пунктом 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ установлено, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Областным законом Архангельской области от 22.06.2005 N 52-4-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» установлено, что с 01.01.2006 бюджетам муниципальных образований из областного фонда софинансирования социальных расходов, образуемого в составе расходов областного бюджета, выделяются целевые субсидии на частичное возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки квалифицированных специалистов учреждений, финансируемых из местных бюджетов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Объем субсидий, условия предоставления и расходования субсидий, методика распределения средств фонда и распределение по муниципальным образованиям утверждаются областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена Ф.И.О. власти, недостаточность собственны Ф.И.О. субъектов Российской Федерации или муниципальных образований – исходя из того, что бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, - влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

В 2007 году на возмещение рассматриваемых льгот из областного фонда софинансирования социальных расходов муниципальному образованию «Котласский муниципальный район» было выделено и перечислено 321,3 тыс. руб., в 2008 году – 970,0 тыс. руб. для распределения между муниципальными образованиями района.

Из бюджета муниципального образования «Сольвычегодское» в 2007 году на финансирование льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг квалифицированным специалистам было выделено 99 891 руб. 50 коп., а в 2008 году - 40 445 руб.

В федеральном бюджете на 2007 год, на 2008 год не предусматривались расходы по предоставлению мер социальной поддержки квалифицированным работникам культуры проживающим в сельской местности.

Судом установлено, что выделенных и перечисленных истцу денежных средств в 2007 и 2008 годах оказалось недостаточно для компенсации расходов, понесенных истцом.

Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения и обязав сохранить существовавший размер льгот, федеральный законодатель не обеспечил передачу им необходимых для этого материальных и финансовых средств, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению за счет федерального бюджета. В удовлетворении иска к остальным ответчикам суд отказывает.

На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации государственная пошлина не взыскивается.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Спектр» 68 320 руб. 24 коп. расходов. В удовлетворении иска к муниципальному учреждению культуры «Сольвычегодский культурно-досуговый центр», муниципальному образованию «Сольвычегодское», Архангельской области в лице Департамента финансов Архангельской области отказать.

На Решение может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Архангельской области в месячный срок с момента его принятия.

Судья Н.Ю.Трубина