Судебная власть

Решение от 24.01.2008 №А32-22027/2007. По делу А32-22027/2007. Краснодарский край.

г. Краснодар Дело № А-32-22027/2007-3/447

24 января 2008 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

судьи Посаженникова М.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Посаженниковым М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению:

открытого акционерного общества «Севкавэнергомонтаж», г. Краснодар,

к Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по г. Краснодару, г. Краснодар,

о признании ненормативных актов недействительными

при участии в заседании:

от заявителя: Дегтева М.В. – доверенность от 10.10.2007 № 12/107;

от ответчика: Куценко А.В. - доверенность от 21.11.2007 № 05-49/03253;

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Севкавэнергомонтаж» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств организации в банках от 19.10.2007 № 24937 и решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке от 19.10.2007 № 18227, № 18232, № 18234, № 18235, № 18236 Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по г. Краснодару.

Основания заявленных требований изложены в заявлении. В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.

Представитель ответчика против удовлетворения заявленных требований возражал, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенных решений.

Исследовав материалы дела, суд Установилследующее.



Общество с ограниченной ответственностью «Севкавэнергомонтаж» зарегистрировано в качестве юридического лица и состоит на налоговом учете в ИФНС.

17.09.2007 налоговым органом в адрес заявителя направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 36835 на сумму задолженности в общем размере 324 634,46 рубля, в том числе 245 201,71 рубля – недоимка по налогам и сборам, 79 432,75 рубля – пени.

Указанным требованием обществу предложено добровольно уплатить сумму задолженности и пени в срок до 27.09.2007.

В результате неисполнения данного требования 19.10.2007 налоговым органом вынесено Решение о взыскании задолженности за счет средств организации в банках № 24937.

Кроме этого, 19.10.2007 налоговым органом вынесены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке № 18227, № 18232, № 18234, № 18235, № 18236.

Общество, не согласившись с вынесенными решениями, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

Принимая Решение по делу, суд руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьями 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что оспариваемое заявителем Решение о взыскании налогов, сборов, пеней за счет денежных средств организации в банках от 19.10.2007 № 24937 принято налоговым органом на основании требования об уплате налога, сбора, пени и штрафа от 17.09.2007 № 36835.

В указанном требовании отражена задолженность заявителя по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 219 610,45 рубля, по пени в ПФР в размере 62 642,32 рубля.

Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Пунктом 2 статьи 25 указанного выше Федерального закона определено, что налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.

Вместе с тем, пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 № 105 «О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров» установлено, что при рассмотрении дел, связанных с взысканием недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов либо с обжалованием действий по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2006, следует иметь в виду, что полномочиями по взысканию указанных сумм наделены лишь территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, налоговые органы такими полномочиями не обладают.

Таким образом, суд делает вывод о том, что налоговым органом неправомерно включены в требование от 17.09.2007 № 36835 сумма недоимки по взносам в ПФР в размере 219 610,45 рубля и пени по взносам в ПФР в размере 62 642,32 рубля.

Следовательно, Решение налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней за счет денежных средств организации в банках от 19.10.2007 № 24937 в указанной части подлежит признанию недействительным.



Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в требовании об уплате налога, сбора, пени и штрафа от 17.09.2007 № 36835 отражена сумма задолженности общества по уплате взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 25 591,26 рубля, пени по взносам в ФСС в размере 4 204 рубля.

Согласно статье 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» положения частей первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после 31.12.2006, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Пунктом 6 статьи 7 указанного выше Федерального закона определено, что в случае, если течение предусмотренных законодательством о налогах и сборах сроков не завершилось до 1 января 2007 года, указанные сроки исчисляются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, если течение сроков на выставлении требований об уплате налога началось до 31.12.2006, то указанные сроки исчисляются в ранее действовавшем порядке.

Согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей до 01.01.2007) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Однако в требовании налогового органа от 17.09.2007 № 36835 указаны, следующие сроки, установленные законодательством о налогах и сборах для уплаты соответствующих сумм взносов в ФСС:

для суммы взноса в ФСС в размере 8 615,70 рубля – 01.10.2004;

для суммы пени по взносам в ФСС в размере 580 рублей – 31.12.2004;

для суммы взноса в ФСС в размере 8 359,86 рубля – 31.03.2005;

для суммы пени по взносам в ФСС в размере 1 812 рублей – 31.03.2005;

для суммы взноса в ФСС в размере 8 615,70 рубля – 30.06.2005;

для суммы пени по взносам в ФСС в размере 1 812 рублей – 30.06.2005.

Таким образом, суд делает вывод о том, что налоговым органом пропущен трехмесячный срок для выставления требования об уплате указанных платежей в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Согласно статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - Решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

Следовательно, оспариваемое Решение налогового органа в части взыскания задолженности общества по уплате взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 25 591,26 рубля, пени по взносам в ФСС в размере 4 204 рубля подлежит признанию недействительным ввиду пропуска налоговым органом трехмесячного срока для выставления требования об уплате указанных выше платежей в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.10.2006 № 6618/06, в требовании об уплате пеней, направленном налогоплательщику, налоговый орган обязан указать размер недоимки, на которую начисляются пени, дату, с которой они начисляются, ставку пеней, то есть сведения, позволяющие налогоплательщику убедиться в обоснованности их начисления.

В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ указано, что в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора требование о добровольной уплате налоговых платежей должно содержать размер недоимки, дату, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней. Таким образом, если в требовании не отражена информация о периоде начисления пени и размере недоимки, на которую пеня начислена, такое требование о добровольной уплате пени не соответствует статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

В то же время признание требования об уплате налога недействительным возможно только в случаях, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 “Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании“). Поэтому требование не должно признаваться недействительным, если суд имеет возможность проверить правильность начисленной пени и в результате приходит к выводу о его обоснованности.

Указанная правовая позиция согласуется с выводами Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, изложенными в постановлении от 29.03.2007 по делу № Ф08-1192/2007-519А.

Судом установлено, что в требовании налогового органа от 17.09.2007 № 36835 отражена задолженность общества по пене по взносам в ФСС в размере 12 586,43 рубля.

Однако суду не представляется возможным установить наличие задолженности общества по указанным выше взносам и период ее образования. В судебном заседании представитель налогового органа какие-либо объяснения по указанному факту дать затруднился, документов, послуживших основанием для начисления пени в сумме 12 586,43 рубля, не представил.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействие).

Следовательно, в связи с тем, что налоговый орган не представил доказательств обоснованности начисления пени по взносам в ФСС в размере 12 586,43 рубля, то Решение налогового органа от 19.10.2007 № 24937 в указанной части подлежит признанию недействительным.

Согласно правовой позиции Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, изложенной в постановлении от 26.09.2006 № Ф08-4371/2006-1885А, незаконное выставление налоговым органом требования является основанием для признания незаконными, а потому недействительными, последующих актов налоговой инспекции, принятых на основании незаконного требования и в его исполнение.

Таким образом, суд делает вывод о том, что Решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств организации в банках от 19.10.2007 № 24937 и решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке от 19.10.2007 № 18227, № 18232, № 18234, № 18235, № 18236 Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по г. Краснодару следует признать недействительными.

По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию в бюджет с налогового органа.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств организации в банках от 19.10.2007 № 24937 и решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке от 19.10.2007 № 18227, № 18232, № 18234, № 18235, № 18236 Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по г. Краснодару – признать недействительными.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по г. Краснодару (г. Краснодар, ул. Старокубанская 114) в пользу открытого акционерного общества «Севкавэнергомонтаж» (г. Краснодар, ул. Трамвайная 1/1, ИНН 2312032555, ОГРН 1022301978797) государственную пошлину в размере 12 000 рублей, уплаченную по платежным поручениям от 30.10.2007 № 1133, от 30.10.2007 № 1134, от 30.10.2007 № 1135, от 30.10.2007 № 1136, от 30.10.2007 № 1137, от 30.10.2007 № 1138.

Выдать исполнительный лист.

Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья М.В. Посаженников