Судебная власть

Решение от 2008-05-04 №А56-306/2008. По делу А56-306/2008. Ленинградская область.

Решение

г.Санкт-Петербург

04 мая 2008 года Дело № А56-306/2008

Резолютивная часть решения объявлена 30 апреля 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 04 мая 2008 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Соколовой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чулковой Т.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ЗАО «Торговый дом «Просвещение - Северо-Запад»,



заинтересованное лицо Ленинградское областное государственное учреждение

«Государственная экологическая инспекция Ленинградской области»

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии

от заявителя – Головин Ю.А., доверенность от 04.06.2007 № 02.06-07/01,

от заинтересованного лица – Митрофан А.К., доверенность от 09.01.2008 № 2

Установил:

Закрытое акционерное общество «Торговый дом «Просвещение - Северо-Запад» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Ленинградского областного государственного учреждения «Государственная экологическая инспекция Ленинградской области» (далее – Инспекция) от 13.12.2007 № 1091/01 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования, ссылаясь на отсутствие обязанности Общества по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также считая, что неисполнение данной обязанности образует состав правонарушения, предусмотренный статьей 8.1 КоАП РФ. Представитель Инспекции считает требование не подлежащим удовлетворению, считая оспариваемое Постановление законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела, заслушав и оценив доводы сторон, суд Установилследующее.



На основании распоряжения от 17.10.2007 № 452 государственным инспектором Ленинградской области по охране природы в период с 17.10.2007 по 17.11.2007 проведена проверка соблюдения Обществом требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды по месту осуществления хозяйственной деятельности: Ленинградская область, Выборгский район, г. Выборг, ул. Куйбышева, 9.

В ходе мероприятий по контролю установлено, что у Общества отсутствуют следующие документы: действующий проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные лимиты на размещение отходов, расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и платежные поручения, подтверждающие внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду. Результаты проверки зафиксированы актом осмотра территории от 22.10.2007 и актом проверки от 30.10.2007.

01.11.2007 должностным лицом Инспекции в отношении Общества составлено несколько протоколов, в том числе протокол об административном правонарушении от 01.11.2007 № 1091/01, в котором событие вменяемого Обществу административного правонарушения отражено следующим образом: Общество, осуществляя хозяйственную деятельность (розничная торговля учебной литературой), не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления, а именно, в нарушение требований частей 1, 2, 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ) на 2007 год не имеет лимиты на размещение отходов, утвержденные в специально уполномоченном органе исполнительной власти в области обращения с отходами.

Постановлением Инспекции от 13.12.2007 № 1091/01 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 руб. за отсутствие лимитов на размещение отходов производства и потребления.

Считая названное Постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, Общество обратилось в суд с заявлением о его отмене.

Статьей 1 Закона № 89-ФЗ определено, что обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Исходя из определений понятий отходов, обращения с отходами, приведенных в данной статье, Закон № 89-ФЗ регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и в любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.

В соответствии со статьей 11 названного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Согласно статье 18 Закона № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Указанной статьей предусмотрено, что лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение возложена на предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461 «О Правилах разработки и утверждения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» в целях реализации статьи 18 Закона № 89-ФЗ утверждены Правила разработки и утверждения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – Правила).

Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом, классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории (пункт 3 Правил).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа (пункт 4 Правил).

Как следует из материалов дела, в процессе осуществления Обществом торговой деятельности образуются отходы, вывоз которых (без перехода права собственности на данные отходы) осуществляется по договору от 10.10.2007 № 2213.

Общество на момент проверки не имело установленных нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов производства и потребления. Отсутствие данной документации явилось следствием неисполнения Обществом возложенной на него Законом № 89-ФЗ обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Суд считает, что допущенное Обществом нарушение – отсутствие лимитов на размещение отходов производства и потребления ошибочно квалифицировано Инспекцией по статье 8.2 КоАП РФ, поскольку указанная норма предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при непосредственном обращении с отходами производства и потребления, тогда как статья 8.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение мероприятий (в том числе по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение), предшествующих деятельности, в процессе которой образуются отходы.

Кроме того, по результатам проведенной в отношении Общества проверки помимо оспариваемого постановления должностное лицо Инспекции, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 01.11.2007 № 1090/01, вынесло Постановление от 13.12.2007 №1090/01, которым Общество было также привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.

Согласно статье 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое Решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое Решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает Решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Оспариваемое Постановление, вынесенное в отношении Общества, не соответствует нормам КоАП РФ и подлежит отмене.

Учитывая изложенное, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Признать незаконным и отменить Постановление Ленинградского областного государственного учреждения «Государственная экологическая инспекция Ленинградской области» от 13.12.2007 № 1091/01 о привлечении закрытого акционерного общества «Торговый дом «Просвещение - Северо-Запад» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На Решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судья Соколова Н.Г.