Судебная власть

Решение от 16.04.2010 №А32-20810/2009. По делу А32-20810/2009. Краснодарский край.

Арбитражный суд Краснодарского края 350063, г.Краснодар, ул.Красная,6

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Решение

16.04.2010г. Дело № А-32-20810/2009-69/361 г. Краснодар

Резолютивная часть решения объявлена 09.04.2010 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гладкова В.А., при ведении протокола судьёй Гладковым В.А., рассмотрел в судебном заседании дело на основании искового заявления территориального управления Росимущества по Краснодарскому краю

к управлению ФРС по Краснодарскому краю,

к администрации муниципального образования город Анапа,

третьи лица: ГУ «Государственный оздоровительно-образовательный центр “Рабочая смена”»,

о признании недействительным зарегистрированного права собственности на земельный участок

ООО «Юг-Сервис»

Установил:



Территориальное управление Росимущества по Краснодарскому краю обратилось в суд с иском к управлению ФРС по Краснодарскому краю, к администрации муниципального образования город Анапа, о признании недействительным зарегистрированного права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:37:11 01 003:0005.

Стороны и третьи лица, извещённые надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, представителей в суд не направили, позиции по делу отразили в поступивших в суд отзывах на исковое заявление.

В силу части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь в совокупности. Поскольку имеющийся в материалах дела объём доказательств достаточен для рассмотрения спора по существу, суд находит возможным рассмотреть дело по правилам, предусмотренным статьёй 156 АПКРФ (отсутствие надлежащим образом извещённых лиц, участвующих в деле).

Изучив материалы дела, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Заявляя требование о признании недействительным зарегистрированного права собственности муниципального образования город-курорт Анапа на земельный участок с кадастровым номером 23:37:1101003:0005, истец ссылается на незаконность государственной регистрации в связи с расположением данного объекта земельных отношений в пределах границ земельного участка, предоставленного государственному учреждению «Государственный оздоровительно-образовательный центр «Рабочая смена» Министерства общего и профессионального образования.

Титул владения указанным Учреждением земельным участком площадью 20,37 га. подтверждён представленной в материалы дела копией государственного акта № КК № 403000000672, оформленного на основании постановления главы города-курорта Анапа от 17.03.1998 № 283.

Как следует из устава государственного учреждения, утверждённого приказом Минобразования России от 27.04.98 № 1091, государственный оздоровительный центр «Рабочая» смена Минобразования России является государственным учреждением, учредителем которого является Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.

Статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ» предусматривает положение, согласно которому в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.

Таким образом, земельный участок государственного учреждения отнесён к федеральной собственности.

Оспаривая законность государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером 23:37:1101003:005, истец указывает, что данный объект земельных отношений образован в пределах границ земельного участка, предоставленного учреждению.



В предмет доказывания по данному делу входит установление обстоятельств законности действий регистрирующего органа в части достаточности представленных для осуществления регистрационных действий документов, отсутствия препятствий в осуществлении государственной регистрации, а также пересечения (частичное, полное совпадение) границ земельного участка, право в отношении которого оспаривается, с границами земельного участка, предоставленного учреждению.

В материалы дела представлена копия дела правоустанавливающих документов, из которого видно, что для осуществления государственной регистрации права собственности муниципального образования представлены заявление о государственной регистрации, доверенность, а также кадастровый план.

В соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Статья 17 Закона, раскрывая перечень документов необходимых для осуществления государственной регистрации, указывает, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

В качестве документа, подтверждающего возникновение права муниципальной собственности на земельный участок, представлена выписка из реестра объектов муниципальной собственности муниципального образования город- курорт Анапа от 18.12.2008 г.

Из данной выписки следует, что основанием включения в реестр муниципальной собственности является федеральный закон от 03.12.2008 № 244-ФЗ.

В свою очередь часть 11 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ “О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях“ к собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 настоящей статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 настоящей статьи.

Из представленных в материалы дела документов следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:37:1101003:5 отнесён к категории земель населённых пунктов и обременён правами аренды «Юг-Сервис». Сведений о расположении данного объекта земельных отношений в границах округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Анапа и соответственно отнесение его Распоряжением Правительства РФ от 12.04.1996 г. № 5981-р в перечень особо охраняемых природных территорий (природных объектов) побережий Чёрного и Азовского морей, имеющих федеральное значение» в материалы дела не представлено.

Вместе с тем, как следует из абзаца 2 пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав“ и приостановило государственную регистрацию документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

При таких обстоятельствах, формально в регистрирующий орган представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права.

В соответствии со статьями 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, которые должны отвечать требованиям допустимости. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Допустимыми доказательствами, подтверждающими пересечение (полное, частичное совпадение) границ земельного участка, в силу статей 1, 6, 37, 38 Федерального закона от 24.07.2007№2007 № 221-ФЗ (ред. от 08.05.2009) «О государственном кадастре недвижимости», являются результаты кадастровых работ.

В материалы дела не представлено допустимых доказательств, подтверждающих расположение спорного земельного участка в границах территории предоставленной государственному учреждению, либо пересечение границ принадлежащего ему земельного участка.

В тоже время в отношении земельного участка, являющегося материальным объектом спорного правоотношения, осуществлён кадастровый учёт. Из представленного в материалы дела копии кадастрового плана от 23.12.2008 № 00/08ДВД-486597 следует, что дата внесения сведений номера в государственный кадастр недвижимости - 26.11.2003 г.

Кроме того, согласно части 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон о государственной регистрации прав) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, которая также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.04.2009 N 15148/08, в Гражданском кодексе РФ, в Законе о государственной регистрации прав, в иных законах не предусмотрен такой способ защиты как признание недействительным зарегистрированного права.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требования о признании недействительным зарегистрированного права собственности муниципального образования город-курорт Анапа на земельный участок с кадастровым номером 23:37:1101003:0005 не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 71, 167 – 171, 174, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Настоящее Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении месяца со дня его принятия, в кассационную инстанцию в срок не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, путём подачи соответствующей жалобы через арбитражный суд Краснодарского края.

Судья Гладков В.А.