Судебная власть

Постановление кассации от 20.04.2009 №А38-2449/2008. По делу А38-2449/2008. Республика Марий Эл.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/

Постановление

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А38-2449/2008-12-136

20 апреля 2009 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 16.04.2009.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Башевой Н.Ю.,

судей Евтеевой М.Ю., Чигракова А.И.

при участии представителей

от заявителя: Васильевой В.Н., доверенность от 14.04.2009 № 03-14-63,

Сырейщиковой Е.В., доверенность от 14.04.2009 № 03-14-64,



рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица –

Министерства финансов Республики Марий Эл

на Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 10.11.2008,

принятое судьей Вопиловским Ю.А., и

на Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2009,

принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Урлековым В.Н.,

по делу № А38-2449/2008-12-136

по заявлению Министерства сельского хозяйства, продовольствия и

природопользования Республики Марий Эл

о признании недействительным приказа

Министерства финансов Республики Марий Эл

и

Установил:

Министерство сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл (далее – Минсельхозпрод Республики Марий Эл) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным приказа Министерства финансов Республики Марий Эл (далее – Минфин Республики Марий Эл) от 23.07.2008 № 74 о/д «Об изменении (уменьшении) лимитов бюджетных обязательств».

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл (далее – Территориальное управление) и Управление Федерального казначейства по Республике Марий Эл (далее – УФК Республики Марий Эл).



Решением суда от 10.11.2008 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением апелляционного суда от 16.01.2009 Решение суда оставлено без изменения.

Минфин Республики Марий Эл не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела. Принимая оспариваемый приказ (в целях реализации материалов ревизии, проведенной Территориальным управлением) Минфин Республики Марий Эл выполнял обязывающие нормы бюджетного законодательства. Минсельхозпрод Республики Марий Эл не обжаловал ни факт проведения проверки целевого использования бюджетных средств, ни вынесенное Территориальным управлением по результатам проверки представление. Данные обстоятельства свидетельствуют о законности оспариваемого приказа.

Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

Минсельхозпрод Республики Марий Эл в отзыве и представители в судебном заседании возразили против доводов жалобы.

Территориальное управление в отзыве поддержало доводы, изложенные в кассационной жалобе, и заявило ходатайство о ее рассмотрении без участия представителя.

Минфин Республики Марий Эл и УФК Республики Марий Эл, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858 утверждена Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года». Согласно этой программе в целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и не обладающих достаточными собственными средствами, предусмотрено формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов строительства (приобретения) жилья, включая механизмы ипотечного жилищного кредитования; создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности.

Средства федерального бюджета в целях реализации этой программы выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений.

В рамках программы Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством регионального развития Российской Федерации обеспечивает формирование нормативной правовой базы для эффективного решения жилищной проблемы в сельской местности в соответствии с соглашением между ними и с учетом предложений Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, оказывает методологическую и консультативную помощь субъектам Российской Федерации в решении вопросов разработки и внедрения механизмов жилищного кредитования, обеспечивает проведение мониторинга преобразований в жилищной сфере села в целях осуществления анализа ситуации, обобщения и распространения опыта регионов и эффективных методов реализации жилищной политики в сельской местности.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в соответствии с соглашением между ними обеспечивают выполнение мероприятий по развитию жилищного строительства в сельской местности.

В соответствии со статьей 34, приложением № 10 к Федеральному закону от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год», статьей 37, приложением № 10 к Федеральному закону от 29.12.2006 № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» в структуре расходов федерального бюджета по главному распорядителю Министерству сельского хозяйства Российской Федерации предусмотрены расходы на реализацию Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года».

В соответствии с договорами, заключенными между Минсельхозпродом Республики Марий Эл и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по выполнению мероприятий Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» от 30.06.2006 № 650/10 и от 31.05.2007 № 433/10, и доведенными уведомлениями Министерства сельского хозяйства России от 14.06.2006 № 10-3/159, от 16.04.2007 № 10-3/136, денежные средства, предусмотренные на финансирование мероприятий программы, поступают как межбюджетные трансферты на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства Республики Марий Эл. Главным распорядителем бюджетных средств является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, распорядителем бюджетных средств – Минсельхозпрод Республики Марий Эл, финансовым органом субъекта Российской Федерации – Минфин Республики.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации перечислило платежными поручениями от 02.10.2006 № 523, от 12.10.2006 № 696, от 17.11.2006 № 23, от 23.08.2007 № 697, от 19.09.2007 № 833, от 22.11.2007 № 586 ассигнования на реализацию Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» на счет республиканского бюджета Республики Марий Эл, открытый в УФК Республики.

Территориальное управление провело проверку правомерности и эффективности использования Минсельхозпродом Республики Марий Эл в 2006 и 2007 годах средств федерального бюджета, полученных по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года».

В ходе проверки установлено, что Минсельхозпрод Республики Марий Эл допустил нецелевое использование средств федерального бюджета, а именно: в 2006 году предоставило субсидии на сумму 295 400 рублей гражданам, проживающим не в сельской местности; на сумму 234 100 рублей – гражданам, не состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; на сумму 2 202 000 рублей – гражданам, не нуждающимся в улучшении жилищных условий; в 2007 году на сумму 360 000 рублей предоставило субсидии гражданам, не нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Результаты проверки отражены в акте от 23.05.2008.

По результатам проверки Территориальное управление вынесло представление от 30.05.2008 № 26, в котором предложило Минсельхозпроду Республики Марий Эл рассмотреть представление, принять меры по недопущению в дальнейшем выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и сообщить о результатах рассмотрения представления.

Минсельхозпрод Республики Марий Эл письмом от 24.06.2008 № 12-23-135 сообщил Территориальному управлению о несогласии с выводами проверки.

Одновременно Территориальное управление проинформировало Прокуратуру Республики Марий Эл, УФК Республики Марий Эл и Минфин Республики о фактах нецелевого использования Минсельхозпродом Республики Марий Эл средств федерального бюджета (письма от 30.05.2008 № 08-01-09/489, 08-01-09/490 и от 11.07.2008 № 08-01-10/680).

Минфин Республики Марий Эл в целях реализации материалов ревизии, проведенной Территориальным управлением, издал приказ от 23.07.2008 № 74 о/д, на основании которого осуществил блокировку расходов бюджета на сумму средств, использованных Минсельхозпродом Республики Марий Эл не по целевому назначению в сумме 3 091 500 рублей, в том числе за 2006 год – в сумме 2 731 500 рублей, за 2007 год – в сумме 360 000 рублей.

Уведомлением от 30.07.2008 № 004 Минфин Республики Марий Эл сократил Минсельхозпроду Республики Марий Эл лимиты бюджетных обязательств на 2008 год на сумму 3 091 500 руб.

Минсельхозпрод Республики Марий Эл не согласилось с приказом Минфина Республики Марий Эл от 23.07.2008 № 74о/д и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Руководствуясь статьями 40, 231 и 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 65, 71, 189 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд Республики Марий Эл пришел к выводу об отсутствии в действиях Минсельхозпрода Республики Марий Эл признаков нецелевого использования бюджетных средств, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.

Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Нецелевое использование бюджетных средств является одним из оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства (статья 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации одной из мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, является блокировка расходов.

Как свидетельствуют материалы дела и Установили суды, на основании распределения средств на реализацию программы между муниципальными образованиями Республики Марий Эл, договоров, заключенных между Минсельхозпродом Республики Марий Эл и администрациями муниципальных образова­ний, до органов местного самоуправления доведены утвержденные Правительством Республики Марий Эл уведомления о бюджетных ассигнованиях республиканского бюджета на 2006 и 2007 годы, в которых указаны: главный распорядитель бюджетных средств – Правительство Республики Марий Эл, распорядителем бюджетных средств – Минсельхозпрод Республики Марий Эл, получатели бюджетных средств – администрации муниципальных образований Республики Марий Эл (заказчик-застройщик).

Министерство финансов Республики Марий Эл платежными поручениями перечислило межбюджетные трансферты на реализацию Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» на счета администраций муниципальных обра­зований Республики Марий Эл, открытые в органах федерального казначейства, то есть минуя распорядителя бюджетных средств.

Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что Минсельхозпрод Республики Марий Эл фактически функции распорядителя бюджетных средств не выполнял и не осуществлял платежно-расчетные операции по перечислению и расходованию бюджетных средств Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года». Перечисление межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета в местные бюджеты осуществлял Минфин Республики Марий Эл, получателями бюджетных средств, производившими их расходование на предоставление субсидий участникам программы, являлись администрации муниципальных образований Республики.

С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях Минсельхозпрода Республики Марий Эл признаков нецелевого использования бюджетных средств, в связи с этим признали приказ Минфина Республики от 23.07.2008 № 74 о/д «Об изменении (уменьшении) лимитов бюджетных обязательств» не соответствующим требованиям статей 231 и 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности и обоснованно удовлетворили заявленное требование.

Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами первой инстанции и апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку.

Арбитражный суд Республики Марий Эл и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Минфин Республики освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому уплаченная сумма государственной пошлины в размере 1 000 рублей подлежит возврату.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

Постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 10.11.2008 и Постановление Первого арбитражного суда по делу № А38-2449/2008-12-136 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Республики Марий Эл – без удовлетворения.

Возвратить Министерству финансов Республики Марий Эл 1 000 рублей государственной пошлины, уплаченной согласно заявке на кассовый расход от 10.03.2009 № 94.

Справку на возврат государственной пошлины выдать.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Ю. Башева

Судьи

М.Ю. Евтеева

А.И. Чиграков