Судебная власть

Решение от 2009-08-04 №А33-8097/2009. По делу А33-8097/2009. Красноярский край.

Решение

04 августа 2009 года

Дело № А33-8097/2009

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 28 июля 2009 года.

В полном объёме Решение изготовлено 04 августа 20009 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Баукиной Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимате Ф.И.О. (г. Красноярск)

к администрации города Дивногорска Красноярского края (г. Дивногорск)

о признании незаконным распоряжения № 70р от 24.02.2009 об отказе в предоставлении в аренду на срок сорок девять лет земельного участка площадью 0,87 га по адресу: г. Дивногорск, п. Манский, район пер. Райский для организации зоны отдыха

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Насырова М.Д. – представителя по доверенности от 04.12.2007,

от администрации города Дивногорска Красноярского края: Губайдулина Р.Р. – представителя по доверенности от 15.12.2008 № 83пр,

при ведении протокола судебного заседания судьей Баукиной Е.А.,

Установил:

индивидуальный предприниматель Гурьянов Денис Геннадьевич обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации города Дивногорска Красноярского края о признании незаконным распоряжения № 70р от 24.02.2009 об отказе в предоставлении в аренду на срок сорок девять лет земельного участка площадью 0,87 га по адресу: г. Дивногорск, п. Манский, район пер. Райский для организации зоны отдыха.

Заявление принято к производству суда. Определением от 22.05.2009 возбуждено производство по делу.



Представитель заявителя требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, указав, что оспариваемое распоряжение противоречит частям 4 и 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, содержит немотивированный отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.

Представитель администрации заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнении к отзыву, указав следующее:

во исполнение Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» для описи земельного участка специалистам необходимо выехать на участок, произвести замер границ, произвести опись объектов, находящихся на земельном участке. Согласно акту муниципального земельного контроля от 11.02.2009 «Обследуемый земельный участок огорожен по всему периметру капитальным забором (деревянным), со стороны пер. Райский – кирпичным… на земельный участок нет ни проезда, ни прохода». Соответственно осуществить выезд специалистов для описания земельного участка площадью 0.87 га, находящегося по адресу: г. Дивногорск, п. Манский, в районе пер. Райский, не представляется возможным.

Согласно справке № А-195 от 09.06.2009, выданной и.о. руководителя комитета архитектуры и градостроительства, разрешительные документы на использование земельного участка индивидуальному предпринимателю Гурьянову Д. Г. не оформлялись.

Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, является правом, а не обязанностью администрации.

Испрашиваемый земельный участок находится в квартале, где предусмотрено индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Развитие территории происходит на основе градостроительной документации, в частности генерального плана территории поселка, в связи с чем исключен произвольный выбор земельных участков заинтересованным лицом для осуществления желаемой им деятельности.

Формирование земельных участков под ИЖС администрация города Дивногорска не может осуществить следствие того, что Гурьянов Д. А. своими противоправными действиями закрыл доступ на земельный участок площадью 0,87 га, находящийся по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, п. Манский в районе пер. Райский.

Самовольный захват земельного участка заявителем и возведение на нем капитального забора и других построек нарушает права администрации г. Дивногорска.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

20.10.2008 индивидуальный предприниматель Гурьянов Д. Г. обратился в администрацию г. Дивногорска с заявлением о предоставлении в аренду на сорок девять лет земельного участка площадью 0,87 га в поселке Манский в районе пер. Райский для организации зоны отдыха без нанесения ущерба рассоложенному на нем лесному массиву с целью использования в предпринимательской деятельности по оказанию услуг отдыха.

К заявлению приложены: свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; ситуационная схема в М1:2000; заключение Главного госинспектора г. Дивногорска по пожарному надзору от 08.06.2005 № 5-01-513; заключение Управления Росприроднадзора от 21.06.2006 № 04-3-6/18-877; заключение Центра Госсанэпиднадзора в г. Дивногорске Красноярского края от 25.03.2005 №9; Экспертная санитрано-эпидемиологическая оценка от 25.03.2005; протокол дозиметрических измерений внешнего гамма-излучения № 36 от 25.03.2005; экологическое обоснование намечаемой деятельности от 15.06.2006.

13.11.2008 администрация г. Дивногорска направила индивидуальному предпринимателю Гурьянову Д. Г. письмо № 2930, в котором указала, что для рассмотрения возможности предоставления в аренду земельного участка площадью 0,87 га, расположенного в районе пер. Райский пос. Манский г. Дивногорска, необходимо предоставить документы: проектно-сметную документацию на освоение испрашиваемого земельного участка, выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

23.12.2008 индивидуальным предпринимателем Гурьяновым Д. Г. в администрацию г. Дивногорска представлена схема генплана и выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Администрация города Дивногорска 24.02.2009 приняла распоряжение № 70-р, в котором указано: «Учитывая, что в результате муниципального земельного контроля, проведенного на основании распоряжения администрации города от 22.12.2008 № 386-р, выявлено отсутствие доступа к испрашиваемому земельному участку, отказать индивидуальному предпринимателю Гурьянову Д. Г. в предоставлении в аренду земельного участка площадью 0,87 га, расположенного в районе пер. Райский, пос. Манский г. Дивногорска, в разрешенным использованием – для организации зоны отдыха».

Полагая, что распоряжение администрации города Дивногорска от 24.02.2009 № 70-р в части отказа в предоставлении в аренду на срок сорок девять лет земельного участка площадью 0,87 га по адресу: г. Дивногорск, п. Манский, район пер. Райский для организации зоны отдыха нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, индивидуальный предприниматель Гурьянов Д. Г. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.



Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, может быть признан судом недействительным в случае не соответствия закону или иному правовому акту и нарушения прав и охраняемых законом интересов.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, Решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействие).

При этом, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность органа, ненормативный акт которого обжалуется, по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту не освобождает другую сторону (заявителя) от доказывания нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым актом.

С учетом изложенного, для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий:

несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного акта;

нарушение оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

На основании статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

Правовой статус органов местного самоуправления регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с подпунктами 9, 11 пункта 2 статьи 6 данного закона к вопросам местного значения относятся, в том числе, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, контроль за использованием земель на территории муниципального образования.

В силу пункта 10 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Таким образом, администрация города Дивногорска, как орган местного самоуправления, является уполномоченным органом на Решение вопросов о предоставлении земельных участков в аренду, оспариваемое распоряжение принято в рамках ее полномочий.

В силу пунктов 2 - 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 22.07.2008) лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает Решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).

Решением Дивногорского городского Совета от 25.04.2003 № 31-168-ГС утверждено Положение о порядке предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 3 Положения земельные участки для целей, не связанных со строительством предоставляются, в том числе, физическим лицам для осуществления предпринимательской деятельности (аренда).

Согласно пункту 4 Положения арендодателем земельных участков является администрация города.

Пунктом 9 Положения предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, подают заявление в администрацию города, в котором указывают цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (собственность, аренда).

Предоставление гражданам земельных участков в аренду осуществляется на основании постановления администрации города и оформляется договором аренды земельного участка в соответствии с действующим законодательством (пункт 10 Положения).

Согласно пункту 12 Положения ограничения при предоставлении земельных участков устанавливаются в соответствии с ограничением их участия в обороте (статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 13 Положения МУП «Земля» выполняет геодезические работы по определению местоположения земельного участка на местности и готовит документ, в котором дается описание границ участка. Дивногорский филиал ФГУ «Земельная кадастровая палата по Красноярскому краю» проверяет документы о межевании, проводит необходимые уточнения (дополнения) сведений земельного кадастра о земельном участке и выдает удостоверенный в установленном порядке кадастровый план земельного участка. Проект границ земельного участка, составление кадастрового плана осуществляется на основании статей 69, 70 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов «О землеустройстве» и «О государственном земельном кадастре».

Пунктом 15 Положения предусмотрено, что к постановлению администрации города о передаче земельного участка в аренду прилагается утвержденный проект границ земельного участка. Постановление администрации города служит основанием для заключения договора аренды. При этом до заключения договора аренды заявитель обязан представить кадастровый план земельного участка.

Согласно пункту 18 Положения установлены следующие процедурные сроки оформления документов по предоставлению земельных участков:

подготовка исходных данных по земельному участку – от 15 до 30 дней;

составление межевого дела и подготовка документов о межевании – от 30 до 45 дней;

принятие постановления администрации города о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду – в двух недельный срок со дня предоставления межевого дела;

оформление кадастрового плана земельного участка – от 15 до 30 дней.

Как усматривается из материалов дела, индивидуальный предприниматель Гурьянов Д.Г. 20.10.2008 обратился в администрацию г. Дивногорска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 0,87 га в поселке Манский в районе пер. Райский на сорок девять лет для организации зоны отдыха без нанесения ущерба расположенному на нем лесному массиву с целью использования в предпринимательской деятельности по оказанию услуг отдыха.

К заявлению приложены: свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; ситуационная схема в М1:2000; заключение Главного госинспектора г. Дивногорска по пожарному надзору от 08.06.2005 № 5-01-513; заключение Управления Росприроднадзора от 21.06.2006 № 04-3-6/18-877; заключение Центра Госсанэпиднадзора в г. Дивногорске Красноярского края от 25.03.2005 №9, Экспертная санитрано-эпидемиологическая оценка от 25.03.2005; протокол дозиметрических измерений внешнего гамма-излучения № 36 от 25.03.2005; экологическое обоснование намечаемой деятельности от 15.06.2006. Во исполнение письма администрации г. Дивногорска 13.11.2008 № 2930 заявителем 23.12.2008 были дополнительно представлены схема генплана и выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Распоряжением от 24.02.2009 № 70-р администрация города Дивногорска отказала индивидуальному предпринимателю Гурьянову Д. Г. в предоставлении в аренду земельного участка площадью 0,87 га, расположенного в районе пер. Райский, пос. Манский г. Дивногорска, в разрешенным использованием – для организации зоны отдыха, указав, что в результате муниципального земельного контроля, проведенного на основании распоряжения администрации города от 22.12.2008 № 386-р, выявлено отсутствие доступа к испрашиваемому земельному участку.

Анализируя требования, предъявляемые вышеуказанным Положением к принятию уполномоченным органом решения по заявлению граждан о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, арбитражный суд пришел к выводу о том, что принятое администрацией города Дивногорска распоряжение от 24.02.2009 № 70р в части отказа в предоставлении земельного участка площадью 0,87 га, расположенного в районе пер. Райский пос. Манский г. Дивногорска, индивидуальному предпринимателю Гурьянову Д.Г. является не мотивированным, без указания конкретных ссылок на положения нормативных актов, которые нарушены заявителем.

Отсутствие доступа к испрашиваемому земельному участку в соответствии с пунктом 12 Положения и статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду.

Администрация города Дивногорска не представила доказательств того, что доступ к испрашиваемому земельному участку путем возведения деревянного и кирпичного забора ограничен индивидуальным предпринимателем Гурьяновым Д.Г.

Кроме того, администрацией не представлены доказательства соблюдения всей процедуры и сроков предоставления земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, которые предусмотрены статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением о порядке предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным Решением Дивногорского городского Совета от 25.04.2003 № 31-168-ГС.

Доводы администрации города Дивногорска о том, что заявитель в сентябре 2007 года уже обращался с заявлением о предоставлении этого же земельного участка в аренду, на которое администрацией был дан мотивированный отказ, а также о том, что испрашиваемый земельный участок находится в квартале, где предусмотрено индивидуальное жилищное строительство, не подлежат оценке арбитражным судом в рамках настоящего дела, поскольку на предмет соответствия земельному законодательству рассматривается распоряжение администрации города Дивногорска от 24.02.2009 № 70р, а в оспариваемом распоряжении указанные мотивы отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка индивидуальному предпринимателю Гурьянову Д.Г. не содержатся.

На основании изложенного суд пришел к выводу, что требование индивидуального предпринимателя Гурьянова Д.Г. о признании незаконным распоряжения № 70р от 24.02.2009 в части отказа в предоставлении в аренду на срок сорок девять лет земельного участка площадью 0,87 га по адресу: г. Дивногорск, п. Манский, район пер. Райский для организации зоны отдыха, обоснованно и подлежит удовлетворению.

Государственная пошлина.

При подаче заявления индивидуальный предприниматель Гурьянов Денис Геннадьевич уплатил государственную пошлину по квитанции Сбербанка от 14.05.2009 в размере 100 руб.

Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что состав судебных расходов состоит из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно статье 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина гражданами – индивидуальными предпринимателями уплачивается в размере 100 рублей.

В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.

Указанная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 7959/08.

Учитывая то, что требования индивидуального предпринимате Ф.И.О. удовлетворены, расходы по уплате государственной пошлины относятся на администрацию города Дивногорска в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

Решил:

требования индивидуального предпринимате Ф.И.О. (г. Красноярск) удовлетворить.

Признать распоряжение от 24.02.2009 № 70р в части отказа в предоставлении в аренду на срок сорок девять лет земельного участка площадью 0,87 га., расположенного в районе пер. Райский пос. Манский г. Дивногорск, с разрешенным использованием – для организации зоны отдыха, недействительным, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.

В порядке распределения судебных расходов взыскать с администрации города Дивногорска Красноярского края в пользу индивидуального предпринимате Ф.И.О. (г. Красноярск) 100 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Разъяснить, что со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Настоящее Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее Решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Е.А. Баукина