Судебная власть

Решение от 27 июля 2009 года № А41-13796/2009. По делу А41-13796/2009. Московская область.

Решение

г. Москва

«27» июля 2009 г. Дело № А41-13796/09

Резолютивная часть решения оглашена 20 июля 2009г.

Полный текс решения изготовлен 27 июля 2009г.

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Гапеевой Р.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Гапеевой Р.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Закрытого акционерного общества АПК «Ступинский» (далее - ЗАО АПК «Ступинский»)

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее – Департамент Росприроднадзора по ЦФО)

об отмене постановления о назначении административного наказания

в судебном заседании участвуют представители

от ЗАО АПК «Ступинский» - Худокормов А.А., действующий по доверенности от 16.07.2009 г.,

от Департамента Росприроднадзора по ЦФО – Кудрявых А.Н., действующий по доверенности от 02.04.2009 г.

Установил:

ЗАО АПК «Ступинский» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об отмене постановления о назначении административного наказания № 13-39/456, вынесенного 02.04.2009 г. старшим государственным инспектором, заместителем начальника отдела надзора за земельными ресурсами Департамента Росприроднадзора по ЦФО, которым оно привлечено к административной ответственности предусмотренной ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.



В заявлении ЗАО АПК «Ступинский» указало, что на момент вынесения оспариваемого постановления отсутствовали нормативные акты, принятые полномочным органом, регламентирующие сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Ответственным за своевременность перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в Обществе является главный бухгалтер, который признал свою вину в несвоевременном перечислении платы за негативное воздействие на окружающую среду. Тем не менее, административный орган не счел необходимым привлечь к ответственности должностное лицо.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Департамента Росприроднадзора по ЦФО заявленные требования не признал, ссылаясь на то, что оспариваемое Постановление вынесено законно, факт совершения ЗАО АПК «Ступинский» правонарушения установлен и доказан.

Из материалов дела арбитражный суд

Установил:

ЗАО АПК «Ступинский» зарегистрировано Отделом МОРП в Ступинском районе 11.09.2001 г. в качестве юридического лица, что подтверждается Свидетельством о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 17).

30.03.2009 г. должностным лицом Департамента Росприроднадзора по ЦФО проведена проверка соблюдения ЗАО АПК «Ступинский» требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, о чем составлен Акт № 10 (л.д. 71-73).

В ходе проверки установлено, что при осуществлени Ф.И.О. торговли продуктами питания, Обществом не внесены в установленные сроки платежи за загрязнение окружающей среды за 3 квартал 2008 г., что является нарушением ч.ч. 1, 3 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Общество имеет утвержденный в установленном порядке проект нормативов образования и лимит размещения отходов производства и потребления от 12.09.2006 г. № 06-6252 и лимит размещения отходов производства и потребления от 08.04.2008 г. № 18/о-06-13977/08 срок действия до 08.04.2009 г.

30.03.2009 г. должностным лицом Департамента Росприроднадзора по ЦФО составлен протокол об административном правонарушении № 10, из которого следует, что ЗАО АПК «Ступинский» совершило административное правонарушении ответственность, за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ (л.д. 78, 79).

02.04.2009 г. старшим государственным инспектором, заместителем начальника отдела надзора за земельными ресурсами Департамента Росприроднадзора по ЦФО вынесено Постановление о назначении административного наказания № 13-39/456, которым ЗАО АПК «Ступинский» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ. На Общество наложен административный штраф в размере 50 000 руб. (л.д. 74 - 76).

Законный представитель ЗАО АПК «Ступинский» о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении уведомлен надлежаще. Протокол об административном правонарушении от 30.03.2009 г. составлен и Постановление о назначении административном наказании от 02.04.2009 г. вынесено в присутствии заместителя генерального директора ЗАО АПК «Ступинский», действующего на основании доверенности от 25.03.2009 г. № 17. Права, предусмотренные ст.ст. 24.2-24.4, 25.1, 30.1 КоАП РФ ему разъяснены, о чем свидетельствует его подпись в указанных документах.

ЗАО АПК «Ступинский» с указанным Постановлением не согласилось, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое Решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со ст. 23.29. КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.41 настоящего Кодекса.



Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2008 г. № 716 утвержден перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль, в который входят, в том числе начальники отделов, заместители начальников отделов территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического контроля.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Согласно ч. 3 ст. 16 указанного закона порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. № 632 (далее - Порядок) настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Согласно п. 9 Порядка перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Согласно п. 2 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 401 (в редакции от 27.01.2009 г.) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Пунктами 1, 2 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлено, что срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, в производстве по делу об административном правонарушении необходимо доказать, что имел место факт совершения правонарушения и что лицо виновно в его совершении.

Арбитражный суд считает, что административным органом эти обстоятельства доказаны.

Факт вменяемого ЗАО АПК «Ступинский» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, подтвержден следующими доказательствами:

Актом № 10 проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 30.03.2009 г.;

Протоколом № 10 об административном правонарушении от 30.03.2009 г.

Факт ведения хозяйственной деятельности, в процессе осуществления которой образуются отходы производства и потребления, Обществом не оспаривается.

Доказательств наличия каких-либо объективных причин, по которым ЗАО АПК «Ступинский» произвело несвоевременною уплату за негативное воздействие на окружающую среду, арбитражному суд не представлено.

Исходя из имеющихся доказательств, суд Установил, что факт совершения ЗАО АПК «Ступинский» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ, и его вина в совершении правонарушения доказаны.

Довод заявителя о том, что на момент вынесения оспариваемого постановления отсутствовали нормативные акты, принятые полномочным органом, регламентирующие сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, признается судом не состоятельным в связи со следующим.

В оспариваемом постановлении административный орган ссылается на Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее - Приказ от 08.06.2006 г. №557) которым установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (в редакции от 29.05.2006 г.) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору имела полномочия на издание Приказа от 08.06.2006 г. №557.

Кроме того, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п. 2 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 401 (в редакции от 27.01.2009 г.)).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ссылка административного органа в оспариваемой постановлении на Приказ от 08.06.2006 г. № 557 правомерна, поскольку данный нормативный правовой акт принят правомочным в то время органом, на момент вынесения оспариваемого постановления не отменен и не изменен.

Довод заявителя о том, что ответственным за своевременность перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в Обществе является главный бухгалтер, который признал свою вину в несвоевременном перечислении платы за негативное воздействие на окружающую среду, также не может повлиять на Решение суда.

Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду как должностного лица, так и юридического лица.

Суд, не ограничиваясь доводами заявителя, проверив оспариваемое Постановление в полном объеме, Установил, что положения ст.ст. 4.5, 25.1, 28.2 КоАП РФ соблюдены.

Протокол об административном правонарушении составлен, и Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено надлежащими лицами, в пределах их компетенции, с соблюдением процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

В силу п. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что Решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает Решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

ЗАО АПК «Ступинский» в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 13-39/456, вынесенного 02.04.2009 г. старшим государственным инспектором, заместителем начальника отдела надзора за земельными ресурсами Департамента Росприроднадзора по Центральному Федеральному округу, отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Гапеева Р.А.