Судебная власть

Постановление апелляции от 02.02.2009 №А56-11793/2008. По делу А56-11793/2008. Российская Федерация.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

Постановление

г. Санкт-Петербург

02 февраля 2009 года

Дело №А56-11793/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2009 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Шульга Л.А.

судей Лопато И.Б., Фокина Е.А.

при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12927/2008) ООО «Вереск» на Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2008 по делу № А56-11793/2008 (судья Гранова Е.А.), принятое

по заявлению ООО “Вереск“

к УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области



об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя: Кириченко А.С., дов. от 01.12.2008

Швера Е.А., директор, протокол от 26.02.2007, паспорт

от ответчика: Гонского С.А., дов. от 12.01.2009 № 1/5-77

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Вереск» (далее ООО «Вереск», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Выборгском районе Ленинградской области (далее Управление) от 10.04.2008 о назначении административного наказания к протоколу № 364 от 10.04.2008 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 18.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением от 02.12.2008 суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований, изменив постановления Управления от 10.04.2008 в части размера административного штрафа, снизив его размер до 400 000 руб.

ООО «Вереск» заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2008 по делу № А56-11793/2008 и принять новый судебный акт об отмене постановления от 10.04.2008 о назначении административного наказания к протоколу № 364 от 10.04.2008 о привлечении ООО «Вереск» к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По мнению подателя жалобы, судом нарушены нормы материального и процессуального права, вывод о наличии правонарушения, предусмотренного статьей 18.15 КоАП РФ не основан на действовавшем на тот момент законодательстве. Кроме того, суд первой инстанции не обосновал неприменение пункта 9 статьи 13.1 Закона Российской Федерации № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ) и Правил подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получение визы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2006 № 798 (далее – Правила); не оценил законность привлечения Общества к административной ответственности; вышел за пределы вменяемых Управлением нарушений, указанных в оспариваемом постановлении, а также не оценил довод заявителя об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного статьей 18.15 КоАП РФ.

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы и просили Решение суда отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представитель Управления против доводов апелляционной жалобы возражал, просил Решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка соблюдения ООО «Вереск» законодательства в сфере миграции, в ходе которой установлено, что 26 сентября 2007 года Общество заключило срочный трудовой договор от 26.09.2007 № 636 с гражданской Узбекистана Бекмурадовой Н.Р., при этом не уведомив в 10-дневный срок налоговый орган о привлечении указанной гражданки к трудовой деятельности в Российской Федерации.

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ Управление в присутствии законного представителя Общества (директора Швера Е.А.) составило протокол от 10.04.2008 АП-Юр № 364 об административном правонарушении и 10.04.2008 вынесло Постановление о назначении административного наказания к протоколу № 364 от 10.04.2008, которым привлекло ООО «Вереск» к административной ответственности в виде штрафа в сумме 800 000 руб.

Не согласившись с Постановлением Управления, Общество обратилось в арбитражный суд.



Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности Управлением вменяемого Обществу административного правонарушения. При этом суд указал, что обязанность работодателя уведомлять налоговый орган о привлечении иностранного работника в течение 10 дней со дня заключения с ним трудового договора предусмотрена подпунктом 4 пункта 8 статьи 18 Закона № 115-ФЗ.

Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда первой инстанции ошибочным в связи со следующим.

Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрено, что неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет для юридических лиц административную ответственность в виде административного штрафа в размере от четырехсот до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из оспариваемого Обществом постановления Управления следует, что ООО «Вереск» нарушило пункт 9 статьи 13.1 Закона № 115-ФЗ, а также Правила подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (л.д. 7).

В соответствии с пунктом 9 статьи 13.1 Закона № 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разРешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таком привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2006 № 798 утверждены Правила подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (далее - Правила), действовавшие в спорный период, а также форма такого уведомления.

Согласно пункту 2 Правил (действовавших в период совершения правонарушения) работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязаны в срок, не превышающий 10 дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

Из положений вышеназванных норм следует, что работодатель, заключивший трудовой договор с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы обязан уведомить уполномоченный орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в 10-дневный срок с даты заключения с ним трудового договора. При этом Правила не предусматривают обязанности работодателя, заключившего трудовой договор с иностранным гражданином в порядке, не требующем получение визы, уведомлять налоговый орган.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается Управлением, что Общество 26.09.2007 заключило срочный трудовой договор № 636 с гражданкой Узбекистан Ф.И.О. и уведомило Управление занятости населения Ленинградской области (государственное учреждение) «Центр занятости населения города Выборга» 26.09.2007 (л.д. 59), т.е. в срок, не превышающий 10 дней.

При этом, в отсутствие обязанности уведомлять налоговый орган Общество тем не менее направило в налоговый орган 22.10.2007 соответствующее уведомление (л.д. 56).

Ссылка суда первой инстанции на положения подпункта 4 пункта 8 статьи 18 Закона № 115-ФЗ является ошибочной, поскольку данная норма возлагает обязанность уведомлять в 10-дней срок налоговый орган работодателей или заказчиков работ (услуг), которые приглашают иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.

В данном случае представитель Управления в судебном заседании подтвердил, что гражданка Узбекистана осуществляет трудовую деятельность в порядке, не требующем получения визы, в соответствии со статьей 13.1 Закона № 115-ФЗ.

В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Поскольку ни закон № 115-ФЗ, ни Правила не содержат обязанности работодателя уведомлять налоговый орган в случае привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, апелляционная инстанция не усматривает в действиях Общества события вменяемого ему административного правонарушения.

Данное обстоятельство в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного Решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба ООО «Вереск» - удовлетворению.

Государственная пошлина, уплаченная ООО «Вереск» при подаче апелляционной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 декабря 2008 года по делу № А56-11793/2008 отменить.

Признать незаконным и отменить Постановление Управления Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Выборгском районе Ленинградской области от 10 апреля 2008 года о назначении административного наказания к протоколу № 364 от 10 апреля 2008г. ООО «Вереск» (ИНН 7802094736) на основании части 3 статьи 18.15 КоАП РФ.

Выдать ООО «Вереск» справку на возврат из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Л.А. Шульга

Судьи

И.Б. Лопато

Е.А. Фокина