Судебная власть

Постановление апелляции от 2010-04-22 №А29-12991/2009. По делу А29-12991/2009. Российская Федерация.

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

Постановление

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

22 апреля 2010 года

Дело № А29-12991/2009

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Черных Л.И.,

судей Немчаниновой М.В., Караваевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Каранкевич А.М.,

без участия представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лесозаготовительная компания»

на Решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.02.2010 по делу № А29-12991/2009, принятое судом в составе судьи Макаровой Л.Ф.,

по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми

к обществу с ограниченной ответственностью «Лесозаготовительная компания»



о взыскании 672 765 рублей 17 копеек,

Установил:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Лесозаготовительная компания» 671 452 рублей 12 копеек, в том числе 670 174 рублей 95 копеек недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2009 года (3 квартал) и 1 277 рублей 17 копеек пеней за их несвоевременную уплату, начисленных по состоянию на 17.11.2009.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 16.02.2010 заявленные требования в указанной части удовлетворены. В части взыскания 1 313 рублей 05 копеек производство по делу прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество с принятым судебным актом не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит Решение суда отменить, заявленные Управлением Пенсионного фонда требования оставить без рассмотрения.

По мнению заявителя, Управлением Пенсионного фонда не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, так как Общество не получало требование об уплате недоимки по страховым взносам от 17.11.2009 № 13660; в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о получении данного требования директором Общества или иным уполномоченным лицом; судом первой инстанции ошибочно применен абзац 2 пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, Общество считает, что указанное требование не позволяет проверить обоснованность начисления указанных в нем сумм недоимки и пеней (в требовании отсутствует расчет взыскиваемых сумм; из требования невозможно определить ставку пеней и дату, с которой они начисляются; расчет пеней Обществу не направлялся).

Управление Пенсионного фонда в отзыве на апелляционную жалобу не согласно с доводами заявителя.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Управление Пенсионного фонда представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ООО «Лесозаготовительная компания» представило расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 9 месяцев (3 квартал) 2009 года, согласно которому за указанный период Обществом начислены страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в сумме 481 659 рублей, страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 189 829 рублей. Уплата страховых взносов за указанные периоды Обществом не была произведена.

За несвоевременную уплату страховых взносов за 9 месяцев 2009 года Управление Пенсионного фонда начислило Обществу за период с 12.11.2009 по 17.11.2009 пени в общей сумме 1 277 рублей 17 копеек, в том числе по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 916 рублей 12 копеек и по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 361 рубль 05 копеек.

Управление Пенсионного фонда направило в адрес Общества требование от 17.11.2009 № 13660 об уплате указанных недоимки по страховым взносам и пеней в срок до 27.11.2009.

В связи с тем, что в установленный срок требование Обществом не исполнено, Управление Пенсионного фонда в соответствии с пунктом 4 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 2, 6, пунктом 2 статьи 14, статьей 24, пунктом 4 статьи 25, пунктами 2, 3, 4 статьи 25.1, статьей 26 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», подпунктом 2 части 1 статьи 148, статьей 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 46, пунктами 1, 5, 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.01.2006 № 18н и исходил из того, что Управлением Пенсионного фонда соблюден досудебный порядок урегулирования спора; требование об уплате недоимки и пеней от 17.11.2009 № 13660 соответствует установленным требования; размер задолженности и правильность начисления пеней подтверждены материалами дела.



Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ) ООО «Лесозаготовительная компания» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона № 167-ФЗ под расчетным периодом для уплаты страховых взносов понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями определены в статье 24 Федерального закона № 167-ФЗ.

В соответствии с указанной статьей сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Согласно статье 26 Федерального закона № 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.

Как видно из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается Обществом, на дату принятия решения судом первой инстанции задолженность Общества по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2009 года составила 670 174 рублей 95 копеек, в том числе 481 659 рублей на страховую часть трудовой пенсии и 188 515 рублей 95 копеек на накопительную часть трудовой пенсии (расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 9 месяцев 2009 года (3 квартал) - листы дела 16-18; реестры поступления платежей от страхователя - листы дела 20, 79; расчет суммы недоимки – лист дела 96; платежные документы).

Сумма пеней за неисполнение обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2009 года (в сумме 481 659 рублей на страховую часть трудовой пенсии и в сумме 189 829 рублей на накопительную часть трудовой пенсии) за период с 12.11.2009 по 17.11.2009 составила 1 277 рублей 17 копеек, в том числе 916 рублей 12 копеек по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, 361 рубль 05 копеек по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии. Частичная уплата недоимки по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии до взыскиваемой суммы задолженности в размере 188 515 рублей 95 копеек произведена Обществом после выставления требования от 17.11.2009 № 13660. Расчет пеней (листы дела 14-15) соответствует требованиям статей 24 и 26 Федерального закона № 167-ФЗ.

Доказательства уплаты Обществом взыскиваемой задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2009 года и пеней отсутствуют.

В соответствии со статьей 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

На основании пунктов 3 и 4 статьи 25 Федерального закона № 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц – пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.

В случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает в отношении юридических лиц – пятьдесят тысяч рублей, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Согласно статье 25.1 Федерального закона № 167-ФЗ в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должны содержаться сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на момент направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, установленном законодательством Российской Федерации, сроке исполнения требования, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылка на положения закона, которые устанавливают обязанность страхователя уплатить страховой взнос. Форма требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов утверждается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю по месту его учета. Указанное требование может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или индивидуальному предпринимателю (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. В случае, если указанные лица уклоняются от получения требования об уплате, оно направляется по почте заказным письмом. Указанное требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу статьи 2 Федерального закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как следует из пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в силу прямого указания закона в случае направления требования по почте заказным письмом соответствующая налоговая процедура признается соблюденной, независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

Таким образом, требование может быть передано законному или уполномоченному представителю организации лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Вышеназванные нормы не содержат предписания об обязательной передаче требования именно таким способом и не ограничивают право соответствующего органа направить требование по почте заказным письмом. Только если были приняты меры по вручению требования лично руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации, в случае невозможности вручить требование, оно в обязательном порядке должно быть направлено по почте заказным письмом, то есть уклонение от получения требования (невозможность вручить требование) не освобождает от обязанности по его отправке заказным письмом.

Из материалов дела (реестра отправки заказной корреспонденции и почтовой квитанции от 18.11.2009 (лист дела 13); письма Сыктывкарского почтамта ФГУП «Почта России» от 05.02.2010 (лист дела 99)) видно, что Управление Пенсионного фонда 18.11.2009 направило Обществу требование об уплате взыскиваемой недоимки по страховым взносам и пеней от 17.11.2009 № 13660 по его месту нахождения: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.Заводская, 21-6, по почте заказным письмом, которое 19.11.2009 было вручено секретарю Общества Никитиной А.Л.

Требование от 17.11.2009 № 13660 составлено по форме, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.01.2006 № 18н. В требовании указана сумма недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2009 года (сумма недоимки соответствует сумме страховых взносов, самостоятельно исчисленной страхователем и отраженной им в расчете авансовых платежей за 9 месяцев 2009 года); период, за который она образовалась (9 месяцев 2009 года, с учетом ранее предъявленной задолженности за полугодие 2009 года, то есть за 3 квартал 2009 года); сумма пеней, начисленных на недоимку за 3 квартал 2009 года, по состоянию на 17.11.2009; срок исполнения требования (до 27.11.2009); основания взимания названных в требовании сумм со ссылкой на положения Федерального закона № 167-ФЗ, которые устанавливают обязанность страхователя по уплате страховых взносов и пеней.

Следовательно, требование от 17.11.2009 № 13660 соответствует предъявляемым к нему требованиям закона.

Отсутствие указания в требовании установленного законодательством Российской Федерации срока уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, даты, с которой начислены пени, и ставки пеней, в рассматриваемом случае не является основанием для признания требования не соответствующим предъявляемым к нему требованиям закона и не нарушает права и законные интересы Общества. В требовании указано, что недоимка по страховым взносам образовалась за 3 квартал 2009 года; пени начислены на недоимку по страховым взносам за 3 квартал 2009 года. Сроки уплаты страховых взносов и порядок начисления пеней (в том числе начисление их со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов; принимаемая процентная ставка пеней) установлены статьями 24 и 26 Федерального закона № 167-ФЗ, и, соответственно, известны страхователю. Ссылка на указанные статьи Федерального закона № 167-ФЗ приведена в требовании от 17.11.2009 № 13660. В связи с этим суммы недоимки по страховым взносам и подлежащих уплате пеней были доведены до сведения страхователя, страхователь имел возможность проверить правильность их начисления.

Кроме того, к направленному страхователю требованию от 17.11.2009 № 13660 были приложены таблицы (расчеты) начисления пеней, начисленных на недоимку за 9 месяцев 2009 года за период с 12.11.2009 по 17.11.2009 (листы дела 14-15), что подтверждается карточной учета исходящей корреспонденции (лист дела 109).

С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что порядок взыскания сумм недоимки по страховым взносам и пеней Управлением Пенсионного фонда соблюден, основания для оставления заявления без рассмотрения отсутствуют.

Из материалов дела видно, что Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд в соответствии с пунктом 4 статьи 25 Федерального закона № 167-ФЗ. Срок обращения с заявлением в арбитражный суд Управлением Пенсионного фонда соблюден (пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми правомерно удовлетворил уточненные требования Управления Пенсионного фонда и взыскал с ООО «Лесозаготовительная компания» 670 174 рубля 95 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2009 года (3 квартал) и 1 277 рублей 17 копеек пеней за их несвоевременную уплату, начисленных по состоянию на 17.11.2009.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Следовательно, апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.02.2010 по делу № А29-12991/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лесозаготовительная компания» – без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Лесозаготовительная компания» в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 рублей.

Выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий

Л.И. Черных

Судьи

М.В. Немчанинова

А.В. Караваева