Судебная власть

Решение от 06 апреля 2010 года № А40-18085/2010. По делу А40-18085/2010. Москва.

Решение

г. Москва Дело № А40-18085/10-148-96

06 апреля 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2010 года

Полный текст решения изготовлен 06 апреля 2010 года

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи Нариманидзе Н.А.

При ведении протокола секретарем Гладышевой А.Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения «Инженерная служба Южнопортового района»

к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы

о признании незаконным постановлений о привлечении к административной ответственности №№ 100600405, 100800405 от 02.02.2010 г.

При участии:

от заявителя – Леонова Н.В. дов. от 01.03.2010г., Буркова Е.О. дов. от 01.03.2010г.

от ответчика – Арбузкин В.А. дов. от 23.12.2009г. № 05-08-3306/9

Установил:

Государственное учреждение «Инженерная служба Южнопортового района» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений о привлечении к административной ответственности №№100600405, 100800405 от 02.02.2010г., вынесенных Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, которыми заявитель привлечен к административной ответственности по ст.ст. 8.1, 8.41 КоАП РФ.



Заявитель поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении со ссылкой на отсутствие в его действиях составов административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 8.1, 8.41 КоАП РФ.

Ответчик заявленные требования не признал, суду представил письменные пояснения по спору, а также заверенные копии материалов дела об административном правонарушении. В подтверждение правовой позиции по спору ответчик ссылается на законность и обоснованность оспариваемых Постановлений, соблюдение им при их вынесении процессуальных требований КоАП РФ.

Изучив материалы дела, выслушав доводы заявителя и ответчика, суд считает, что требование заявителя обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в арбитражный суд.

С учетом представленных сторонами доказательств суд считает, что заявителем был соблюден 10-ти дневный срок, предусмотренный ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, ч.2 ст.208 АПК РФ на обжалование оспариваемых Постановлений.

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое Решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, в связи с чем, согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ оспариваемое Постановление проверено судом в полном объеме.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 10.01.2010 №100800405 в период с 10 января 2010г. по 30 января 2010 г. сотрудниками Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы была проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в области охраны окружающей среды Государственного учреждения «Инженерная служба Южнопортового района» на земельном участке, расположенном по фактическому адресу: г. Москва, ул.Шарикоподшипниковская, д.24.

В ходе проверки было установлено, что в ходе осуществления хозяйственной деятельности ГУ «Инженерная служба Южнопортового района» не соблюдаются экологические требования при планировании и эксплуатации предприятия, а именно: не разработан проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимит их размещения, что является нарушением ст.ст.22, 24 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ, ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления». В нарушение ст. 16 ФЗ № 7 от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», ст.23 ФЗ «Об отходах производства и потребления» не осуществляется плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Заявителем были представлены в Департамент истребуемые в соответствии с факсограммой от 20.01.10г. №100800405 документы, а именно: договор на оказание услуг по обезвреживанию отходов, заключенный между ГУ «Инженерная служба Южнопортового района» и ГУП г.Москвы «Экотехпром», расчет нормативов объема образования твердых бытовых отходов, график приема отходов на обезвреживание и др.

Выявленное правонарушение зафиксировано в акте проверки от 29.01.10г. №100800405. Указанный акт был составлен в присутствии руководителя Государственного учреждения «Инженерная служба Южнопортового района» Кувардиной Н.Г. (приказ №279-к от 18.06.08г.)

29.01.10 г. государственным инспектором Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Белоцерковской Е.В., составлены протоколы об административных правонарушениях №100800405 и №100600405.

Указанные протоколы были составлены при участии законного представителя ГУ «Инженерная служба Южнопортового района» Кувардиной Н.Г. (приказ №279-к от 18.06.08г.) При указанных обстоятельствах суд считает, что ответчиком не было допущено нарушений процессуальных требований КоАП РФ при составлении указанных протоколов, а именно: ч.1 ст.25.1, ч.2 ст.25.4, ст.28.2 КоАП РФ.

В этот же день вынесены определения о вызове лиц на рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Постановлением №100800405 о назначении административного наказания, вынесенным с участием представителя заявителя Кувардиной Н.Г., действовавшей на основании приказа №279-к от 18.06.08г., ГУ «Инженерная служба Южнопортового района» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в размере 20 000 рублей.



При указанных обстоятельствах суд считает, что ответчиком не было допущено нарушений процессуальных требований КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, а именно: ч.1 ст.25.1, ч.2 ст.25.4, КоАП РФ.

В соответствии со ст.8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ч.ч.1,3 ст.18 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

При этом, согласно ст.1 “Об отходах производства и потребления“ отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

Размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

Однако, ответчиком не установлено, какие виды деятельности осуществляются ГУ «Инженерная служба Южнопортового района», не указаны виды размещаемых отходов.

При указанных обстоятельствах суд считает, что в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Постановлением №100600405 о назначении административного наказания, вынесенным с участием представителя заявителя Кувардиной Н.Г., действовавшей на основании приказа №279-к от 18.06.08г., ГУ «Инженерная служба Южнопортового района» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в размере 50 000 рублей.

При указанных обстоятельствах суд считает, что ответчиком не было допущено нарушений процессуальных требований КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, а именно: ч.1 ст.25.1, ч.2 ст.25.4, КоАП РФ.

Согласно ст.8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Таким образом, из смысла указанных норм следует, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды. Вместе с тем, из оспариваемого постановления и представленных материалов административного дела не следует, что такие факты установлены в отношении ГУ «Инженерная служба Южнопортового района». Ответчиком не указаны виды отходов, наносящие вред окружающей среде, а также какие суммы за негативное воздействие подлежат внесению.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из изложенного следует, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Однако ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления ответчика не следует, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в оспариваемом постановлении ответчика отсутствуют сведения, относящиеся к событию совершенного правонарушения. Административный орган, рассматривая административное дело, не Установил, какие виды деятельности осуществляются обществом, какие объекты и как эксплуатируются обществом, связана ли его деятельность с воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид негативного воздействия из установленных Законом об охране окружающей среды осуществляется.

Вместе с тем, в силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В ходе производства по делам об административных правонарушениях №№100800405, 100600405 ответчиком не получено ни одного доказательства, позволяющего определить количество, вид, класс опасности, место накопления отходов. Ответчиком просто констатирован факт образования отходов, однако фиксация параметров, позволяющих сделать вывод о наличии обязанностей заявителя по составлению проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов, а также платы за негативное воздействие на окружающую среду не произведена, что не позволяет судить о наличии составов административных правонарушений в действиях Государственного учреждения «Инженерная служба Южнопортового района».

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного, в связи с установлением условий, предусмотренных ч.6 ст.210 АПК РФ, необходимых для признания незаконным и отмены оспариваемых Постановлений суд удовлетворяет заявленные требования.

На основании ст.ст. 1, 11,16 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 1.5, 2.1, 8.1, 8. 41, 23.1, 25.1., 25.4., 25.5, 26.1, 26.2, 26.11, 28.2, 28.4, 29.5-29.10, 30.1-30.8 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 71, 75, 167- 170, 176, 209, 210 АПК РФ, суд

Решил:

Признать незаконными и отменить полностью постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы №№100800405, 100600405 от 02.02.2010 г., о назначении Государственному учреждению «Инженерная служба Южнопортового района», юридический адрес: ул.Шарикоподшипниковская, д.24, ИНН 7723624892. административного наказания за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды в виде административного штрафа в размере 20000 руб. и 50000 руб. соответственно.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Нариманидзе Н.А.