Судебная власть

Решение от 2010-06-02 №А34-9256/2009. По делу А34-9256/2009. Курганская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации Решение г. Курган Дело № А34-9256/2009 02 июня 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2010 г.

Решение в полном объеме изготовлено 02 июня 2010 г.

Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Шестаковой Л.П.,

при ведении протокола судебного заседания судьёй Шестаковой Л.П.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации г. Кургана

заинтересованное лицо: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области

третье лицо: муниципальное учреждение «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана»

об оспаривании постановления от 26.11.2009 №14-21/60 о прекращении производства по делу об административном правонарушении

при участии в заседании:

от заявителя: явки нет,

от заинтересованного лица: Радченко Т.С., доверенность от 20.05.2009 №01-03-/1887, Савин Д.Б., доверенность от 14.01.2010№ 53,

от третьего лица: Тукачёв Ю.Г., доверенность от 05.05.2010

Установил:

Администрация г. Кургана обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 26.11.2009 №14-21/60 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, вынесенное заместителем главного государственного инспектора Курганской области по охране природы, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, которым Администра Ф.И.О. в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьёй 7.6., частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).



В обоснование данного требования заявитель указал, что Администрация г. Кургана не является субъектом правоотношений, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, не является водопользователем, не является хозяйствующим субъектом и не осуществляет сброс загрязняющих веществ, соответственно в действиях Администрации отсутствует состав, правонарушений, ответственность за которые установлена статьёй 7.6., частью 4 статьи 8.13 Кодекса.

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области с заявленными требованиями не согласен, в дело представлен письменный отзыв и материалы административного дела. Из отзыва следует, что Администрация г. Кургана осуществляет пользование, владение, распоряжение муниципальным имуществом – сетями ливневой канализации, вместе с тем не выполнила своих полномочий не передала сети хозяйствующему субъекту, не Определила ответственного за выполнение требований природоохранного законодательства при водопользовании (сбросе ливневых сточных вод в водные объекты). Состав административного правонарушения присутствует, несмотря на то, что вынесено постановлении о прекращении производства по административному делу. Оспариваемое Постановление вынесено в связи с тем, что за аналогичное правонарушение в отношении Администрации г. Кургана вынесено Постановление от 10.08.2009 № 14-21/37 о назначении административного наказания и наложен штраф в размере 30000рублей.

МУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» представлен письменный отзыв из которого следует, что третье лицо поддерживает доводы заявителя.

Определением суда от 14.01.2010 по ходатайству Администрации города Кургана производство по настоящему делу было приостановлено на основании части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до вступления в законную силу судебного акта по делу №А34-4942/2009 по заявлению Администрации г. Кургана об оспаривании постановления Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 10.08.2009 № 14-21/37 о назначении административного наказания.

Решением Арбитражного суда Курганской области от 21.01.2010 по делу № А34-4942/2009 требования Администрации города Кургана удовлетворены частично, Постановление Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 10.08.2009 № 14-21/37 о назначении административного наказания в части признания Админ Ф.И.О. в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признано незаконным и отменено, в остальной части требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2010 вышеуказанное Решение суда отменено в части отказа в удовлетворении заявленных Администрацией г. Кургана требований, признано незаконным и отменено Постановление Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 10.08.2009 № 14-21/37 о привлечении Администрацию г. Кургана к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 Кодекса.

В силу статьи 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд возобновляет производство по делу по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление.

Определением суда от 17.05.2010 назначено судебное разбирательство на 31.05.2010 в 11-00ч. для решения вопроса о возобновлении производства по делу, лицам, участвующим в деле разъяснено, что в случае отсутствия возражений дело может быть рассмотрено по существу спора в этом же заседании сразу после возобновления производства по делу.

В судебное заседание представитель заявителя не явился, в суд направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.

Представители заинтересованного лица и третьего лица не возражали против возобновления производства по делу и проведения судебного заседания по существу спора.

Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в дело представлен дополнительный отзыв, в котором ссылаясь на пункт 7 статьи 24.5, пункт 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса заинтересованное лицо просит отменить оспариваемое Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 26.11.2009 №13-21/60 и вернуть дело на новое рассмотрение в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.

Представитель третьего лица, ссылаясь на состоявшиеся судебные акты, указал на то, что Департамент необоснованно относит Администрацию г. Кургана к субъекту водопользования и субъекту вменяемого правонарушения.

Учитывая мнение лиц участвующих в деле, а также то, что обстоятельства, вызвавшие приостановление устранены, производство по настоящему делу возобновлено, дело рассмотрено в судебном заседании.

Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд Установилследующее.



Установлено, что Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области проведено административное расследование по факту нарушения природоохранного законодательства, выявленных в ходе плановой проверки Администрации города Кургана. По результатам проверки составлен акт от 28.08.2009-16.09.2009 № 14-18/87. Государственным инспектором по охране природы, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Курганской области Радченко Т.С. 13.11.2009 составлен протокол об административном правонарушении № 14-19/69. Административным органом вынесено Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 26.11.2009 № 14-21/60 в соответствии с которым Администрация Ф.И.О. в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.6 Кодекса - самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий и частью 4 статьи 8.13 Кодекса – нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение. В связи с наличием по данному факту постановления о назначении административного наказания от 10.08.2009 № 14-21/37, на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации города Кургана прекращено.

Из оспариваемого постановления следует, что Администрацией г. Кургана не приняты меры по организации выполнения требований водоохранного законодательства. Нормативы допустимого сброса ливневых сточных вод с территории г. Кургана в оз. Шум, р. Чёрная, оз. Новосеверное не разработаны. Решение на пользование водным объектом для сброса сточных вод не оформлено. Не принимаются меры по своевременному выявлению и устранению поступления хозяйственно-бытовых стоков в коллектор ливневой канализации. Выявлены факты поступления сточных вод с превышением предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ.

Также установлено, что Постановлением от 10.08.2009 за № 14-21/37 заявитель привлечён к административной ответственности по совокупности статей 7.6 Кодекса и части 4 статьи 8.13 Кодекса. В соответствии с данным Постановлением Администрации города Кургана вменяется в вину нарушение водного законодательства (статей 11,39,56,60 Водного кодекса Российской Федерации, статей 23,39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), выразившееся в самовольном занятии водного объекта р.Битевка для сброса сточных вод и использовании данного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом (статья 7.6 Кодекса), а также в нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение или истощение (часть 4 статьи 8.13 Кодекса).

В силу пункта 7 части 1 статьи 24.5. Кодекса наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела является основанием для прекращения производства по административному делу.

Таким образом, для прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5. Кодекса необходимо наличие двух условий в совокупности: совершение противоправных действий одним и тем же лицом и наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) административного производства.

Из дела видно, что административные производства в отношении Администрации г. Кургана были возбуждены по разным фактам противоправных действий, в связи с чем оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении №14-20/70 на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5. Кодекса у административного органа не имелось. Оспариваемое Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении является незаконным и подлежит отмене.

Доводы заинтересованного лица о том, что в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение уполномоченному административному органу, подлежит отклонению, поскольку рассмотрение арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов осуществляется по общим правилам искового производства с особенностями, определенными главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемое Решение или порядок его принятия не соответствуют закону, суд принимает Решение о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.

В пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ разъяснено, что судам при рассмотрении дел, отнесенных Кодексом к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Признать незаконным и отменить Постановление Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 26.11.2009 №14-21/60 о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://18aas.arbitr.ru) или Федерального арбитражного суда Уральского округа (http://fasuo.arbitr.ru).

Судья Шестакова Л.П.