Судебная власть

Решение от 2010-03-25 №А50-1749/2010. Решение от 25 марта 2010 года № А50-1749/2010. Пермский край.

Арбитражный суд Пермского края Именем Российской Федерации

Решение

г. Пермь

25марта 2010 г. № дела А 50-1749/2010

Резолютивная часть решения оглашена 22.03.2010 г.

Арбитражный суд в составе судьи Е.Б. Цыреновой

При ведении протокола судебного заседания судьей

Рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

ООО «СВТ Логистика»

к Пермской таможне

третье лицо – ФГУП «Радиочастотный центр Приволжского федерального округа» в лице Пермского филиала

о признании ненормативного акта недействительным, действий незаконными

В заседании приняли участие:

от заявителя: Копытин А.К., представитель по доверенности

от ответчика: Кобелева Т.В., представитель по доверенности

от третьего лица: Кузнецов Н.П., представитель по доверенности



ООО «СВТ Логистика» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать недействительным требование от 19.11.2009 и незаконным действие Пермской таможни по отказу в закрытии условного выпуска товара, выраженного в письме № 11-12/888 от 09.12.2009.

Свои требования заявитель мотивирует тем, что таможенный орган незаконно возлагает на общество обязанность по представлению на ввозимый товар – «игрушка детская пластмассовая машина на радиоуправлении 27мГц, 5 мВТ№» заключение о соответствии технических характеристик, выдаваемое ФГУП «Радиочастотный центр Приволжского федерального округа» в лице Пермского филиала, поскольку представление данного документа не предусмотрено таможенным законодательством, а также к законодательству, регулируемому внешнеторговую деятельность. В ходе судебного заседания, представитель общества заявленные требования поддержал, настаивает на их удовлетворении.

Представитель Пермской таможни с доводами общества не согласна, считает, что оспариваемое требовании и действие по отказу в выпуске товара в свободное обращение основано на законодательстве. Подробно доводы изложены в письменном отзыве. Представитель третьего лица поддерживает позицию таможенного органа, представлены письменные пояснения.

Изучив материалы дела, арбитражный суд Установилследующие обстоятельства.

Между ООО «СВТ Логистика» и Дзянсу Зарубежная Корпорация (Китай) заключен контракт № 643-2830 от 01.10.2008 на поставку товаров.

02.11.2009 декларантом ООО «СВТ Логистика» на Пальниковский таможенный пост Пермской таможни подана предварительная ГТД №10411080/021109/П013121 в таможенном режиме выпуск для внутреннего потребления, в том числе на товар № 5 - игрушка детская пластмассовая на радиоуправлении 27 мгц, 5 мвт маркировка 600662 - джип 17.5 на р/у с з/у 4 функ. 0916 в коробке - 24 шт.; изготовитель Хуада Той Ко ЛТД, товарный знак 7TONGDE.

Согласно спецификации радиоуправлением оснащены товары: машина артикул 600662. Товар поступил 17.11.2009; 18.11.2009 проведен таможенный досмотра товара (Акт № 10411080/191109/000862). 19.11.2009 декларанту выставлено требование о предоставлении заключения о соответствии технических характеристик РЭС, выданного Приволжским ФГУП РЧЦ, либо Решение ГКРЧ по товару № 5 «игрушка детская пластмассовая машина на радиоуправлении 27 мгц, 5 мвт. Данное требование исполнено не было.

В связи с не предоставлением требуемых документов, подтверждающих возможность ввоза товара на территорию РФ, декларанту в закрытии условного выпуска было отказано, что отражено в письме Пермской таможни № 11-12/888 от 09.12.2009 направленному в адрес общества.

Не согласившись с указанным требованием и действием таможенного органа об отказе в закрытии условного выпуска товара, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы заявления и отзыва на него, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд не усматривает оснований для признания недействительным обжалуемого решения исходя из следующего.

Согласно п. 2 ст. 127 ТК РФ при декларировании товаров декларант обязан подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения, указанные в ст. 131 ТК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 131 ТК РФ при декларировании товаров представляются, в частности, разрешения, лицензии, сертификаты или иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Согласно ч. 5 ст. 131 ТК РФ если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации. Декларант представляет в письменной форме обязательство о представлении документов в установленный срок.

Согласно ст. 158 ТК РФ запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима.

Согласно ст. 149 ТК РФ выпуск товара таможенными органами осуществляется, если в отношении товаров предоставлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.



При выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных ст. 149 ТК РФ, выпуск товаров не осуществляется.

В соответствии со ст. 153 ТК РФ таможенный орган незамедлительно уведомляет декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно декларант должен свершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров.

Согласно статье 164 Таможенного кодекса РФ товары приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

При этом ограничением неэкономического характера на ввоз отдельных видов товаров является обязательное подтверждение их соответствия обязательным требованиям.

При несоблюдении указанных условий товары подлежат условному выпуску в соответствии со статьей 151 ТК РФ (п. 3. ч. 1).

Согласно п. 1 ст. 32 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 08.12.2003 в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры, в том числе, необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 22 Федерального закона РФ «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства и обеспечивается в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ посредством проведения экономических, организационных и технических мероприятий, связанных с конверсией радиочастотного спектра и направленных на ускорение внедрения перспективных технологий и стандартов, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного травления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

Согласно пп. «б» п. 1 приложения 2 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному Приказом ФТС России № 536 от 25.04.2007, при декларировании товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ предоставляется разРешение, выдаваемое органами системы государственного надзора за связью, на ввоз радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств).

В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «О связи»:

радиоэлектронные средства - технические средства, предназначенные для передачи и ни) приема радиоволн, состоящие из одного или нескольких передающих и (или) приемных гройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное орудование;

выделение полосы радиочастот - разРешение в письменной форме на использование коннкретной полосы радиочастот, в том числе для разработки, модернизации, производства в РФ и (или) ввоза на территорию РФ радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств с определенными техническими характеристиками.

Постановлением Правительства РФ от 05.06.1994 № 643 утверждено Положение о порядке изготовления, ввоза в РФ и использования на территории РФ радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств), согласно которого:

Под радиоэлектронным средством (высокочастотным устройством) понимается техническое средство, состоящее из одного или нескольких радиопередающих или приемных устройств или их комбинации и вспомогательного оборудования.

К радиоэлектронным средствам (высокочастотным устройствам) относятся радиостанции, системы радионавигации, радиоопределения, системы кабельного телевидения и другие устройства, при работе которых используются радиочастоты выше 9 кГц.

Согласно п. 3 Положения выделение полос (диапазонов) радиочастот осуществляется Государственной комиссией по радиочастотам (далее ГКРЧ) при Министерстве РФ по связи и информатизации. Изготовление, приобретение, ввоз в РФ, использование (эксплуатация) радиоэлектронных средств гражданского применения на территории РФ осуществляются на основании разрешений, выдаваемых органами службы государственного надзора за связью в РФ в соответствии с установленным порядком по заявкам юридических и физических лиц.

ГКРЧ действует на основании Положения о государственной комиссии по радиочастотам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.07.2004 № 336, согласно п. 5 «в» которого в полномочия ГКРЧ входит выделение полос радиочастот для использования, в том числе, в целях разработки, модернизации, производства в РФ и (или) ввоза на территорию РФ радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств различного назначения. Решением ГКРЧ выделяется конкретная полоса радиочастот в зависимости от типа, модели, наименования и страны производителя радиоэлектронного средства Решение ГКРЧ о выделении полос радиочастот является разРешением в письменной форме с использование конкретной полосы радиочастот, в том числе для ввоза на территорию РФ радиоэлектронных средств.

При этом, пунктом 13 указанного Положения установлено, что Решение, принятые комиссией в пределах своей компетенции, являются обязательными для всех органов исполнительной власти, юридических и физических лиц, включая иностранных. Согласно пункта 16 данного Положения, принятые комиссией решения публикуются в средствах массовой информации. В соответствии с Решением ГКРЧ от 19.08.2009 № 09-04-08 такими источниками определены официальный Интернет-ресурс Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, издание «Связь-Информ», издание «Радиочастотный спектр»

Таким образом, доводы общества о том, что решения ГКРЧ не являются общедоступными документами судом отклоняются. Кроме того, судом отмечается, что ГКРЧ по своему статусу является межведомственным координационным органом, действующим при Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ и осуществляет регулирование использования радиочастотного спектра на коллегиальной основе (пункт 1 Положения), следовательно, издаваемые комиссией акты не носят нормативного характера, поэтому положения Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» на них не распространяются.

Решением ГКРЧ от 31.01.2005 № 05-04-01-001 «О выделении полос радиочастот для ввозимых из-за границы на территорию РФ радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств выделены полосы радиочастот для ввозимых из-за границы на территорию РФ радиоэлектронных средств в соответствии с прилагаемым перечнем. Данное Решение ГКРЧ является основанием для ввоза из-за границы на территорию РФ радиоэлектронных средств, приведенных в прилагаемом перечне.

Радиоуправляемые модели-игрушки включены в раздел XXX «Радиоуправляемые «модели-игрушки, переговорные рации».

Продукция компании Хуада Той Ко ЛТД (Huada Toy Co., LTD), изделия которой ввезло общество, в данном перечне отсутствует.

Решением ГКРЧ от 28.04.2009 № 09-03-05-2 раздел XXX «Радиоуправляемые модели-игрушки, переговорные рации» дополнен Примечанием «Технические характеристики РЭС должны соответствовать требованиям решений ГКРЧ».

Решением ГКРЧ от 28.04.2009 № 09-03-05-2 установлено, что для ввоза на территорию РФ РЭС, технические характеристики которых соответствуют техническим характеристикам, утвержденным обобщенными решениями ГКРЧ на выделение полос радиочастот, включенных в Перечень РЭС и ВЧ-устройств, разрешенных для ввоза на территорию РФ, утвержденный Решением ГКРЧ от 31.01.2005 № 05-04-01-001 (далее - Перечень), не требуется оформление отдельных решений ГКРЧ и включение конкретных типов ввозимых РЭС в Перечень, при наличии заключения радиочастотной службы о соответствии технических характеристик возимых РЭС техническим характеристикам, утвержденным обобщенными решениями ГКРЧ.

В соответствии с пунктом 1 Положения о радиочастотной службе, утвержденного Постановлением Правительства от 03.05.2005 № 279 радиочастотная служба представляет собой единую систему, включающую в себя находящиеся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия федеральное государственное унитарное предприятие – Главный радиочастотный центр (г. Москва) и федеральный государственные унитарные предприятия – радиочастотные центры федеральных округов. Пунктом 4 данного Положения к полномочиям радиочастотной службы отнесены в том числе, проведение экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, а также оформление заключений о результатах этой экспертизы.

Таким образом, требование Пермской таможни о представлении обществом заключения радиочастотной службы, а именно ФГУП «Радиочастотный центр Приволжского федерального округа (филиал в г. Перми) о соответствии технических характеристик ввозимых радиоуправляемых игрушек устройствам, включенным в перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, разрешенных для ввоза на территорию РФ, является правомерным. Доводы общества в указанной части судом отклонены.

Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к выводу о том, что отказ в закрытии условного выпуска товара, по причине непредставления обществом заключений о соответствии технических характеристик ввозимого товара, также является правомерным.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ госпошлина, уплаченная заявителем при обращении в арбитражный суд распределению не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 169, 170, 174, 200, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края

Решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Е.Б. Цыренова