Судебная власть

Решение от 2009-02-09 №А56-40591/2008. По делу А56-40591/2008. Ленинградская область.

Решение

г.Санкт-Петербург

09 февраля 2009 года Дело № А56-40591/2008

Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 09 февраля 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ульяновой М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петровой Е.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - ООО «Яркая ЗВЕЗДА»

заинтересованное лицо (ответчик) - Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном районах

об оспаривании постановления от 09.10.2008 № 78-04-08/1320

при участии

от заявителя - Пекуриной И.В. (доверенность от 01.07.2008 № 57);

от заинтересованного лица (ответчика) - Арсентьева В.М. (доверенность от 11.01.2009 № 78-00-15/22-99-09), Бородиной Е.Е. (доверенность от 29.01.2009 № б/н), Котовой М.В. (доверенность от 29.01.2009 № б/н);



Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Яркая ЗВЕЗДА» (далее - ООО «Яркая ЗВЕЗДА», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном районах (далее - Управление, административный орган, ответчик) от 09.10.2008 № 78-04-08/1320 о привлечении к административной ответственности на основании статей 6.6, 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, ссылаясь на то, что внутренний двор, на территории которого обнаружено складирование большого количества мусора, используется не только Обществом, но и другими организациями. Таким образом, принадлежность мусора Обществу не доказана Управлением, в связи с чем привлечение к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ необоснованно.

Представители ответчика против удовлетворения требований заявителя возражали, считая оспариваемое Постановление законным и обоснованным.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд Установилследующее.

Как видно из материалов дела, 25.09.2008 на основании распоряжения от 23.09.2008 № 78-04-08/2072 сотрудниками Управления проведено мероприятие по контролю соблюдения ООО «Яркая ЗВЕЗДА» требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в принадлежащем Обществу ресторане «Carl’s Jr», расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Садовая, д. 8. В ходе проверки выявлены нарушения Обществом положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) и требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, а именно:

крайне неудовлетворительное санитарное содержание территории, прилегающей к ресторану;

необеспечение своевременного вывоза мусора;

-складирование большого количества оборотной тары, отходов, в том числе крупногабаритных;

на тротуарной плитке имеются следы разлива растительного масла.

Результаты проверки отражены в акте от 25.09.2008 № 78-04-08/2072.

На основании акта и других материалов проверки 25.09.2008 уполномоченным должностным лицом административного органа в присутствии директора Общества Квасникова М.Ю. составлен протокол об административном правонарушении № 78-04-08/2072.

Управление усмотрело в действиях (бездействии) Общества нарушение статьи 17 Закона № 52-ФЗ, пункта 2.8 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1079-01, пункта 1.2 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 и вынесло Постановление от 09.10.2008 № 78-04-08/1320 о привлечении к административной ответственности на основании статей 6.6 и 8.2 КоАП РФ. Применив статью 4.4 КоАП РФ, административный орган назначил Обществу административное наказание в виде штрафа в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ в размере 100000 руб.

Считая названное Постановление незаконным, ООО «Яркая ЗВЕЗДА» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.



Как видно из материалов дела, Обществу вменяется нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения и несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

На основании статьи 11 Закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В силу пункта 1 статьи 17 Закона № 52-ФЗ при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.

Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах СП 2.3.6.1079-01, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.2001 № 31.

В соответствии с пунктом 2.8 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1079-01 территория организации должна быть благоустроена и содержаться в чистоте.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Санитарные правила содержания территорий населенных мест установлены в Санитарных правилах и нормах СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88.

Согласно пункту 1.2 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1998, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Нарушение Обществом законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами подтверждается материалами дела. Действия (бездействие) Общества квалифицированы Управлением по статьям 6.6 и 8.2 КоАП РФ.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Статьей 6.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 КоАП РФ, состоит в том, что виновный нарушает санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения в специально оборудованных местах, в случаях приготовления, хранения, реализации продуктов питания.

Однако из материалов дела следует, что Обществом допущено нарушение санитарно-эпидемиологических требований на территории, прилегающей к ресторану, а не в ресторане непосредственно, являющемся специально оборудованным местом организации питания населения. Кроме того, правонарушение допущено при обращении с отходами, а не в отношении продуктов питания.

Таким образом, в данном случае вышеуказанные действия (бездействие) Общества следовало квалифицировать по статьям 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» и 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами».

Довод заявителя об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, отклоняется судом по следующим основаниям.

По мнению Общества, при проведении проверки 25.09.2008 Управлением не установлен факт принадлежности мусора Обществу, поскольку прилегающая к ресторану «Carl’s Jr» территория - внутренний двор - используется не только Обществом, но и иными организациями, расположенными на данной территории, в частности, Санкт-Петербургским государственным академическим театром Комедии им. Н.П. Акимова, Бизнес-центром ООО «ИФК Капитал Консалтинг» и магазином «Елисеевский».

Как следует из статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Указанные данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела, из акта проверки от 25.09.2008 № 78-04-08/2072, протокола об административном правонарушении от 25.09.2008 № 78-04-08/2072, постановления по делу об административном правонарушении от 09.10.2008 № 78-04-08/1320 следует, что на прилегающей к ресторану «Carl’s Jr» территории складируется мусор: пустая картонная тара, кеги, металлическая тара из-под фритюрного масла, а также посторонние предметы: пластмассовая мебель летнего кафе - столы, стулья, газовые баллоны.

В объяснениях, данных при составлении протокола об административном правонарушении от 25.09.2008 № 78-04-08/2072, директор Общества Квасников М.Ю. признал наличие вменяемых Обществу нарушений и обязался их устранить в ближайшее время.

Кроме того, как следует из объяснений представителей ответчика и подтверждается материалами дела, основанием для проведения внеплановой проверки соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в принадлежащем Обществу ресторане «Carl’s Jr» явилось заявление ООО «Холдинговой компании Парнас», направленное в адрес Главного государственного санитарного врача Санкт-Петербурга. В названном письме содержится просьба оказать содействие в наведении санитарно-эпидемиологического порядка и улучшения уровня благоустройства во дворе дома № 8 по ул. Малая Садовая в Санкт-Петербурге в связи с нарушением рестораном «Carl’s Jr» санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к организациям общественного питания. В материалах дела также имеется письмо ЗАО «Карвей» аналогичного содержания (л.д. 25-29).

Учитывая приведенные доказательства, а также характер мусора, суд считает несостоятельным довод Общества о недоказанности административным органом факта образования отходов, складированных на территории, прилегающей к ресторану «Carl’s Jr», именно в результате хозяйственной деятельности ресторана.

Довод Общества о наличии у него договорных отношений с ЗАО «ПРЭО «Нежилой фонд» на вывоз мусора, в связи с чем, размещение (хранение, захоронение) отходов им не производилось, также несостоятелен.

Объективную сторону статьи 8.2 КоАП РФ образует несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований не только при захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, но также при их сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, и транспортировке.

При таких обстоятельствах факт несоблюдения Обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами подтвержден имеющимися в деле доказательствами, что влечет административную ответственность по статье 8.2 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.

Как следует из материалов дела, Постановлением от 09.10.2008 № 78-04-08/1320 Обществу назначено наказание в максимальном размере санкции статьи 8.2 КоАП РФ - 100000 руб.

Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Вопреки приведенным положениям закона в постановлении от 09.10.2008 № 78-04-08/1320 не указаны основания, которыми руководствовался ответчик, избирая в качестве меры административного наказания штраф в размере 100000 руб.

Обстоятельства, отягчающие ответственность заявителя, административным органом не приведены и судом не установлены.

На основании статьи 4.2 КоАП РФ суд считает обстоятельством, смягчающим административную ответственность ООО «Яркая ЗВЕЗДА», совершение административного правонарушения впервые.

Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 Постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.

При таких обстоятельствах суд считает возможным снизить размер штрафа, предусмотренного санкцией статьи 8.2 КоАП РФ, до 50000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Изменить Постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном районах от 09.10.2008 № 78-04-08/1320 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Яркая ЗВЕЗДА» к административной ответственности на основании статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снизив размер штрафа до 50000 руб.

На Решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судья Ульянова М.Н.